читайте также
Если вы руководитель и только что приняли предложение о новой работе, вам, наверное, много о чем нужно подумать. Вполне нормально, что вас заботит вопрос, как быстро освоиться в новой роли, особенно если вы покидаете должность, которую занимали какое-то время, и мысли о переменах не дают вам покоя. Возможно, вам приходится думать о логистике переезда или о том, как новая работа повлияет на жизнь вашей семьи.
Понятно, что вы смотрите в будущее, но важно не упускать из виду и настоящее. Ваш уход оказывает большое влияние на коллектив и организацию. От того, как вы пройдете этот этап, зависит, как вас запомнят другие сотрудники компании, и это может пойти на пользу или во вред вашей репутации.
Рассмотрим два примера.
Дэвида*, одного из руководителей финансового отдела крупной фирмы по производству потребительских товаров, недавно попросили дать рекомендацию бывшему коллеге, ищущему новую работу. Коллега был отличным специалистом, но перед увольнением сообщил о своем решении в очень короткие сроки и оставил после себя беспорядок. Помня об этом, Дэвид в итоге не решился рекомендовать его и отказался. Он не хотел рисковать собственной репутацией.
Анна*, технический директор компании, предоставляющей профессиональные услуги, до последнего дня работала сверхурочно, пытаясь самостоятельно завершить важный проект. Из-за этого она не смогла уделить достаточно времени преемнику и не поставила значимую точку во взаимодействии с командой. В результате проект, в который она вложила всю душу и который, как она думала, останется важным результатом ее работы, был закрыт. Только постфактум Анна осознала, что не подготовила все необходимое для его продолжения: она была так сосредоточена на выполнении своих задач, что забыла о других членах коллектива.
Не позволяйте себе попадать в подобные ловушки. Чтобы не рисковать своим наследием и репутацией, важно ответственно подойти к своему увольнению. Основываясь на нашем более чем 20-летнем опыте коучинга руководителей на переходных этапах в карьере, мы рекомендуем предпринять следующие шаги после уведомления о том, что вы покидаете должность.
1. Определите приоритеты
Реально оцените, что вы успеете сделать до своего последнего дня на рабочем месте. Сосредоточьтесь на проблемах, которые только вы как действительно единственный человек, обладающий знаниями, опытом и связями, можете решить. Вот какие вопросы стоит себе задать, чтобы определить свои приоритеты на этапе увольнения:
• Каковы самые важные задачи, над которыми я работаю, и кого нужно к ним привлечь?
• Какие прошлые сведения, техническая или административная информация могут быть утеряны, когда я уйду, и как подготовить других, чтобы закрыть этот пробел?
• Что еще мне нужно успеть, чтобы можно было не сомневаться в результатах своей работы в этой организации?
• Какие проекты и битвы мне придется оставить незавершенными, даже если это и расстраивает?
2. Обозначьте личные границы
После того как вы проясните свои приоритеты на этапе увольнения, важно установить личные границы, чтобы не отвлекаться и не втягиваться в новые кризисы. Обсудите с руководителем, командой, непосредственными подчиненными и заинтересованными сторонами, что для вас самое важное. С вашим уходом что-то изменится и для ваших бывших коллег, и в команде подчиненных, поскольку им придется как-то заполнить создавшийся вакуум в распределении полномочий. Важно при увольнении прояснить роль каждого сотрудника, а также то, как они связаны с другими заинтересованными сторонами и клиентами. От вас требуется внимательно переадресовывать нужным людям запросы, касающиеся вашего участия в решении различных проблем, важно обязательно вовлекать других в процесс и с каждым днем все меньше самому заниматься операционными задачами.
После объявления об уходе следует быть готовым к тому, что вы не будете участвовать в принятии решений на будущее. Кроме того, вы также неизбежно потеряете часть влияния. Теперь другие должны принимать верные решения, и вам придется на них полагаться.
3. Создайте подробный переходный план для руководителя
Ваш руководитель должен понимать, что потребует внимания после вашего ухода. Также может быть полезно предоставить: 1) информацию о будущем руководстве и структуре отдела; 2) о возможных сложностях в бизнесе и 3) рекомендации по наилучшему процессу передачи обязанностей преемнику и другому ключевому персоналу. Обобщите все это в рабочем документе и отправьте его начальнику. Ваш план также будет зависеть от готовности топ-менеджера и команды взять на себя часть ваших обязательств, вне зависимости от того, заменят ли вас, разделят ваши обязанности между другими или вовсе упразднят должность.
4. Подготовьте коллег
Уделите время тому, чтобы подготовить команду к следующему этапу взаимодействия с новым руководителем. Если вы будете работать, как привыкли, то членам коллектива будет сложно адаптироваться к переходу. Стремитесь укреплять доверие между сотрудниками, записывайте и делитесь тем, чего вы достигли вместе. Поговорите с ними о планах на будущее. Попросите также определить, кто имеет решающее значение для их успеха и что вы можете сделать, чтобы укрепить отношения между заинтересованными сторонами, прежде чем уйти.
Имейте в виду, что попрощаться с командой может быть труднее, чем кажется. Безусловно, приятно, когда люди приходят за советом, прислушиваются к вашему мнению или задаются вопросом, что же они будут делать, когда вы уйдете. Однако все это может создать зависимость как раз в то время, когда членам коллектива необходимо стать более самостоятельными.
Творчески подходите к планированию подведения итогов. Например, один руководитель фармацевтической компании предложил команде нарисовать временную шкалу и отметить, когда сотрудники присоединились к подразделению, а также отобразить совместные взлеты и падения. Коллеги провели вместе около трех часов, анализируя приобретенный опыт и знания.
5. Подготовьте преемника к успешной работе
Преемник должен извлекать выгоду из вашего опыта, а не начинать с нуля. Признайте, что некоторые решения лучше оставить на его усмотрение, но для этого ему понадобится правильная информация. Если вы не подойдете со всей ответственностью к тому, что делаете и как общаетесь с другими, то неосознанно подведете людей. Каковы скрытые факторы, влияющие на ситуацию в организации? Давление заинтересованных сторон, внутренняя политика компании, ограниченные ресурсы, культурные ценности, географические связи и многое другое могло стать решающим. Что нужно признать, предпринять или изменить, чтобы обеспечить дальнейший успех? Как вы и ключевые заинтересованные стороны диагностируете проблемы, стоящие перед командой? Какие три идеи вы можете предложить коллегам для достижения изменений в текущем контексте?
В то же время не оставляйте своему преемнику проблемы, которые сможете лучше решить самостоятельно. Например, вам нужно поговорить о неэффективной работе с более слабыми сотрудниками и выяснить, как они отреагируют на вашего преемника. Некоторые правильные решения, такие как реструктуризация команды или увольнение неэффективных работников, могут не пользоваться популярностью, поэтому у вас может возникнуть соблазн их избегать. Постарайтесь не оправдывать бездействие рационализацией: «Стиль работы моего преемника может дать лучшие результаты», или «Если сейчас что-то пойдет не так, это разрушит мою репутацию», или «Возможно, начальник и HR будут поддерживать нового человека». Смелость вести важные разговоры и принимать правильные решения настраивает преемника на правильные поступки.
6. Будьте уважительны и отзывчивы
Вы можете быть очень вдохновлены своей новой ролью и стремиться как можно быстрее сбежать из организации. Но так вы рискуете получить репутацию человека, который «уже ушел». Речь идет о ситуации, когда вы не обращаете внимание на бывших членов команды и всех, кто по-прежнему зависит от вашего руководства. Репутация отстраненного, безразличного, слишком амбициозного или чрезмерно эгоцентричного работника может прийти с вами и на новую должность. Поймите, что коллегам, возможно, хочется провести время совместно, чтобы завершить предыдущий этап и поблагодарить вас за важную роль в их жизни.
Не все всегда заканчивается хорошо. Возможно, к вашему увольнению привели какие-то обстоятельства, из-за которых вы чувствуете себя оскорбленным или недооцененным. Но если нет этических или правовых нарушений в отношении вас, подумайте дважды, прежде чем уходить в знак протеста или пытаться в этот момент отыграться. Публичное высказывание личных обид редко приносит удовлетворение в долгосрочной перспективе, зато таким образом вы можете сжечь мосты в отношениях с теми людьми в организации, которые готовы вам помочь. Чаще всего руководство объединяется вокруг сотрудников, которые остаются в фирме. Постарайтесь говорить о том, чего вы достигли с помощью других и что приобрели благодаря опыту работы в компании. Делая акцент на положительные моменты, вы задаете тон своего ухода.
Подведем итоги: не пренебрегайте необходимостью уйти по-хорошему, даже если вы очень сосредоточены на своем новом начинании. Это справедливо вне зависимости от того, идете ли вы на «работу своей мечты», уходите на пенсию после долгой карьеры или покидаете пост из-за реструктуризации. Переходы неизбежно вызывают целый спектр эмоций от волнения и гордости до чувства потери и неуверенности. Завершающая фаза — это не просто уход; это возможность укрепить свою репутацию, подготовить старую команду к будущему успеху и установить хорошие отношения и крепкие связи.
• Имена в статье изменены