Пагубная привычка к правоте | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пагубная привычка
к правоте

Наихудший вариант для дальнейших рабочих отношений – это борьба.

Автор: Джудит Глейзер

читайте также

Trip Report: Berlin

Джек Ма: «Если вы действительно хотите что-то делать, делайте это без денег»

Высокая цена гибкости

Гретхен Гэветт

«Управлять такими случаями — это как бросаться на амбразуру»

Такое, наверняка, случалось и с вами: ваша команда напряженно работает над большим проектом, и в разгаре встречи вы пытаетесь отстоять свое видение его реализации, как вдруг чувствуете, что вам это не удается. Ваш голос становится громче. Вы говорите с одним из своих коллег на повышенных тонах, чтобы показать ошибочность его позиции. Он не сдается, и тогда вы врубаете максимальную мощность, стремясь убедить всех присутствующих в своей правоте. Ваши ощущения сродни трансперсональным переживаниям, «опыту вне тела», и во многом это так и есть. С точки зрения нейрохимии, ваш мозг уже не под вашим контролем.

В ситуациях сильного стресса в мозг устремляются потоки гормона и нейротрансмиттера кортизола. Под его влиянием отключаются механизмы, ответственные за такие сложные мозговые процессы, как разрабатывание стратегии, установление доверительных отношений и сострадание. В этот момент контроль берет наш инстинктивный мозг, мозжечковая миндалина. Организм выбирает оптимальные химические реакции, чтобы защитить себя, в нашем случае – от стыда и потери власти, связанных с положением неправоты, и в результате теряет способность управлять своими эмоциями и справляться с несовпадением ожиданий и реальности. И тогда мы прибегаем к одному из четырех путей: борьба (продолжаем отстаивать свою позицию), бегство (отступаем и присоединяемся к мнению большинства), блокировка (прекращаем все споры на данную тему и замолкаем) или примирение (мило улыбаясь, соглашаемся с оппонентом).

Все четыре варианта нехороши, поскольку делают невозможным открытый и продуктивный обмен мнениями. Но имея опыт нескольких десятилетий консультирования управленцев в области межличностного общения, могу свидетельствовать, что наихудший вариант для дальнейших рабочих отношений – это борьба. К сожалению, именно к нему люди и прибегают чаще всего.

Ответственность за такое положение вещей отчасти лежит на другом нейрохимическом процессе. Когда вы побеждаете в споре, ваш мозг наполняют гормоны адреналин и допамин, позволяющие вам чувствовать себя классным, доминантным и даже непобедимым. Это такое ощущение, которое любой из нас захочет пережить вновь. Так что когда мы снова оказываемся в стрессовой ситуации, мы снова выбираем борьбу. Мы «подсаживаемся» на правоту, как на наркотик.

Мне пришлось работать с десятками неимоверно успешных лидеров, страдающих этой пагубной привычкой. Они были виртуозами борьбы за свою точку зрения (что, действительно, неплохо во многих случаях), но при этом абсолютно не осознавали, насколько негативно влияло их поведение на окружающих людей. Когда один человек опьянен своим доминированием, остальные вынуждены прибегать к одному из четырех выходов, описанных выше – борьба, бегство, блокировка или примирение, но в итоге бывают загнаны в положение покорности. Так или иначе, в дальнейшем их желание сотрудничать существенно уменьшается.

К счастью, есть еще один гормон, который вызывает такое же волшебное состояние, как и адреналин - это окситоцин. Он активизируется в межличностом общении и открывает целую сеть механизмов в предлобной доле коры головного мозга, являющейся нашим «центром управления». Это, в свою очередь, увеличивает нашу способность доверять и открываться другим, что необходимо для информационно-энергетического обмена. Вашей целью как лидера должно быть стимулирование производства окситоцина в себе и окружающих и предотвращение (по крайней мере в том, что касается общения) выбросов в организм кортизола и адреналина.

Предлагаю вам несколько упражнений, призванных помочь вам и вашим сотрудникам преодолеть пагубную привычку быть правым:

Установите правила участия. Если вам предстоит встреча, во время которой могут случиться неприятные эксцессы, начните ее с уточнения правил участия в обсуждении. Пусть все желающие поделятся своими идеями о том, как сделать разговор конструктивным и комфортным для всех. Запишите все предложения, так, чтобы люди могли их видеть. Например, вы можете согласиться давать выступающим чуть больше времени на то, чтобы объяснить свою позицию по тому или иному вопросу, в то время как остальные будут слушать, воздерживаясь от суждений. Такого рода практики будут противостоять тенденции прибегать к «вредным» моделям ведения разговора. По окончании встречи, проанализируйте, насколько успешно удалось соблюсти оговоренные правила, и настройтесь на дальнейшие успехи в последующих встречах.

Слушайте, сопереживая. В разговорах один на один, постарайтесь меньше говорить и больше слушать. Чем больше Вы узнаете о взглядах Вашего собеседника, тем легче Вам будет проникнуться к нему уважением и сочувствием. А когда Вы ведете себя так по отношению к другим, они, в свою очередь, испытывают желание вести себя так же по отношению к вам. Такой заколдованный круг, в хорошем смысле слова.

Наметьте заранее список выступающих. Если вы знаете, что на встрече будет присутствовать человек, известный своим стремлением доминировать, дайте возможность высказаться всем. Попросите всех участников определиться, кто хотел бы поделиться важной информацией, идеями, планами. Составьте список выступающих с конкретными темами и используйте его в качестве детальной повестки дня, давая право голоса каждому по очереди, задавая вопросы, стимулирующие дискуссию, и делая заметки.

Уважительные и сочувственные отношения предотвращают конфликты. Уверяю вас, что даже самые завзятые «умники», привыкшие бороться за свою правоту и побеждать любой ценой, могут расстаться с этой вредной привычкой, «подсев» вместо этого на модели поведения, стимулирующие выработку окситоцина.