читайте также
Руководители набрасываются на тех, кто не в силах себя защитить: к такому пугающему выводу приходит Педро Невес в исследовании, опубликованном в Journal of Occupational and Organizational Psychology. В статье разобраны 193 «спаринга» начальников и подчиненных в различных отраслях.
Меня эти результаты встревожили, но, к сожалению, они вполне соответствуют моему опыту работы на должности командного консультанта в десятках компаний.
Вот краткие выводы из работы Невеса.
Подчиненные с пониженной самооценкой (замеряется самоуважение и ощущение контроля) и не получающие достаточной поддержки со стороны коллег, чаще других подвергаются агрессии со стороны вышестоящих (обвинениям и даже оскорблениям). То есть дурной руководитель преследует самых слабых.
Склонность нападать на тех, кто не способен дать отпор, обостряется, когда начальник сам попадает в напряженную или угрожающую ситуацию (например, после сокращения штатов). Причем и в стрессе боссы распространяют свою агрессию не на всех, а только на самых слабых членов команды.
Читайте материал по теме: Как ссориться с пользой для дела
Сотрудники с низкой базовой самооценкой не могут напрямую противостоять таким нападкам. Зато они перестают усердствовать в выполнении своих обязанностей и не поддерживают никакие общие начинания коллектива или компании.
Эти выводы полностью совпадают с динамикой дисфункциональной команды, которую я описал в своей книге. Эта убийственная динамика порождается и усугубляется треугольником, в котором каждая сторона должна сыграть свою роль: руководитель, нападающий на слабых, подбитая жертва, которая не умеет себя защищать, и свидетели, которые не вмешиваются в эти явно неблагополучные отношения. Изменить динамику могла бы любая из трех сторон, если бы вела себя иначе.
Если вы — начальник
Если вы — начальник, прежде всего посмотрите в зеркало и спросите свое отражение, не вы ли виновник этой деструктивной динамики. Будьте честны с самим собой: не вымещаете ли вы личные проблемы на том члене команды, который никак не научится давать сдачу? Никто в вашем коллективе не попал в порочный круг, в котором менталитет жертвы превращается в повседневную практику?
Осознание — первый шаг в правильном направлении. Дальше нужно решить, что делать. Существует ли конструктивный способ разобраться с проблемами, не срывая разочарование на коллективе? Даже осознание факта, что источник вашего разочарования находится за пределами команды, уже пойдет вам на пользу. Если вас тревожит неопределенность вашего собственного положения, не вымещайте ее на подчиненных, а обратитесь напрямую к своему боссу и решите вопрос. Если вас злит решение вышестоящих, найдите уместный способ выразить озабоченность, а не проецируйте негативные эмоции на подчиненных.
Затем нужно подумать о дальнейшей судьбе слабого члена команды. Беспомощный человек вам ни к чему. Если заниматься его перевоспитанием нерентабельно, организуйте ему перевод в другой отдел или вовсе увольте. Если же этот человек обладает уникальными навыками или у него сложились доверительные отношения с клиентами, то имеет смысл потратить время и силы и помочь ему преуспеть. Постарайтесь укрепить самооценку этого сотрудника и наладить его отношения с коллегами.
Читайте материал по теме: Как руководить двумя людьми, которые ненавидят друг друга
Ваши недобрые слова и даже язык тела подсказали сотрудникам, что этого человека можно не уважать и не поддерживать. Проанализируйте свое поведение: скорее всего, во время разговора вы не смотрите этому человеку в глаза и даже отклоняетесь всем телом. Начните понемногу корректировать невербальные сигналы и постарайтесь быть в общении с этим человеком открытым и приветливым.
Если вы — жертва
Если вы страдаете от придирающегося начальника, сумейте за себя постоять. Кто улыбается и терпит, навлекает на себя еще более злобную агрессию. Прежде всего нужно осознать, что поведение босса, скорее всего, вызвано стрессом (то есть не вами лично), однако вы представляете из себя удобную мишень, вот на вас босс и отводит душу.
Дайте начальнику понять, что впредь вы не намерены играть роль мальчика для битья. Выскажетесь вежливо, но твердо: «Полагаю, мы можем решить эту проблему, не повышая голоса» или: «В моем отчете есть все пункты, которые мы обсуждали во вторник». Если нужно, обратитесь за поддержкой к коллегам: «Брэд, мы обсуждали этот подход, выскажи свое мнение, пожалуйста».
Читайте материал по теме: «Отчаянная вежливость» может разрушить вашу карьеру
И ни в коем случае не вымещайте обиду на своей же работе. С вами поступили несправедливо, вас не ценят, но неужели вы дадите боссу весомые причины для такого отношения? Каждый раз, когда вам захочется пораньше уйти с работы, направьте энергию на продуктивный разговор или займитесь существенным проектом.
Если вы наблюдаете за ситуацией со стороны
Если вы стали свидетелем деструктивных отношений между начальником и членом коллектива, не оставайтесь равнодушным, действуйте. Молча смотреть, как унижают коллегу — все равно что не вмешаться, когда малыша обижают в песочнице. Исследования подтвердили, что чаще всего унижают именно тех, кто не пользуется поддержкой других сотрудников.
Поддержите своего товарища и помогите советом. Если вы видите, что он может какими-то поступками улучшить свою репутацию, подскажите ему, как это сделать. Если начальник деструктивно ведет себя на общем собрании, попытайтесь его остановить. Например, если босс все время перебивает кого-то из подчиненных, предложите, наоборот, выслушать этого человека. Так и скажите: «Мне интересно мнение Салли». А если начальник все время критикует, не стесняйтесь вслух выразить свое несогласие. Поделитесь с коллегой собственной уверенностью и репутацией, и он сможет укрепить свое положение в команде и в глазах босса.
Любой человек может переломить нездоровую динамику, если сам поведет себя иначе. Нужна воля, чтобы разглядеть и признать дурное поведение, отвага, чтобы что-то изменить, — и дело того стоит.
Читайте по теме: