Что скрывается за словом «возможно» | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что скрывается за
словом «возможно»

Почему люди выражаются неоднозначно

Авторы: Майкл Дж. Мобуссин , Эндрю Мобуссин

Что скрывается за словом «возможно»
Tachina Lee / Unsplash

читайте также

Гендиректор SC JOHNSON: как и почему компания действует вопреки собственным интересам

Джонсон Фиск

Правила постоянного успеха

Стадлер Кристиан

Почему благих намерений недостаточно для эффективного сотрудничества

Рон Ашкеназ

Как повысить разговорный интеллект

Джудит Глейзер

Люди часто используют в речи слова с неопределенным значением: «Скорее всего, пойдет дождь», «Есть вероятность, что они запустят проект раньше нас», «Вряд ли медработники устроят забастовку». Такие выражения не только субъективны, но и по-разному интерпретируются разными людьми. Вы говорите «вполне возможно», а другой человек понимает это как «далеко не факт». Наше исследование показывает, насколько велика может быть эта разница в понимании и к каким проблемам она может привести.

Известен случай (он знаком по крайней мере тем, кто интересуется этой темой), когда в марте 1951 года отдел национальных оценок ЦРУ опубликовал документ, в котором было сказано, что существует «серьезная вероятность» нападения Советского Союза на Югославию. Шерман Кент, профессор истории из Йельского университета, которого пригласили в Вашингтон на службу в ЦРУ, был озадачен формулировкой «серьезная вероятность». Исходя из этих слов, он оценил вероятность нападения приблизительно в 65%. Когда он поинтересовался у членов отдела национальных оценок, что они имели в виду, они назвали разные цифры от 20% до 80%. Такой большой разброс был неприемлем, ведь разные значения предполагали совершенно разные выводы. В качестве решения Кент предложил перейти на цифры, с сожалением отметив: «Мы не использовали цифры... А теперь оказалось, что и словами пользовались неправильно».

С тех пор мало что изменилось. Сегодня в сферах бизнеса, инвестиций и политики люди продолжают использовать размытые выражения, описывая вероятность того или иного исхода. Почему? По мнению профессора психологии Пенсильванского университета Филипа Тетлока, который углубленно изучал тему прогнозирования, «размытые формулировки дают политическую безопасность».

Описывая таким образом предполагаемые результаты, вы обеспечиваете себе пространство для маневра, чтобы потом не остаться в дураках. Если все произойдет так, как вы предполагали, вы сможете заявить: «Я же говорил, что это может случиться». В противном случае будет легко выкрутиться: «Я лишь сказал, что это может случиться». Подобные неоднозначные слова не только позволяют говорящему избежать категоричности, но и дают слушающему возможность интерпретировать их в соответствии со своими убеждениями. В результате мы получаем плохую коммуникацию.

Чтобы решить эту проблему, Шерман Кент постарался описать взаимоотношения между словами и степенью вероятности, которую они обозначают. В самой известной версии эксперимента он показал фразы, которые содержали выражающие вероятность слова и словосочетания, примерно двадцати офицерам НАТО и попросил их выразить вероятность в цифрах. Этим людям часто приходилось читать разведывательные сводки. Они согласились в интерпретации некоторых слов, но другие вызвали у них существенные разногласия. С тех пор ряд исследователей получил схожие результаты.

В нашем новом исследовании мы преследовали две цели. Первая — привлечь больше респондентов и охватить тех, кто не имеет отношения к разведке и научному сообществу. Вторая цель — выявить различия в зависимости от пола и возраста, а также между носителями английского языка и теми, для кого он неродной.

Вот три основных урока, которые мы извлекли.

Урок 1: цифры помогут избежать недопонимания

В ходе исследования мы просили обычных людей соотнести 23 широко употребимых слова или выражения (показанных в случайном порядке) с процентами вероятности. На изображении показаны результаты опроса 1700 человек.

В глаза бросается существенный разброс в интерпретациях некоторых слов. Для других выражений размах вариаций не так велик. Большинство опрошенных считают, что «всегда» (англ. «always») означает «в 100% случаев». А вот насчет выражения «реальная возможность» (англ. «real possibility») мнения сильно расходятся — от 20% до 80%. В целом, различные вариации выражений со словом «возможно» понимаются неоднозначно и вызывают путаницу.

Мы также выяснили, что мужчины и женщины по-разному воспринимают выражающие вероятность слова. На таблице ниже показано, что женщины соотносят такие неоднозначные слова и выражения, как «может быть», «возможно» и «может произойти», с более высокой вероятностью, чем мужчины. Опять же можно заметить, что слово «возможно» и его вариации часто вызывают недопонимание. Наши выводы согласуются с результатами анализа, проведенного командой по анализу данных сайта Quora, где пользователи задают вопросы и отвечают на них. Специалисты Quora выяснили, что женщины чаще мужчин используют размытые слова и формулировки, даже когда в той же степени уверены в сказанном.

Мы не увидели значительных различий в интерпретации у разных возрастных групп или у носителей английского и тех, для кого этот язык неродной. Исключением стало лишь одно выражение — «точное попадание» (англ. «slam dunk»). В среднем носители английского языка считали, что ему соответствует вероятность в 93%, а другие участники называли цифру 81%. Поэтому, чтобы изъясняться понятно, культурно-окрашенных выражений и, в частности, спортивных аналогий, стоит избегать.

В важных вопросах, когда крайне необходимо достичь взаимопонимания, избегайте неточных слов и выражений и обращайтесь к помощи цифровых обозначений.

Урок 2: структурный подход поможет определить вероятность

Как говорилось выше, одна из причин, по которой люди используют размытые выражения, — желание снизить риск ошибки. Но люди прячутся за словами еще и потому, что не знакомы со структурным подходом к определению вероятности.

Во многих источниках говорится, что мы часто бываем слишком уверены в своих суждениях. В ходе другого нашего исследования респонденты должны были ответить, верны ли 50 утверждений (например, «Расстояние между Землей и Солнцем одинаково на протяжении года»), и указать степень уверенности в своем ответе. В исследовании приняли участие более 11 тыс. человек. Результаты показали, что в среднем участники были уверены в правильности 70% ответов, в то время как среднее количество действительно правильных ответов составило лишь 60%. Уверенность респондентов оказалась завышенной на 10%. Этот вывод подтверждается и другими психологическими исследованиями.

Противоположную картину дает анализ вероятностных прогнозов, которые делают сотрудники разведки. В большинстве случаев предположения более опытных аналитиков о вероятности тех или иных событий и фактические результаты (то, что действительно произошло) не сильно разнятся. И дело здесь — если не учитывать особенности профессии — в их более критическом отношении к своим предсказаниям.

Как научиться правильно определять вероятность?

В ситуации, когда степень вероятности неясна (в отличие, например, от игры в орлянку, где шансы выпадения орла или решки равны) вы имеете дело с тем, что специалисты по теории принятия решений называют субъективной вероятностью. Она не имеет отношения к фактической вероятности, и отражает степень уверенности человека в том или ином результате. С поступлением новой информации субъективная оценка вероятности должна быть скорректирована.

Один из способов определить субъективную вероятность — сравнить свою оценку с конкретным примером. Скажем, в следующем квартале ваши конкуренты собираются представить новый товар, и это может нарушить продажи вашего самого прибыльного продукта. Вы пытаетесь оценить вероятность того, что они этого не сделают. Представьте эту ситуацию в виде простого пари: «Если они не запустят продукт, я получу миллион. Если запустят — не получу ничего».

Теперь представьте банку, в которой лежит 25 зеленых и 75 синих шариков. Закройте глаза и возьмите один. Достав зеленый, вы получите миллион, достав синий, — ничего. Вы понимаете, что шанс вытащить зеленый шарик и получить деньги — один к четырем (25%).

На что вы предпочтете поставить: что конкуренты не запустят продукт, или что вы вытащите нужный шарик из банки?

Если вы выбрали второе, значит вы считаете, что вероятность выиграть это пари (25%) выше, чем вероятность угадать с планами конкурентов. Иными словами, субъективная вероятность того, что конкуренты не запустят новый товар — меньше 25%.

Чтобы проделать то же самое с другой степенью вероятности, представьте другое соотношение шариков в банке. Если зеленых шариков 10, а синих 90, вы снова предпочтете это пари угадыванию планов ваших конкурентов? В таком случае, субъективная вероятность того, что на рынке появится новый продукт, составляет менее 10%.

Урок 3: обратная связь поможет делать более точные прогнозы

Используете ли вы размытые фразы или точные цифры, вы в любом случае занимаетесь прогнозированием. Утверждая, что существует «реальная возможность», что конкуренты запустят продукт, вы пытаетесь предсказать будущее. В деловой сфере, как и во многих других, важно уметь делать точные прогнозы, а это требует практики. Но недостаточно просто делать много прогнозов: здесь нужна обратная связь. Она поможет отслеживать ваши успехи в оценке вероятности.

Публицисты и влиятельные мыслители часто говорят о будущем, но обычно не дают точных определений, так что невозможно отследить, насколько оправдались их прогнозы. Например, аналитик может предположить: «Вероятно, Facebook* еще долгие годы останется самой популярной социальной сетью». Точность этого прогноза сложно оценить, поскольку он субъективен, а под «вероятно» может подразумеваться множество различных вариантов. А вот пример точного и пригодного для количественной оценки утверждения: «С вероятностью 95% число ежемесячных пользователей Facebook* в течение следующего года будет составлять более 2,5 млн». Кроме того, точность этого прогноза поддается измерению, и поэтому позволяет получить обратную связь.

Мастера прогнозирования дают множество точных прогнозов и отслеживают результаты с помощью, например, показателя Бриера. Такая проверка требует указания конкретных цифр (число ежемесячных пользователей Facebook* будет составлять более 2,5 млн), конкретного периода (в течение следующего года) и конкретной вероятности (95%). Научиться этому тяжело, но это необходимо для совершенствования навыка прогнозирования. А чем точнее ваши прогнозы, тем более удачные решения вы принимаете. Следующие онлайн-ресурсы упростят задачу. С помощью Good Judgment Open (проект создали Филип Тетлок и другие специалисты в области теории принятия решений) и Meta*culus можно попрактиковаться в прогнозировании. На рынках предсказаний, например, на сайте PredictIt, можно подкрепить свои прогнозы реальными денежными суммами.

В следующий раз, поймав себя на том, что вы называете сделку или другое событие «маловероятным» или «реально возможным», остановитесь и спросите себя, с какой долей вероятности и в какой период оно должно произойти, и каких именно результатов вы ожидаете. Очертите рамки своего предположения, и ваша точка зрения станет понятна как окружающим, так и вам самим.

Об авторах

Эндрю Мобуссин (Andrew Mauboussin) — специалист по обработке и анализу данных в Twitter.

Майкл Дж. Мобуссин (Michael J. Mauboussin) — директор по исследованиям в компании BlueMountain Capital Management, профессор бизнес-школы Колумбийского университета в Нью-Йорке.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена