Модернизация народа | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Модернизация народа

Сегодняшнее понимание успеха в развитом мире не однозначно.

Автор: Елена Евграфова

Модернизация народа

читайте также

Почему в обвале китайского рынка нет ничего удивительного

Линда Юэ

Будущее ритейла: к чему нужно готовиться на самом деле

Светлана Баланова

Российские регионы: где делать бизнес

Фатхиев Дмитрий визуализация: Волчковой; Натальи руководством под ЦЭФИР/РЭШ исследователей группа Данные:

Почему так трудно внедрять генеративный ИИ

Дэнни Го,  Марк Эспозито,  Пол Ли,  Теренс Це

Идеолог президентских реформ Игорь Юргенс заявил на пресс-конференции, что в провале модернизации виноват народ. Трудно спорить с тем, что русский народ архаичен, безынициативен, пассивен, невежественен, ленив и пр. Вопрос в том, кто задает культурные приоритеты, кто формирует ценности и какова вина элит в том, что народ деградирует.

Власти в последние годы не очень-то стремились закрепить в народе ценности, способствующие модернизации и развитию общества, хотя в их руках были мощные инструменты для этого. К сожалению, и образованный класс тоже приложил руку к тому, чтобы эти ценности в народе не укоренились. Российская художественная интеллигенция почему-то взъелась на культ успеха, который начал проникать к нам с Запада, разглядев в нем нечто чуждое российскому характеру, опасное для русской идентичности. Это правда, что отечественному характеру свойственна пассивность Емели. Многие сегодня мечтают о том, чтобы оказаться в «правильной» компании и без особых усилий получать большие деньги. Но хорошо ли это и так ли опасен для нас культ успеха?

Отношение западного мира к успеху сильно изменилось за последние пятьдесят лет. Эрих Фромм еще в 1940-х годах обличал тот успех, который больше всего пугает российскую интеллигенцию, — успех, превращающий человека в рыночную личность, то есть в существо без индивидуальности, движимое одной целью — стать наиболее востребованным и дорогим товаром на рынке личностей. Такой человек все время подстраивает и перекраивает себя под ожидания тех, кто платит: если есть спрос на креативность, он станет креативным, если требуются бунтовщики, начнет бунтовать, а если ветер переменился и лучше оплачивается покорность — немедленно станет покорным и исполнительным.

Сегодняшнее понимание успеха в развитом мире не так однозначно. Нет универсальных целей и нет универсального успеха, во всяком случае, статус и деньги теперь — не единственные параметры для его измерения. Успех — это воплощение индивидуальной мечты. Мечта становится целью, достижение которой и признается успехом. Для одного целью может стать кругосветное путешествие, для другого — построенный по собственному замыслу дом. Для кого-то успех — это победить в конкурсе или написать книгу, для кого-то — создать лучшую в городе школу или разбить фруктовый сад.

Лет восемь назад, когда я еще работала в «Ведомостях», мы опросили около десятка генеральных директоров — мы спрашивали, что действительно мотивирует людей, побуждает их лучше работать. Ответ нас немного обескуражил. Оказалось, и особенно характерно это было для немосковских предприятий, за определенной чертой дохода люди теряют интерес к его росту. Во всяком случае, они не готовы прилагать усилия, чтобы получать больше денег. Им хватает на привычную жизнь, а на большее они не замахиваются.

Не важно насколько цель амбициозна — даже мещанская, мелкая, потребительская цель заурядного обывателя весьма полезна для общества, она делает человека более дисциплинированным и энергичным, побуждает его учиться и больше работать. К тому же она развивает его индивидуальность и в конечном счете делает более счастливым.