Четыре элемента успешной цифровой трансформации | Большие Идеи
Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре элемента успешной цифровой трансформации

Андрей Шипилов , Антуан Эмон-Лоран , Дидье Руйар , Натан Ферр
Четыре элемента успешной цифровой трансформации
Иллюстрация: Andrew Brookes/Getty Images

Несмотря на продолжающиеся дискуссии о том, что означает цифровая трансформация для давно работающих на рынке компаний, этот вопрос по-прежнему вызывает значительные затруднения. Лидеры, отвечающие за эту задачу, разрываются на части, пытаясь удовлетворить конкурирующие запросы отделов ИТ, маркетинга, продаж и производства. В отсутствие четкого понимания сути цифровой трансформации ответственными назначают не тех людей, привлекают не те ресурсы, используют не те KPI, и этим обрекают проекты на провал.

Чтобы разобраться в путанице, необходимо понять, что цифровая трансформация — это не что-то одно, а многосторонний процесс, включающий разные этапы в зависимости от отрасли и цифровой зрелости бизнеса. Мы ведь помним, как мы изменили свое отношение к компьютерам. Когда-то для нас они были устройствами, выполняющими узкий набор функций на периферии организации. Но со временем компьютеры стали устройствами, выполняющими множество задач различными способами. Так же теперь пора изменить мнение о цифровой трансформации с монолитной концепции на понимание, что она означает множество разных вещей для разных частей организации. Так вы сможете четко сформулировать, о какой трансформации идет речь, и строить соответствующие планы.

Опираясь на наши совместные исследования компаний, в которых идет цифровая трансформация, мы предлагаем воспользоваться схемой, помогающей разобраться в путанице и конфликтующих запросах. Она содержит четыре элемента цифровой трансформации, которые мы наблюдаем сегодня: обновление ИТ, цифровизация операций, цифровой маркетинг и цифровой бизнес. Все четыре являются частью процесса цифровой трансформации в большинстве компаний. Если не разобраться в их отличиях, сложно понять, что делать дальше и как инвестировать: ресурсы, инструменты, цели, поддержка высшего руководства и KPI, необходимые для успеха, в каждом случае будут абсолютно разными. Четко понимая их различающиеся требования, вы сможете находить грамотные компромиссные решения и добиваться заметного прогресса.

Ниже мы перечислим четыре основных элемента и способы их применения, позволяющие добиться успеха. С какого элемента начать вашей компании, будет зависеть от ее контекста, потребностей, а также цифровой зрелости. Обычно компании реализуют первые элементы, описанные в схеме, в начале процесса цифровой трансформации, но по мере накопления опыта могут добавить дополнительные элементы.

Четыре элемента

Обновление ИТ

Для многих компаний цифровая трансформация начинается с обновления ИТ-инфраструктуры, а также мобильной и облачной инфраструктуры и озер данных. По сути, это возможность использовать бюджет, выделенный на «цифровые инициативы», для модернизации ИТ и платформ коммуникаций в организации. После обновления ИТ у компании появляются современные инструменты, с которыми она может добиться повышения эффективности и удовлетворенности сотрудников и сократить затраты на поддержание ИТ.

В некоторых компаниях этот процесс уже в разгаре, но многие пока не могут разобраться, как обновить цифровую инфраструктуру. Часто с этого вопроса и начинается процесс цифровой трансформации. Он требует времени, и для этой задачи необходимо привлекать ИТ-архитекторов, но в результате можно получить современные платформы с более эффективными инструментами для работы с клиентами и при этом снизить расходы на поддержание систем. Для более зрелых компаний все равно требуются инвестиции, если они хотят пользоваться более современными инструментами, такими как искусственный интеллект.

Этот элемент цифровой трансформации обычно возглавляет директор по ИТ или технический директор, а к KPI, указывающим на успех, относятся появление новых инструментов, снижение затрат на обслуживание систем, более высокий уровень удовлетворенности сотрудников и более высокие показатели бизнеса. Недавнее исследование IDC указывает на то, что организации, начавшие перенос ERP в облако как часть инициативы цифровой трансформации до пандемии COVID-19, достигли лучших результатов, чем те, кто не сделал этого.

Цифровизация операций

Вторым крайне важным элементом цифровой трансформации, который часто реализуют в начале пути, является цифровая оптимизация, упрощение и рационализация существующих процессов. Ее цель — использовать цифровые инструменты, включая более продвинутые технологии, такие как ИИ, 5G и интернет вещей, и с их помощью создать оптимальные условия для роста бизнеса.

советуем прочитать

Об авторах

Андрей Шипилов (Andrew Shipilov) — профессор международного менеджмента бизнес-школы INSEAD. Соавтор книги «Network Advantage: How to Unlock Value From Your Alliances and Partnerships».

Антуан Эмон-Лоран (Antoine Hemon-Laurens) — старший партнер Quadient по программе DigitalNOW!.

Дидье Руйар (Didier Rouillard) — вице-президент международной компании Quadient, специализирующейся на программном обеспечении для управления клиентским опытом.

Натан Ферр (Nathan Furr) — доцент стратегического планирования в Школе бизнеса INSEAD и соавтор книг «Innovation Capital» (HBR Press, 2019), «Leading Transformation» (HBR Press, 2018), and «The Innovator’s Method» (HBR Press, 2014).

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Сначала продать, потом сделать
Али Абдул,  Оньема Винсент,  Пескьера Ривера Марта