Сюжет для небольшого рассказа | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сюжет для
небольшого рассказа

Каждому из нас приходится рассказывать о себе. И если мы ищем новую работу, нам нужно заинтересовать слушателей — от этого во многом зависит наш успех.

Авторы: Ибарра Эрминия , Лайнбэк Кент

Сюжет для небольшого рассказа

читайте также

Шесть мифов о разработке продукта

Дональд Рейнертсен,  Стефан Томке

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Мы регулярно проводим встречи для руководителей высшего звена, лишившихся высокооплачиваемой работы. Благодаря таким встречам они могут установить профессиональные связи. Участники рассказывают о себе: о том, чем занимались раньше и чем хотели бы заниматься впредь. Они по очереди встают и оглашают составленные по хронологическому принципу послужные списки. Многие начинают с самой первой работы, кто-то даже называет место рождения. Они стараются ничего не упустить.

Эти люди в большинстве своем за отведенные им две минуты (в течение которых им не удается привлечь к себе внимание аудитории) так и не успевают добраться до самого главного — рассказа о том, к чему стремятся теперь. А те, кто успевает вовремя завершить свое повествование, в основном просто упоминают четыре-пять областей, в которых им интересно было бы попробовать себя. После выступлений участников семинара начинается обсуждение их проблем, но помочь людям, которые сухо перечисляют «только факты», сложно. Слушатели не могут понять, будут ли полезны их связи и информация для выступавших. Хуже того — они особенно и не стремятся вникнуть.

Мы занимаемся исследованиями и консультированием в области профессиональной переориентации и не раз наблюдали, как люди пытаются объяснить, какая именно новая работа им нужна и почему. Один из авторов этой статьи, собирая материал для своей книги, нашел множество примеров того, как люди резко меняли профессию; другой долго обучал сотрудников организаций и частных лиц тому, как рассказывать о себе, чтобы получить хорошую работу. Мы оба не раз присутствовали на встречах по установлению профессиональных связей и можем заверить: та, что мы описали, — вовсе не исключение из правил. Но мы видели и людей, которые на этапе смены карьеры умело пользовались своими связями и получали нужную им поддержку. И мы пришли к выводу, что есть фактор, больше остальных влияющий на удачный исход дела. Этот фактор — умение хорошо рассказать о себе.

Зачем нужны истории

Хорошо знать человека — значит знать, какие события повлияли на его формирование, какие испытания и перемены довелось ему пережить. Если мы хотим, чтобы кто-нибудь получше узнал нас, мы рассказываем о своем детстве, семье, школе, первой любви, об эволюции своих политических взглядов и т.д.

Но особенно многое зависит от умения рассказать о себе, когда мы решаемся сменить профессию. Если мы находим убедительные слова для коллег, начальников, домочадцев или чужих людей, которых видим впервые на собеседовании, — то те, к кому мы обращаемся, верят в нашу способность добиться намеченной цели.

Уточним: настаивая на пользе убедительного рассказа о себе, мы не призываем грешить против истины и подтасовывать факты. Напротив, мы имеем в виду сообщения правдивые и столь захватывающие, что слушатели становятся кровно заинтересованными в нашем успехе. Во время описанной выше встречи слушатели ничего подобного не чувствовали. Тогда не было и самого рассказа, а значит, и контекста, в котором перечисленные должности представлялись бы значимыми, и ничто не предвещало заключительного акта пьесы — достижения цели (например, получения работы).

К тому же, придумывая и рассказывая историю, задевающую слушателей за живое, мы сами начинаем верить в себя. Для большинства людей период поиска новой работы связан с замешательством, потерянностью, неуверенностью и незащищенностью. Мы напуганы. Мы спрашиваем себя: «Что это — начало новой жизни или начало конца?» Мы колеблемся, не зная, цепляться за прошлое или повернуться лицом к будущему. Почему? Мы упустили повествовательную нить своей профессиональной жизни. Нет захватывающего рассказа, который связал бы факты нашей биографии, объединил их, придал им смысл и высветил цель, и нам кажется, что мы не управляем своей жизнью. Хорошая история убеждает нас в том, что наши планы не лишены смысла, что, переходя на другую работу, мы не перечеркиваем все, чего с таким трудом добились, и не ставим, ведомые собственным эгоизмом, под угрозу свою семью и материальное благополучие близких. Хорошая история помогает побороть разочарование и отчаяние, вынести тяжелую работу.

Получается, что без убедительного рассказа о себе невозможно успешно сменить работу. Между тем большинство из нас, как и участники той встречи, не умеют с выгодой использовать силу слова. Если мы и выстраиваем свою историю, то не лучшим образом. Наверное, отчасти потому, что многие забыли, как рассказывать истории. Но даже лучшие рассказчики пасуют перед таким сюжетом, как смена профессии, — сюжетом напряженным и изобилующим сложными проблемами. Не зная, что делать, мы сдаемся и придерживаемся стратегии «только факты».

Смена профессии — сюжет для рассказа

Не понятно на первый взгляд, в чем сложность сюжета о переходе на другую работу, ведь это, по определению, готовый материал для хорошего рассказа (см. врезку «Основные элементы классического рассказа»). Протагонист, конечно же, вы, и на карту поставлена ваша карьера. Важнее только любовь, жизнь и смерть. И такая история — всегда рассказ об изменяющемся мире. Вас уволили, или вам кажется, что ваша жизнь стоит на месте. Возможно, случилось что-то непредвиденное или на вас снизошло озарение, и оно обозначило для вас точку невозврата — конец второго действия, периода отчаяния и борьбы. В финале пьесы, если все идет благополучно, вы избавляетесь от напряжения и неопределенности и начинаете новую главу своей жизни или карьеры.

Истории о переходе к другому роду деятельности не только обладают всеми составляющими классического рассказа; основные элементы в них очевидны. Обратите внимание на то, что оказывается движущей силой повествования. Это перемена, конфликт, напряжение, разрыв. Чем нас может зацепить фильм или роман? Переломом, разрывом с прошлым, тем, что мир каким-то непостижимым образом изменился и протагонисту придется выяснять, кто он есть на самом деле. Если этих составляющих нет, повествование будет вялым. Ему будет не хватать того, что романист Джон Гарднер называл потоком развития — ощущения пути, движения вперед. У сюжетов о переходе на другую работу этого недостатка нет.

Вспомните библейскую легенду об обращении святого Павла. Савл, ревнитель закона иудейского, жестоко преследовал христиан. И вот однажды, как гласит Новый Завет, когда он был по пути в Дамаск, его «внезапно осиял» свет с неба и он услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» После того, как голос смолк и сияние исчезло, «Савл… с открытыми глазами никого не видел». Свет он увидел лишь тогда, когда «исполнился Святого Духа», то есть изменил свое мнение о христианах: «...тотчас словно чешуя отпала с глаз его, и вдруг он прозрел». И Савл стал Павлом, одним из главных христианских учителей.

Когда люди начинают вспоминать, как меняли работу, оказывается, что в их историях, как и в притче о Павле, есть поразительные эпизоды. Видно, как в какой-то момент все встает на свои места. Пелена спадает с наших глаз, и мы понимаем, куда нам идти.

Подобный перелом произошел и в жизни 46-летней Люси Хартман (все имена в статье изменены), менеджера, специалиста по информационным технологиям. Люси наверняка стала бы исполнительным директором своей компании, но, пройдя наш тренинг, она увидела заманчивую альтернативу: ей понравилась идея стать консультантом по организационному развитию. Правда, Люси не хватало духу резко изменить свою жизнь. Она решила приближаться к цели постепенно: перешла в меньшую компанию, где могла применить на практике все, чему научилась на тренинге. «Я уже поняла, что хочу делать что-то другое, — рассказала она, — но мне нужно было собраться с духом, прежде чем попробовать себя в новом деле. И я осталась в сфере высоких технологий, которую хорошо знала, но снова села за парту — поступила в магистратуру на курс организационного развития, решила, что хотя бы разовью свои навыки руководителя, а кроме того, у меня появится стимул окончательно отказаться от старой профессии». Тем не менее еще несколько месяцев Люси провела во внутренних метаниях: ей казалось, что глупо бросать старую работу, не имея в перспективе новой, и уйти с головой в учебу.

Но одно за другим произошли три события, заставившие Люси изменить свое мнение. Во-первых, она приняла участие в конференции, посвященной организационным преобразованиям, прослушала выступления корифеев, познакомилась с людьми, работающими в этой области. Она поняла, что ей не хватает именно этой среды. Во-вторых, ее компания должна была слиться с другой, и ей пришлось бы перейти на новую должность, сложную во многих отношениях. О том, что было в-третьих, Люси рассказывает так: «Однажды муж спросил меня: "Ты счастлива? Если да, то все прекрасно, но ты не выглядишь счастливой». Это оказалось последней каплей: Люси ушла с работы и полностью сосредоточилась на учебе.

История Люси показывает, насколько важны переломные моменты. Благодаря им мы яснее видим, что в нашем сюжете есть смысл, а слушателям они нравятся, поскольку придают рассказу остроту и закручивают его в новом направлении. Именно переломные моменты заставляют слушателей податься вперед и задать вопрос, который вызывает любая увлекательная история: «А что было дальше?»

Секреты захватывающей истории

Вернемся к той встрече по установлению профессиональных связей и прозвучавшим на ней скучным историям (скорее, антиисториям). Если сюжеты о смене профессии со всем их драматизмом, со всеми коллизиями так подходят для устного рассказа, то почему топ-менеджеры ограничились лишь перечислением своих должностей и не коснулись самого интересного — переломных моментов? Вспомните историю Люси, и вы поймете, что события, которые могли бы стать переломными, случаются с нами едва ли не каждый день. Для Люси они приобрели огромное значение лишь потому, что она придала им такое значение. В этом смысле мы больше похожи на Люси, чем на Савла. Поэтому нам надо научиться, используя поворотные моменты, придавать повествованию динамику и живость.

Кроме того, история о смене профессии должна затронуть слушателя эмоционально. Рассказывайте ее так, чтобы он почувствовал: на карту поставлено что-то очень важное для вас. Но когда вы приходите на интервью или выступаете перед незнакомыми людьми, сделать это сложно.

Есть еще одно обстоятельство, из-за которого трудно рассказывать о себе, особенно о душевных переломах: с одной стороны, мы должны доверять слушателям, а с другой — наша история должна вызывать доверие у них. История о том, как жизнь дала трещину, сразу вызывает вопросы по поводу способностей, надежности и предсказуемости рассказчика. Слушатель думает: «Где гарантии, что ты отличишься на новой работе, если раньше никогда не занимался этим делом?» А на более глубоком уровне подозрения еще серьезнее: «А вдруг ты потом передумаешь? Ведь один-то раз уже передумал?»

Говорить о таких глубоко личных вопросах, как душевный кризис или завершение очередного этапа жизни, значит провоцировать вопросы о том, кто мы такие и можно ли нам верить. Никому не хочется нанимать человека, который через полгода снимется с места — и поминай как звали. И вот мы устраняем подробности, которые сделали бы наш рассказ занимательным. Чтобы слушатели поверили нам, мы стараемся выглядеть в их глазах солидно  — а получается скучно и серо.

Можно ли не только рассказать интересную историю, но и завоевать доверие аудитории? Да, можно, но нужно понимать, что именно вызывает доверие.

Последовательность

Чтобы история была интересной, события в ней должны развиваться последовательно, иначе она распадется на несвязные куски. Это требование настолько очевидно, что его часто считают чем-то само собой разумеющимся. Однако от того, насколько оно выполняется, во многом зависит успех историй о переходе на новое поприще.

Вот с какой проблемой столкнулся Сэм Тайерман, которого мы консультировали, когда он искал новую работу. Сэм 18 лет возглавлял отделы персонала в нескольких крупных региональных банках. Последние три места работы оказались неудачными. В одном банке он попал под сокращение штатов, из другого ушел, сохранив о нем не лучшие воспоминания, а из третьего его выгнали. Именно тогда он понял, что пора менять род занятий. Когда он отвечал за карьерный рост сотрудников и с удовольствием следил за их профессиональным развитием, то раздражался, если приходилось выполнять административные функции и заниматься рутиной. Когда оказался под началом человека, который считал работу с персоналом самым важным направлением и назначил его одним из своих заместителей, он расцвел. А попав в компанию, где к сотрудникам относились как к рабам и поэтому предъявляли соответствующие требования к отделу персонала, Сэм возненавидел свою работу. Его чувства были настолько очевидны, что при первом же удобном случае от него избавились. На самом деле Сэм связывал большие надежды с этим местом. Гендиректор, при котором он пришел, считал, что работа с персоналом имеет стратегическое значение для компании. Но он ушел, а его преемник думал иначе.

В итоге Сэм отчаялся найти начальника-единомышленника. Подобно многим недовольным руководителям, он решил, что лучше работать в начинающей с нуля компании. Но он не обладал ни опытом, ни качествами, которые ценят люди, создающие и финансирующие новые фирмы. Было непонятно, как, излагая историю свой карьеры, Сэм сможет примирить два мира, между которыми пролегает глубокая пропасть: солидный, далекий от борьбы за существование банковский и бурный — нового зарождающегося бизнеса.

Последовательная биография подразумевает, что наша жизнь — это цепь сменяющих друг друга взаимосвязанных и значимых событий. Другими словами, прошлое, настоящее и будущее находятся на одной траектории.

В истории о том, как вы начинаете с чистого листа профессиональную жизнь, последовательность играет решающую роль, поскольку именно она заставляет слушателя верить вашим словам. Правильно выстроив свой рассказ, вы убедите других в разумности ваших поступков и вашем будущем успехе — и в том, что вы человек надежный.

Важно и то, что заодно вы лишний раз убеждаетесь в своей правоте. И действительно, переходные периоды трудны прежде всего тем, что нарушается плавный ход событий. Представьте себе карикатуру: человек шагает с отвесной скалы; он все еще перебирает ногами и не понимает, что под ним бездна, пока не глянет вниз. Каждый, кто ищет новую работу, чувствует себя так же. Последовательность заменяет нам твердую почву под ногами. Без нее мы словно висим между небом и землей — и боимся, что, если посмотрим вниз, рухнем и разобьемся.

Шарлотта Линд, лингвист, которая изучала значение последовательного изложения фактов в биографиях, считает, что последовательность вырастает из непрерывности и причинной обусловленности. Если мы не соблюдаем оба эти принципа, то у нас появляется ощущение бессвязности, или, как пишет Линд, возникает «страшное подозрение, что жизнь — случайность, цепь совпадений». А то, что пугает нас, безусловно, оттолкнет и тех, кто нас слушает.

Непрерывность и обусловленность

Теперь понятно, почему большинство выступавших на встрече по установлению профессиональных связей просто сухо перечисляли факты. Они пытались скрыть разрыв в цепи событий и, приукрасив истинное положение вещей, представить дело так, будто бы они и не думали совершать резкий поворот в профессиональной жизни. Они не хотели выглядеть сбившимися с пути неудачниками. Тактика была неправильной, ведь слушатели обычно чутко улавливают непоследовательность в биографиях. Более того, они и настроены прежде всего на последовательность. И если они ее не увидят, то это их отпугнет и подорвет их доверие. Мы, как рассказчики, должны подробно разъяснить важность перемен, о которых повествует наша история. Мы выполним это условие, не поколебав доверия слушателей, если сосредоточимся на непрерывности и причинной обусловленности. Вот несколько полезных советов.

Причины, по которым вы хотите сменить работу, должны быть обусловлены вашим характером. Нет, пожалуй, более убедительного довода в пользу перемен, нежели какая-то внутренняя причина, особенность характера. Вот простейший вариант объяснения такого рода: «Я понял, что у меня это получается» или «Мне нравится эта работа». Этот прием (его целесообразность отмечала Линд, а наши подопечные, которые использовали его, добивались отличных результатов) позволяет рассказчику добавить важный штрих — упомянуть потребность в саморазвитии. Мы можем попробовать себя в чем-то, приобрести новый опыт и благодаря этому лучше понять, чего хотим.

Переломные моменты жизни можно рассматривать в этом ракурсе. Не стоит обосновывать поиски новой работы лишь внешними причинами. Увольнение — факт, который нельзя не упомянуть, но вряд ли этот факт подтвердит обоснованность наших исканий. Если придавать чрезмерное значение таким причинам, то слушатели решат, что мы просто плывем по течению.

Доводов в пользу вашей идеи должно быть как можно больше. На наш взгляд, нужно сослаться на причины не только личного, но и профессионального характера. Чем богаче и разнообразнее будут ваши доводы в пользу смены работы, тем более понятной и приемлемой она покажется слушателям. Сэм, бывший глава отдела персонала, назвав несколько проектов, над которыми работал в крупных компаниях, предстал перед слушателями думающим и предприимчивым руководителем. Кроме того, степень МВА в области финансов, полученная в престижной бизнес-школе, и незаконченное высшее электротехническое образование свидетельствовали о его технических и аналитических способностях, что давало ему преимущество в интересовавшей его сфере деятельности.

Позаботьтесь о том, чтобы ваши объяснения предполагали «связь времен». Цель, поставленная в прошлом, вызывает больше сочувствия, чем появившаяся недавно. Ваш рассказ должен объяснить, почему вы не могли следовать этой цели с самого начала, и уже затем показать внешние причины — болезнь, случай, проблемы в семье и т. д.

Прошлое следует преподносить в свете желаемых перемен. Мы не призываем вас что-нибудь скрывать или переиначивать. Все мы постоянно переосмысливаем и заново рассказываем историю своей жизни, выдвигая разные версии. Что-то мы в них выделяем или сглаживаем, одни события включаем, а другие вычеркиваем. Вероятно, некоторые детали трудовой биографии удачно совпадут с нашими нынешними планами, и тогда их можно использовать как связующее звено между прошлым опытом и новым этапом жизни. Самое главное — выделить то, что имеет отношение к теперешним целям (см. врезку «Есть ли история в вашем резюме?»).

Выберите жанр, который лучше всего подходит для вашей истории о новой жизни. Некоторые жанры — рассказы о любви, испытаниях или о возмездии, военные рассказы или эпос — существуют с тех самых пор, как люди начали рассказывать истории. Если вам нужно описать переходный период, лучше всего преподнести слушателям эту историю в знакомой «упаковке». Стоит отметить два проверенных временем сюжета: взросление и самопознание.

Первый сюжет использовал Гэри Маккарти (в 35 лет он ушел с поста консультанта по развитию, не представляя себе, что делать дальше). Рассказывая свою историю, он вспоминал этапы своей карьеры и показывал, что всегда уступал давлению других и выбирал то, что, по их мнению, подходило ему больше всего. Когда начальство негативно оценило его работу, он понял, что пора жить своим умом. «Я хочу просыпаться утром и знать: я буду делать только то, что мне нравится, а не то, что считаю своим долгом, и не то, чего ждут от меня другие», — сказал он себе.

История Люси Хартман — яркий пример сюжета самопознания: он предполагает, что перемены в жизни происходят вследствие этого процесса. Новые перспективы открылись перед ней во время тренинга, они становились все более отчетливыми по мере того, как она училась в магистратуре и параллельно проводила консультации. Люси подчеркивала, что чем больше узнавала нового о значении человеческого фактора в предпринимательстве, тем лучше понимала, что это именно та область, в которой ей на самом деле всегда хотелось работать.

Если вы последуете нашим советам, то сможете, рассказывая о поисках работы, в выгодном свете представить разрыв цепи событий и показать их последовательность, которая понравится слушателям, убедить их, что, по сути, каким вы были вчера, таким остаетесь и сегодня и таким же будете завтра. И тогда они сами увидят, что у вас есть веские причины для смены профессии. Если вы представите им свою жизнь как единое и неразрывное целое, то легко сумеете так включить в рассказ самые яркие эпизоды — перемену, неопределенность, смятение, что он прозвучит убедительно.

Несколько историй в запасе

Как мы уже отмечали, сложно создать историю с захватывающими поворотами сюжета, если конец ее пока не ясен. Озадачившись поисками нового поприща, человек начинает разрываться на части: многое ему кажется интересным и важным. К примеру, все выходные он составляет бизнес-план нового дела, в понедельник выходит на свою работу и просит о переводе на другую должность, а во вторник обсуждает с менеджером по подбору персонала некий третий вариант. Тут нет ничего странного. Такова особенность данного периода жизни. Но тем не менее этому человеку нужно ясно изложить историю своего профессионального обновления, которая покажет: он точно знает, чего хочет. Как тут быть?

Прежде всего учтем то обстоятельство, что во время интервью вы не выкладываете о себе всю подноготную и не сообщаете, что у вас есть варианты в запасе. Когда вы только начинаете поиски, важно активно заниматься несколькими вариантами. Но каждый из них вы будете обсуждать с разной аудиторией.

Это значит, что вам нужно иметь в запасе разные истории, которые раскрывали бы разные грани вашей личности (и были бы предназначены для разных слушателей). Анализируя свой профессиональный опыт, Сэм сосредоточился на теме молодой компании. Он понял, что наибольший подъем ощущал в самые напряженные периоды — банкротства, реорганизации, глобальных перемен, — и составил три рассказа. В них он обосновывал свое желание работать в экстремальных ситуациях. Первый вариант предназначался для консалтинговой компании, помогавшей своим клиентам проводить быструю реорганизацию; второй — для фирмы, которая покупала и преобразовывала проблемные компании; третий — для новой компании. Сэм опробовал свои истории в кругу друзей, затем на встречах по установлению профессиональных связей и в конце концов получил приглашения на интервью из организаций всех трех типов.

Дело не только в том, чтобы как можно дольше не останавливаться на чем-то одном: важно понять, какому варианту отдать предпочтение. Что касается Сэма, то в результате нескольких собеседований выяснилось следующее. Консалтинговые фирмы, на которые он рассчитывал, не брали людей его возраста без солидного опыта работы. Вариант с трудоустройством в фирму, покупавшую проблемные компании, тоже сорвался. Но зато Сэм устроился в новую компанию. Успешно проведя ряд консультаций, он получил пост главного администратора, который позволил ему завязать полезные контакты и, самое главное, утвердиться в качестве полноправного гражданина в этом мире. После того, как в его резюме появились «нужные» строчки, Сэм стал гендиректором молодой компании, которая запускала в серийное производство оборудование, разработанное крупной компанией. К тому времени прошло четыре года; Сэм не раз возвращался к своему рассказу о смене деятельности, внося в него дополнения, и с каждым разом его история становилась все более связной.

Просто рассказывайте

Любой опытный рассказчик подтвердит, что тренироваться лучше всего перед настоящей аудиторией. Рассказывайте свою историю снова и снова, перерабатывайте ее, как набросок романа, покуда не сложится «окончательный» вариант.

Опробовать свои истории можно многими способами и в разных местах — главное, чтобы вас спросили: «Что вы можете рассказать о себе?», или «Чем вы занимаетесь?», или «Что собираетесь делать?». Начните с родных и друзей. Вероятно, вы захотите, чтобы кто-то из ваших друзей и коллег выслушал и прокомментировал разные варианты вашего рассказа. Многие из тех, кого мы консультировали, объединялись для этого или создавали себе «группу поддержки».

Когда ваша история не только понравится вам, но и зазвучит правдиво, можно будет считать, что вы ее отшлифовали. Но достичь этого можно, только выступая перед другими людьми, особенно незнакомыми, и наблюдая за их реакцией. Одна из наших знакомых, Джун Прескотт, намеревалась ни много ни мало попасть из научных кругов в мир финансов. Поначалу ее истории о себе были довольно сумбурными. Но она не только репетировала перед родственниками и друзьями, но и пользовалась любым случаем (в сопроводительном письме, на собеседовании), чтобы еще раз рассказать о том, что ее интересует, и с каждым новым публичным выступлением по поводу предстоящей смены рода занятий продвигалась дальше и дальше.

Опыт Джун преподносит нам важный урок. Рассказывая свои истории, мы заново открываем себя. Джун, как и Сэму, удалось сменить профессию, потому что ее рассказ подтверждал необходимость столь значительного поворота в жизни.

Такова роль рассказов о трудовом пути в периоды перехода на новое попроще. Благодаря им сам рассказчик начинает лучше понимать, зачем и почему он стремится к переменам, а слушатели — испытывать к нему сочувствие. Каждому, кто хочет заняться чем-то другим, необходимо составить историю, которая связывала бы его теперешние интересы с прошлыми, ведь именно в этот период жизни особенно часто рвется «связь времен» и мы особенно остро нуждаемся в том, чтобы соединить прошлое, настоящее и будущее в одно убедительное целое.

Также читайте:

Питер Губер. И ничего кроме правды

Эрминия Ибарра, Марк Хантер. Сила — в контактах