Карьерный импрессионизм | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Карьерный импрессионизм

Интервью, или собеседование кандидата на позицию в компанию, сродни подобному художественному эксперименту.

Автор: Борис Щербаков

Карьерный импрессионизм

читайте также

Нечеловеческие усилия: какие проблемы бизнеса можно решить с помощью машинного обучения

Анастасия Федик

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Александр Бочкин

Остановите инновационные войны!

Говиндараджан Виджай,  Крис Тримбл

Кадровый переворот в AT&T

Бенко Кэти,  Донован Джон

Когда в конце позапрошлого века возникло необычное направление в искусстве, совсем не реалистическое, то имя ему было дано по названию одной из картин — «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне — импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление).

Пользуясь специфическим художественными приемами, художники заставляли зрителя почувствовать картину, домыслить детали, если они прописаны нечетко: намеком или мазком. В результате, действительно, создается впечатление, рождается настоящая эмоция, зритель погружается в картину, а уж нравится — не нравится — это дело вкуса.

Интервью, или собеседование кандидата на позицию в компанию, сродни подобному художественному эксперименту: вам дают краски (CV, язык, примеры успеха и пр.), холст (потраченное на вас время), и ваша задача — создать у работодателя (зрителя) впечатление, которое бы заставило его купить эту картину. Не секрет, что практически невозможно за полчаса или даже за час собеседования со 100-процентной уверенностью определить пригодность кандидата на ту или иную позицию. Весь набор критериев может не сработать, если человек уже потом на проверку окажется слишком упрямым или же, напротив, слишком мягким, зависимым от чужого мнения, или, что еще хуже, нечистым на руку. Оставьте и иллюзии насчет четко структурированных интервью, при желании ответы на вопросы вроде «Что успех значит для вас?» или «Какой ваш главный недостаток?» можно выучить заранее и отрепетировать на «пятерку».

Это понимают (по крайней мере, должны понимать!) и сами соискатели, и те, кому они сдают свой первый экзамен. Для меня очевидно, что намного важнее красивых строчек в резюме и заученных ответов (это базис, это не обсуждается), то самое впечатление, которое вы оставите в памяти интервьюера. Для достижения положительного результата здесь придется постараться, включить аналитику, стать психологом, но, если следовать даже простой человеческой логике, можно как минимум избежать распространенных ошибок и продать картину покупателю.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Мы склонны себя переоценивать, особенно те из нас, кто по-хорошему амбициозен, нацелен на успехи в карьере, и это естественно. Но не стоит забывать, что нас оценивают люди, которые совершенно не обязаны знать, насколько мы замечательны, успешны и неотразимы. Максимум, на что мы можем рассчитывать, — это предварительный анализ резюме и, может быть, первичное сканирование интернета, социальных или профессиональных сетей на предмет поиска связанного с нами материала, публикаций, оценок, рейтингов, если таковые есть. Все остальное — это впечатление. Субъективное впечатление от встречи с нами в очень коротком временном промежутке, и сверхзадача наша в данном случае — постараться это удовольствие от общения продлить, получив приглашение на следующий тур, со следующим уровнем менеджмента, все ближе и ближе к уровню принятия окончательных решений. Естественное поведение, адекватность, грамотные реакции — это то, что может помочь добиться положительного результата. Относится все это и к одежде, и к манере сидеть, и к жестам, и к речи: мелочей нет, любая из них может привести к непоправимым последствиям, ведь впечатление же абсолютно субъективно. И не важно, что нравятся вам белые спортивные носки, если они не подходят к офисной обстановке. Вы проиграли спор со здравым смыслом уже на входе в офис потенциального работодателя. Любите ли вы сидеть, положив ногу на ногу или откинувшись в кресле; следите за глазами и реакцией принимающей стороны или нет; молчите ли вы многозначительно после каждого вопроса или спешите с ответом — все это будет субъективно оценено, учтено, записано, и не факт, что пойдет вам на пользу. Я много раз сталкивался с реакцией читателей, дескать, «нечего высокомерничать, строить из себя интеллигенцию: ничего страшного в белых носках или красных мокасинах мы не видим». Все правильно, это ваше мнение, и вы можете им гордиться, однако надо иметь в виду, что в формализованном корпоративном мире есть свои законы, в том числе и определенного антуража во время интервью, особенно самом первом, входном. Скорее всего, при описанном выше поведении первое впечатление будет и последним.

Доказывать свой профессиональный уровень приходится всегда, на любом этапе карьеры. Надо быть готовым и к формальным тестам, и к кажущимся очевидными вопросам, и к естественному недоверию. Я, например, технично выполнял в свое время теперь уже широко известный примитивный тест «Продай ручку», когда устраивался на работу в американскую корпорацию Hewlett-Packard в 1991 году. Мой будущий начальник, кончено, читал мое резюме, где черным по белому было написано, что я «советник УД ЦК КПСС», до этого «начальник коммерческого отдела Торгпредства СССР в Ираке», что у меня более чем 10-летний стаж во внешней торговле и т. д. То ли его не впечатлил мой послужной список, то ли он попросту не знал, что такое эти УД и Торгпредство, но ручку я ему минут 20 продавал: в душе горело чувство унижения от несправедливости. Мы из разных миров, реалии у нас и были, и есть совершенно разные, и чаще всего ваш работодатель считает себя совсем не обязанным знать реалии именно нашего времени и пространства, ему важнее оценить нашу реакцию на привычные именно ему тесты, задания и формальные вопросы.

Читайте материал по теме: В трудном разговоре поможет эмоциональный интеллект

Мое личное мнение: подобная позиция ущербная и крайне неэффективная, ошибки в подборе кадров начинаются с незнания культурной среды и культурного кода страны. Потом, кстати, ошибки множатся и приводят к неоправданным расходам, к метанию с рыночной моделью, GTM, по-нашему, к ухудшению отношений с партнерами, и много к чему еще...

Но факт остается фактом: так поступает большинство корпораций и почти на всех рынках, кроме, пожалуй, Китая. Непохожесть китайцев, их многовековая философская традиция, колоссальное население, доля в мировом ВВП — видимо, эти факторы вкупе не дают даже американским корпоративным стратегам сбиться на стандартный миссионерский путь в подборе кадров.

Потом, если повезет, вы с душой объясните своему боссу, насколько оскорблены вы были подобными дурацкими школярскими вопросами, а сейчас было бы полезно отставить негодование по этому поводу и сконцентрироваться на существенном — создании благоприятного впечатления.

Самое сложное — это уловить вектор мысли принимающего решение человека и понять, что же из всего вороха информации, предоставленной вами, существенно важно, что может явиться зацепкой, крючком для продолжения общения. Уловить этот пресловутый сигнал («buying signal») можно и нужно. Иногда подсказка всплывает сама собой во время беседы, иногда нужно внимательно следить за реакцией, включать шестое чувство, чтобы ощутить ход мысли интервьюера.

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Но если людей, принимающих решение, больше чем один, можно столкнуться с разделением этой задачки на несколько частей, и в каждом конкретном случае, с каждым из руководителей, придется эту самую зацепку искать заново. Признаюсь, задачка не из тривиальных — на одну из своих руководящих позиций я проходил 12 интервью: от менеджера по подбору кадров из Лондона до одного из первых лиц компании, и не могу сказать, что я пользовался одним и тем же набором для создания благоприятного впечатления.

Многое зависит еще и от места встречи, от формата, который вам предлагается: телефон, видео, разговор лицом к лицу, в Москве, в Лондоне или еще где-нибудь. Атмосфера влияет на психологический настрой, и правильную тональность бывает найти крайне непросто. Мой личный пример: я провалил один раз телефонное интервью по весьма банальной причине — связь оставляла желать лучшего и было скверно слышно интервьюера, а постоянно переспрашивать я счел крайне неуместным и, соответственно, не смог понять все нюансы вопросов и отвечал на то, что смог услышать (а услышал не все) и, как результат, не попал в створ ожиданий. «Не вписались в корпоративную культуру компании», — как я узнал потом.

Больше такой ошибки, естественно, я не допускал: лучше перезвонить по другой линии, номеру, используя Skype, но добиться 100% слышимости! К сожалению, не мы устанавливаем время интервью, а ведь это тоже фактор дополнительного стресса, кто-то в лучшей спортивной форме утром, а кто-то только к вечеру набирает обороты. Вот тут уж, увы, ничего не поделаешь: нужно сразу настроиться на всепогодный и всевременной лад. Скидок на физическую и психологическую форму кандидата никто не сделает. А если вы сочтете уместным еще и жаловаться на какое-то событие, выбившее вас из колеи именно сегодня или вчера, то считайте, что вас уже списали. На соревнование по созданию благоприятных впечатлений ни аутсайдеры, ни нытики не допускаются. И если возможно, то собеседование в таком случае лучше перенести.

Читайте по теме: