Работая в команде | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Работая
в команде

Не стоит считать людей механическими придатками выверенных управленческих функций, они прежде всего люди.

Автор: Борис Щербаков

Работая в команде

читайте также

Новые партнерства изменят мир

Будинич Валерия,  Дрейтон Билл

Как правильно принимать стратегические решения

Ник Тэслер

Как создавать обучающие видео

Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

Когда стажеру за 40

Коен Фишман Кэрол

Пословица «Один в поле не воин» может, конечно, являться правильным философским посылом в целом, но все-таки сильно упрощает понимание процесса. Как бы мы ни оценивали роль личности в истории, никуда эта самая личность не денется, влияние ее на конкретные исторические процессы огромно, а иногда решающе.

И никто не знает, как бы пошло дело в истории развития целых направлений бизнеса, не купи в свое время Реймонд Крок франшизу у братьев МакДональдов или не вернись Стив Джобс (превозмогая старые обиды) в компанию, некогда изгнавшую его. Поэтому, на мой взгляд, один человек — это воин, да еще какой! Он воин хотя бы потому, что знает, какой флаг поднять в нужную минуту, какое направление главного удара выбрать и, главное, может сплотить вокруг себя множество других талантливых и не очень «воинов», превращающихся в боевой, успешный на поле условного боя взвод, полк, армию. У кого как получится.

Если честно, мне совсем не нравится милитаристская риторика в бизнесе, но пользоваться ей зачастую крайне удобно и уместно. Корпорации нередко используют риторику войны, особенно в отношении своих конкурентов. Командир в корпорации, конечно, не регламентирован уставами гарнизонной службы, принцип единоначалия тоже может быть не принят, но существуют свои четкие правила и регламенты, определяющие место «командира», лидера, менеджера в человеческой корпоративной иерархии, и есть сопутствующий должности набор прав и обязанностей, за которым корпорация пристально следит.

Каждая крупная организация проводит регулярные (чаще всего раз в год) опросы удовлетворенности сотрудников — и для самоуспокоения, и для выявления действительно узких мест в управленческой модели, и для определения общей атмосферы в компании и настроя персонала. Разрабатывается целая система индикаторов этого настроя, и среди них неизбежно находится место для оценки руководителя своими подчиненными.

Читайте материал по теме: Руководитель, создающий гармонию

Не получится в крупной корпорации отнестись к результатам подобного опроса с прохладой, дескать: «Мне видней, как ими руководить и баста!». Низкая персональная оценка руководителя будет расценена как утрата лидерских качеств, как неподобающе низкий уровень авторитета, как факторы, снижающие уровень мотивации коллектива, а стало быть, негативно влияющие на «победный» настрой всей команды — делайте выводы сами. Понятно, что задачи «нравиться» подчиненным у начальника не стоит, но «вдохновлять» сотрудников лидер должен по определению, а выполнять эту функцию методом простого кнута или даже в сочетании с пряником — не получится.

Не стоит считать людей механическими придатками выверенных управленческих функций, они прежде всего люди, со своими заботами, устремлениями, эмоциями и комплексами. Как сделать так, чтобы люди приходили на работу с радостью, работали с интересом, чтоб «человечинка» перевешивала корпоративную схоластику и шаблоны, пустую риторику лозунгов и огрехи моделей управления. Это в том числе и ваша прямая задача – атмосфера в коллективе, уровень взаимопонимания, стремление к взаимоподдержке, а не к конфликтам, позитивный рабочий настрой и желание делать чуть-чуть больше, чем предписано уставом, чуть-чуть по-другому, чтобы лучше получался конечный результат.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вы слишком дотошный менеджер

Все это не эфемерные вещи, не теоретические понятия, а ваши вполне конкретные действия или же их отсутствие, и именно они потом отразятся в пресловутом ESS — исследовании удовлетворенности сотрудников. Нельзя эту проблему настроений и удовлетворенности решить раз и навсегда, ибо она всякий раз встает перед руководителем и при новом назначении, и при переходе в другую компанию, и при переводе в другую страну тем более. Это нескончаемая история на всем протяжении вашей карьеры, и лучше, если вы однажды себя убедите в том, что без выполнения этой важной функции никак не обойтись, и станете строить свои отношения с командой сразу на принципах взаимоуважения, человечности, сопереживания и эмоциональной связки. Все то, что называют эмпатией, очень пригодится в жизни каждому карьеристу. Эмпатия есть производная развитого эмоционального интеллекта, и этому качеству, увы, не учат на курсах повышения квалификации и программах МВА, но быстро учит жизнь, поверьте.

Часть команды, конечно, всегда будет готова последовать за вами при следующем назначении, но совсем не факт, что вам удастся ее сохранить, это больше в российском бизнесе «ходят командами», в корпорациях американских все немного сложнее и занимает больше времени — ведь существуют регламенты.

Но бывает и так, что если хорошую команду удается в разумные сроки перетащить за собой, то это заметно упрощает жизнь на новом месте. Правда, при этом неизбежно возникает незримый водораздел между «старыми» и «новыми», между «своими» и «не очень», чреватый конфликтами и серьезной работой для лидера по выравниванию поля, но без таких «мелких» проблем не бывает карьеры. И в том числе потому, как вы лично с ними справляетесь, вас будет оценивать руководство при принятии решения о дальнейшем повышении в должности.

Читайте по теме: