Работая в команде | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Работая
в команде

Не стоит считать людей механическими придатками выверенных управленческих функций, они прежде всего люди.

Автор: Борис Щербаков

Работая в команде

читайте также

Шесть стратегических концепций успешных компаний

Кайхан Криппендорфф

Коса на камень

Павлов Дмитрий

Пять правил для отпуска своей мечты

Клаудио Фернандес-Араос

Управление страхами в эпоху перемен: секреты Франклина Рузвельта

Виджей Говиндараджан

Пословица «Один в поле не воин» может, конечно, являться правильным философским посылом в целом, но все-таки сильно упрощает понимание процесса. Как бы мы ни оценивали роль личности в истории, никуда эта самая личность не денется, влияние ее на конкретные исторические процессы огромно, а иногда решающе.

И никто не знает, как бы пошло дело в истории развития целых направлений бизнеса, не купи в свое время Реймонд Крок франшизу у братьев МакДональдов или не вернись Стив Джобс (превозмогая старые обиды) в компанию, некогда изгнавшую его. Поэтому, на мой взгляд, один человек — это воин, да еще какой! Он воин хотя бы потому, что знает, какой флаг поднять в нужную минуту, какое направление главного удара выбрать и, главное, может сплотить вокруг себя множество других талантливых и не очень «воинов», превращающихся в боевой, успешный на поле условного боя взвод, полк, армию. У кого как получится.

Если честно, мне совсем не нравится милитаристская риторика в бизнесе, но пользоваться ей зачастую крайне удобно и уместно. Корпорации нередко используют риторику войны, особенно в отношении своих конкурентов. Командир в корпорации, конечно, не регламентирован уставами гарнизонной службы, принцип единоначалия тоже может быть не принят, но существуют свои четкие правила и регламенты, определяющие место «командира», лидера, менеджера в человеческой корпоративной иерархии, и есть сопутствующий должности набор прав и обязанностей, за которым корпорация пристально следит.

Каждая крупная организация проводит регулярные (чаще всего раз в год) опросы удовлетворенности сотрудников — и для самоуспокоения, и для выявления действительно узких мест в управленческой модели, и для определения общей атмосферы в компании и настроя персонала. Разрабатывается целая система индикаторов этого настроя, и среди них неизбежно находится место для оценки руководителя своими подчиненными.

Читайте материал по теме: Руководитель, создающий гармонию

Не получится в крупной корпорации отнестись к результатам подобного опроса с прохладой, дескать: «Мне видней, как ими руководить и баста!». Низкая персональная оценка руководителя будет расценена как утрата лидерских качеств, как неподобающе низкий уровень авторитета, как факторы, снижающие уровень мотивации коллектива, а стало быть, негативно влияющие на «победный» настрой всей команды — делайте выводы сами. Понятно, что задачи «нравиться» подчиненным у начальника не стоит, но «вдохновлять» сотрудников лидер должен по определению, а выполнять эту функцию методом простого кнута или даже в сочетании с пряником — не получится.

Не стоит считать людей механическими придатками выверенных управленческих функций, они прежде всего люди, со своими заботами, устремлениями, эмоциями и комплексами. Как сделать так, чтобы люди приходили на работу с радостью, работали с интересом, чтоб «человечинка» перевешивала корпоративную схоластику и шаблоны, пустую риторику лозунгов и огрехи моделей управления. Это в том числе и ваша прямая задача – атмосфера в коллективе, уровень взаимопонимания, стремление к взаимоподдержке, а не к конфликтам, позитивный рабочий настрой и желание делать чуть-чуть больше, чем предписано уставом, чуть-чуть по-другому, чтобы лучше получался конечный результат.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вы слишком дотошный менеджер

Все это не эфемерные вещи, не теоретические понятия, а ваши вполне конкретные действия или же их отсутствие, и именно они потом отразятся в пресловутом ESS — исследовании удовлетворенности сотрудников. Нельзя эту проблему настроений и удовлетворенности решить раз и навсегда, ибо она всякий раз встает перед руководителем и при новом назначении, и при переходе в другую компанию, и при переводе в другую страну тем более. Это нескончаемая история на всем протяжении вашей карьеры, и лучше, если вы однажды себя убедите в том, что без выполнения этой важной функции никак не обойтись, и станете строить свои отношения с командой сразу на принципах взаимоуважения, человечности, сопереживания и эмоциональной связки. Все то, что называют эмпатией, очень пригодится в жизни каждому карьеристу. Эмпатия есть производная развитого эмоционального интеллекта, и этому качеству, увы, не учат на курсах повышения квалификации и программах МВА, но быстро учит жизнь, поверьте.

Часть команды, конечно, всегда будет готова последовать за вами при следующем назначении, но совсем не факт, что вам удастся ее сохранить, это больше в российском бизнесе «ходят командами», в корпорациях американских все немного сложнее и занимает больше времени — ведь существуют регламенты.

Но бывает и так, что если хорошую команду удается в разумные сроки перетащить за собой, то это заметно упрощает жизнь на новом месте. Правда, при этом неизбежно возникает незримый водораздел между «старыми» и «новыми», между «своими» и «не очень», чреватый конфликтами и серьезной работой для лидера по выравниванию поля, но без таких «мелких» проблем не бывает карьеры. И в том числе потому, как вы лично с ними справляетесь, вас будет оценивать руководство при принятии решения о дальнейшем повышении в должности.

Читайте по теме: