Как уцелеть в отравленной цинизмом среде | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Как уцелеть в отравленной
цинизмом среде

Что делать, если общество отравлено цинизмом и нигилизмом

Автор: Марина Мелия

Как уцелеть в отравленной цинизмом среде
Finan Akbar / Unsplash

читайте также

Соцсети: свободная площадка с жесткими правилами

Кирилл Медведев

Дресс-код безопасности: о чем нужно помнить продавцам магазинов в 2021 году

Адам Фармер,  Кристиан Барни,  Кэрол Эсмарк Джонс

Правда об ИТ-бюджете

Крамм Сюзан

Людям нужны отношения

Виттенбрейкер Джон,  Фурнье Сьюзан,  Эвери Джилл

Сегодня общество буквально пропитано, отравлено цинизмом и нигилизмом. Мы уже не удивляемся, когда известный политолог публично рассказывает, как проще «обдурить народ», высокопоставленный чиновник появляется на публике с очередной пассией, хотя всем известно, что у него жена и трое детей, а депутат с усмешкой игнорирует вопрос журналиста «Откуда у вас особняки в Майями, если вы всю жизнь на государственной службе?». Более того, мы относимся к этому достаточно терпимо.

Заразиться цинизмом легко — я бы выделила три основных фактора риска.

Первый — наше «я»: внутренняя неустойчивость, неуверенность, отсутствие собственных, «выстраданных» принципов и установок. Когда нет внутреннего нравственного стержня, нет точки опоры, мы не способны противостоять, сопротивляться влиянию извне — нам остается только защищаться. И тогда цинизм становится для нас своего рода защитным психологическим механизмом, таким образом мы прикрываем нашу неловкость, ранимость, чувствительность.

Иногда нам кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы быть циником «понарошку», но здесь нас подстерегает ловушка: любая маска в конце концов прирастает. С каждым поступком, с каждым словом и жестом мы продвигаемся по тому или иному пути, укрепляем тот или иной вектор развития. Все, ставшее для нас привычным, постепенно становится частью нашей личности.

Еще один фактор риска — окружение: домашние, родня, друзья, коллеги. Мы живем не в вакууме, мы постоянно общаемся, взаимодействуем, обмениваемся не только информацией, но и эмоциями, мнениями, впечатлениями. Такое взаимопроникновение — это всегда риск. Мы открыты для близких нам людей. И если они «носители вируса цинизма», он незаметно передается и нам. На все попытки возразить мы слышим: «Старик, не парься, сейчас все берут, так устроена жизнь», «Повзрослей наконец, не будь наивным — если ты не съешь, съедят тебя», «Бабло побеждает зло» и т. д.

И тогда нам начинает казаться, что все действительно «так живут», поэтому глупо выставлять себя белой вороной. И вот ты один раз не возразил, другой раз не защитил кого-то, еще хуже — посмеялся вместе со всеми, вставил яркое словцо. Сначала от этого как-то не по себе, но со временем даже перестаешь замечать, что поешь в общем хоре. Постепенно слова, выражения и оценки, которые мы «подцепили» от кого-то из близких и постоянно повторяем, начинают влиять на наше умонастроение и менять и нашу позицию, и нас самих.

И третий фактор риска — наша работа. Есть профессии, в которых без малой толики «здорового цинизма» не выжить — он помогает уберечься от синдрома выгорания. Опасность стать циником особенно велика у людей таких профессий, как пиарщики, рекламщики или юристы, которым по роду службы время от времени приходится говорить не то, что думают, недоговаривать, вводить в заблуждение.

Можно ли спастись, оградить себя от заражения цинизмом? Да, для этого нужно сделать четыре шага.

Разобраться с собой. Первое — надо осознать проблему и сделать выбор: мы «за» или «против» цинизма? При этом надо понимать, что и в одном случае, и в другом «дивиденды» нам никто не гарантирует.

Если мы решили противостоять цинизму, идти против течения, нам нужна серьезная внутренняя опора. А чтобы ее выстроить, надо, прежде всего, разобраться с собой — выработать собственные нормы, принципы, правила, критерии. Как? Например, обратившись к детским впечатлениям: что тогда считалось «добром», а что «злом», что означало «повел себя достойно» или «недостойно», какими были семейные ценности (честь, совесть, открытость, искренность, доброта), кого из литературных героев нам ставили в пример и т. д. Именно система собственных принципов, установок и норм превращает инфантильного, зависимого, неуверенного в себе человека в сильную, полноценную личность.

Скажем, мне предложили встретиться с потенциальным партнером. Идти или не идти — чем, какими критериями мне руководствоваться? Если мне непонятно происхождение его денег или не нравится, как он ведет себя в бизнесе, я не иду. Даже если мне скажут: «Ты с ума сошел, здесь же явная выгода!» Важно не то, что скажет кто-то, а то, как я сам для себя это определяю.

Оградить себя от влияния среды. Если мы чувствуем, что окружающая среда отравляет нас, если «радиация» слишком высока, условия «не совместимы с жизнью», значит, выход один — спасаться бегством, сократить или свести к минимуму контакты, вообще прекратить общение: уволиться из компании, если речь идет о работе, или дистанцироваться от людей, которых мы считаем циниками.

Но если по каким-то причинам мы не можем уволиться или поменять круг общения? Самое простое, что мы можем сделать, — это не участвовать, не поддакивать, не поддерживать, не шутить, не поощрять улыбками и одобрительными жестами то, что считаем неправильным. Наше молчание — это тоже своего рода высказывание. Своим молчаливым, демонстративным неучастием мы даем свою оценку происходящему вокруг нас.

Отстаивать собственные принципы. Если мы готовы оказать сопротивление распространению цинизма, надо научиться заявлять о своих принципах спокойно, не вступая в конфронтацию. Ну а высший пилотаж — это готовность идти на обострение, пресекая проявления цинизма у других, иначе говоря — воздействовать на среду. Возьмем абсолютно реальную ситуацию: начальник собирается уволить сотрудника и обсуждает с коллегами, как бы поменьше ему заплатить. Наберемся храбрости и попробуем высказаться против: «Оставляя его без выходного пособия, мы поступаем некрасиво, несправедливо…»

Это только кажется, что «бесполезно кому-то что-то объяснять». На самом деле большинство людей стремится к высокому и светлому, просто эта тяга запорошена, закатана, не понята ими и попросту не осознана. Бывает, что кого-то (в том числе начальника) «заносит», и возражение может стать тем ушатом холодной воды, который заставит человека остановиться, задуматься и даже пересмотреть свою точку зрения.

Способность поднять свой голос — не просто ценное качество, это навык, который оттачивается по мере использования. Умение отстаивать свою позицию высоко ценится в любой здоровой среде. Впрочем, здесь есть и риск: кому-то ваша точка зрения покажется наивной, глуповатой, старомодной. Противостоять большинству и заведенному порядку трудно: нет никаких гарантий, что мы вдруг не окажемся объектом насмешек, недоуменных переглядываний, что нас не подвергнут обструкции, даже не поставят крест на нашей карьере. И нет-нет да и начинаешь сомневаться: а вдруг правы они, а не я? Хорошо, если есть рядом единомышленник, который разделяет наши ценности, с которым можно что-то обсудить. Но это принципиально ничего не меняет — ответ все равно придется искать самому, ведь единственный судья себе — сам человек.

Свобода выбора. Противостоять цинизму сложно, но можно и даже полезно. Это своего рода тренинг личностного роста: сначала самому подняться на «кочку» в болоте, потом «осушить» маленькую полянку вокруг себя, найти единомышленников и постепенно расширять территорию, свободную от цинизма. Поначалу, безусловно, будет трудно, но постепенно придет ощущение своей силы и независимости.

Есть такое выражение — «красивый поступок». Когда мы говорим «поступил красиво» или «поступил некрасиво», все сразу понимают, о чем речь. И слова «красивый» и «некрасивый» здесь совсем не случайны. «Эстетика — мать этики», — заявил в своей нобелевской речи Иосиф Бродский. — “Хорошо” и “плохо” — понятия прежде всего эстетические, предваряющие категории “добра” и “зла”… Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее — хотя, возможно, и не счастливее».

Любой «красивый поступок» укрепляет нашу независимость. Я убеждена, когда мы что-то делаем не только ради денег, а еще и ради великих целей, когда мы с любовью и уважением относимся к себе, к людям, с которыми взаимодействуем, к делу, которому мы служим, это совсем по-другому окрашивает нашу жизнь, и мы становимся непотопляемыми в окружающем нас жестоком и циничном мире.