Российские компании vs западные: где лучше строить карьеру? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Российские компании vs западные: где лучше
строить карьеру?

Арбитражность — основной принцип управления в российском бизнесе, что бы ни говорили эксперты-защитники.

Автор: Борис Щербаков

Российские компании vs западные: где лучше строить карьеру?

читайте также

Почему давление на отдел продаж может всё испортить

Скотт Эдингер

Здоровый взгляд на неудачу

Даттнер Бен,  Хоган Роберт

Что способствует распространению новых идей

Джулиана Вурм

Тайные преобразователи

Паскаль Тэннер Ричард,  Стернин Джерри

Мы с товарищем направлялись на торжественный прием по случаю очередного юбилея крупного компьютерного издания. Я к тому времени уже работал в американской компании, закончив свой короткий опыт работы в компании чисто российской, а товарищ еще продолжал работать «на олигарха», то есть на российского работодателя. Вдруг ему раздался звонок от его «олигарха», он отошел в сторону поговорить и вернулся в состоянии недоумения и печали. Я с некоторой издевкой воспроизвел ему его разговор с «хозяином», хотя, конечно, я его не подслушивал:

«Алле. Ты где?»

«Поздравлять ХХХ иду, у них юбилей сегодня».

«Зачем? (в реальной речи вопрос звучал несколько иначе, но по цензурным соображениям...)»

«Так ты ж сам говорил...»

«Давай сюда быстро, дело есть».

Товарищ искренне удивился такой прозорливости: «Откуда ты знаешь???».

«Это несложно», — ответил я. Этот стиль и манеры есть родовое пятно молодого российского бизнеса, хозяин-барин, феодализм в мягкой форме и пр. Более того, даже речевые приемы у многих владельцев бизнеса настолько унифицированы, что если и есть небольшие отклонения стилистического характера, их практически незаметно на общем фоне.

Российский бизнес все еще очень молод, владельцы предприятий напрямую вовлечены в процессы управления хозяйственной деятельностью, даже если в их епархиях существуют «независимые» советы директоров и прочие атрибуты взрослого корпоративного управления (на IPO без них никак не выйти). Но если принято у «олигарха» засиживаться на работе до 4 утра, то основная масса управленцев первого-второго звена тоже вынуждена коротать ночи под светом тусклых ламп в ожидании звонка с сакраментальным «Алле, ты где?».

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Я, безусловно, утрирую, однако близость первого лица к процессам управления накладывает колоссальный отпечаток, персонифицирует любую должность, карьера становится возможной исключительно при благорасположении основного «стейкхолдера». В западных корпорациях тоже есть элемент персонификации, но на порядок меньший: все-таки в основном руководители бизнеса ведут себя как менеджеры, ощущают себя наемным служащими, но не хозяевами, не владельцами, а это большая разница. Соответственно, инструменты их контроля и контроля за ними намного более демократичны, прозрачны, понятны — и в крайнем случае их решения, модель поведения даже оспариваемы. Нарушения этического характера, как-то: грубость, принуждение, обман — крайне редки и контролируются соответствующими органами в компании весьма строго. Этого нет и в помине в российском бизнесе, тут каждый владелец-руководитель определяет практически самолично правила игры и правила карьерного роста. Можно, например, получить так называемый штраф за опоздание на директорат или неудачную, по мнению владельца, рекламу или еще черт знает за что.

Арбитражность — основной принцип управления в российском бизнесе, что бы ни говорили эксперты-защитники, и, к сожалению, если и есть какой-то прогресс в направлении цивилизованности в этом деле, то он неуловимо слаб. Во многих компаниях существует устоявшийся климат невоздержанности, насаждаемый руководством, и если до рукоприкладства дело доходит все-таки редко, будем справедливы, то использование ненормативной лексики, унижение сотрудников — сплошь и рядом. На условной шкале «культуры хамства», если позволен такой оксюморон, российские компании, безусловно, расположены на порядок ближе к условному же максимуму.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Есть, конечно, и в корпоративной американской среде этакие «Карабасы-Барабасы» от управления, и вам может не повезти с ними столкнуться, но их пребывание на Олимпе может оказаться очень кратковременным, и на это только и стоит надеяться. Или, в конце концов, просто сменить компанию, ибо у следующего работодателя почти со стопроцентной вероятностью такого «феодализма» вы не встретите. Все-таки это случай редкий.

В общем, терпеть их не стоит ни в коем случае — это досадное исключение, и место ему на свалке истории. Самоуважение терять не стоит ни за какие деньги. Иногда усилиями одного такого руководителя надолго формируется негативный образ работодателя, очередь талантливых, успешных карьеристов в такие организации не стоит. Ущерб от подобного поведения для корпорации огромен, исправление ситуации занимает много времени, но «Карабасы- Барабасы», увы, периодически появляются то там, то тут на корпоративных горизонтах.

Первое впечатление человека, после крупной американской компании оказавшегося в российской фирме, не важно какого размера и какой индустрии — это шок. Были случаи, когда люди не задерживались и на две недели. Рекорд, по-моему, был поставлен одним коллегой, приглашенным в российскую компанию на должность начальника отдела продаж — два дня.

Но достаточно и примеров обратных: профессионалы со стажем работы в западных организациях становятся крупными руководителями в российских предприятиях и длительное время работают там. Тут уж многое зависит от человека, от его личных допусков, пределов свободы, которыми он может поступиться, приемлемых уровней неопределенности, энтропии и многого еще чего.

Не берусь судить никого, но для себя я принял однозначное решение после неудачного опыта 90-х годов — не пытать более карьерного счастья в российских компаниях, причем размер потенциального вознаграждения не имеет в данном случае никакого значения. Людям же, придерживающимся иного мнения, искренне желаю всяческого успеха.

Недавно у Бориса Щербакова вышла новая книга — «Топ-менеджер: Как построить карьеру в международной корпорации».

Читайте по теме: