Григорий Канторович: «Университет все больше начинает походить на школу» | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Григорий Канторович: «Университет все больше начинает походить
на школу»

Дело в том, что мы никогда не угадаем, какой навык будет востребован, а какой через некоторое время станет ненужным. Задача нормальной системы образования — предоставлять свободу вузам, не спуская сверху единый план и не загоняя всех в рамки.

Автор: Анастасия Миткевич

Григорий Канторович: «Университет все больше начинает походить на школу»

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

читайте также

Совсем скоро будут подведены итоги ЕГЭ и в вузы хлынет поток абитуриентов. Во взрослую жизнь вступает поколение Z. О том, чем оно отличается от миллениалов и «иксов», какие профессии будут востребованы в будущем, как трансформируется классическое высшее образование и почему все больше бакалавров уезжает за границу рассказывает профессор, заведующий Научно-учебной лабораторией макроструктурного моделирования экономики России, член Ученого совета НИУ ВШЭ Григорий Гельмутович Канторович.

Среди миллениалов популярными всегда были профессии экономиста и юриста, есть ли какие-то сдвиги по карьерным предпочтениям сейчас у представителей поколения Z?

В 90-е все хотели быть экономистами, финансистами и юристами, это желание все еще сохранилось у определенной части людей, но сейчас сфера ИТ и направления, связанные с прикладной математикой, выходят на первый план. За последние годы произошло резкое изменение доли выпускников школы, поступающих в вузы, можно сказать, что высшее образование стало массовым, однако из-за кризиса немного снизилось количество платных студентов. В целом в университет поступают не только люди, собирающиеся в дальнейшем идти в те сферы деятельности, которые раньше напрямую были связаны с высшим образованием, — это наука, медицина и так далее. Многие сегодня хотят работать в сфере услуг, но на высоких должностях. У нового поколения наблюдается как тяга к управленческой стезе, где необходимо принимать трудные решения, так и к работе, связанной с обслуживанием клиентов.

Как человек, который только что окончил университет, может идти в управленцы, ведь у него нет опыта?

Дело в том, что сейчас даже самые низкие должности работодатель называет «менеджер», простой продавец — это менеджер по продажам. Конечно, без опыта на хорошую работу никто не возьмет. Даже если у человека есть организаторские способности и он пытается строить свой бизнес, все равно в крупную организацию его сразу на топовую позицию не примут.

То есть ожидания не совпадают с реальностью?

Именно так.

А что касается зарплатных ожиданий выпускников? Соотносятся ли они с реальными предложениями от работодателей?

Исследования показывают, что сейчас зарплатные ожидания выпускников значительно превышают то, что предлагают работодатели. Это, скорее всего, характеристика переживаемого нами момента, когда реальный доход и зарплаты падают, а ожидания остаются прежними. Насколько я могу судить, разница составляет около 30 процентов.

Читайте материал по теме: Вадим Радаев. О доверии: классовом и личном

Низкий уровень зарплат — это одна из причин, по которой все большее число бакалавров собирается продолжать учебу за границей и хочет в дальнейшем там остаться, а родители их поддерживают и практически последнее готовы отдать ради образования ребенка.

Вторая причина — это не работающие в России принципы меритократии, когда люди добиваются новых вершин благодаря своим знаниям и навыкам — дети видят, что многие преуспевают за счет связей и капитала родителей. И система образования сама с этой проблемой справиться не в состоянии— те, кто хочет честно строить карьеру, будут продолжать уезжать.

Существует стереотип, что люди того же возраста поколения Y были более эрудированными и образованными, нежели нынешние старшеклассники, так ли это?

Поколение Z отличается еще и тем, что его представители не держат долго концентрацию, живут в мультипрограммном режиме, их внимание ни на чем долго не задерживается. У ребят не успевают сложиться структура знаний и какие-то внутренние логические связи, нет критического восприятия информации, желания сопоставлять источники. Хотя, на мой взгляд, социальные сети должны наоборот способствовать этому. Отсутствует система — знания мозаичны и не складываются в узоры. Возможно, это вопрос времени.

Учитывает ли преподавательский состав особенности поколения Z? Как меняется методика преподавания?

Преподавательский состав более консервативен, чем студенты, медленнее адаптируется. Методика меняется за счет того, что используются электронные ресурсы, раздаются хенд-ауты. Очень важно получать от студентов обратную связь, поэтому на практике преподаватели стараются давать ребятам больше командных заданий, вовлекать их в процесс. В какой-то степени университет все больше начинает походить на школу.

Как вы думаете, когда исчезнут классические университеты?

Новое всегда пугает. Все думают, что так всю жизнь и учили: школа, классы, уроки — это ведь тоже изобретение времени, до этого был личный учитель.

Читайте материал по теме: Максим Кронгауз. Почему мы не здороваемся

Ведущие лекторы — это товар штучный, и если преподаватель из Гарварда будет доступен для студента с другого конца Земли — прекрасно, но заменит ли он собственного учителя? Мой опыт показывает, что личное общение с преподавателем, если он хороший, конечно, ничто не заменит. Это не только обратная связь, заточенная под каждого конкретного ученика, но и харизма, ощущение, что он работает для тебя. Я не уверен, что люди, которые идут получать высшее образование, настолько дисциплинированы, что все будут делать сами. Некоторое организующее начало в виде расписания, коллектива мотивирует и действительно работает.

В какой-то степени университет будет вечным, общество не бывает однородным, люди талантливы по-своему, им надо дать возможность проявить себя. Эта функция крайне важна, и она останется вне зависимости от того, как будет называться.

Какие профессиональные навыки будут востребованы в будущем?

Все более важными становятся специальные знания, человек должен быть экспертом в узкой области, чтобы сразу проявить себя на рынке труда.

Также необходимым является умение переучиваться. Если раньше считалось нормальным, что человек в течение жизни дважды или трижды меняет сферу деятельности, то теперь это происходит гораздо чаще. Способность учиться, получать эти знания, желание развиваться — этому должна способствовать высшая школа.

Читайте материал по теме: Валерий Анашвили. Как стать счастливым

Дело в том, что мы никогда не угадаем, какой навык будет востребован, а какой через некоторое время станет ненужным. Задача нормальной системы образования — предоставлять свободу вузам, не спуская сверху единый план и не загоняя всех в рамки.