читайте также
Когда утром в понедельник я зашел в расположенный в нашем доме тренажерный зал, оказалось, что на единственном свободном месте, где я планировал разминаться, лежит мат для йоги и массажный валик. На беговой дорожке тренировалась Мэри.
«Привет, Мэри, — сказал я. — Это твой мат?»
«Да, — ответила Мэри. — Скоро буду заниматься».
Мне пришлось начать разминку на пятачке меж двух столбов.
Спустя сорок минут, когда я уже закончил разминку, Мэри наконец сошла с беговой дорожки и приступила к упражнениям на занятом ею месте.
Все сорок минут я думал, как грубо и некорректно, с моей точки зрения, Мэри оккупировала место. Но я не произнес ни слова.
Это не значит, что я не отреагировал на ситуацию. Наоборот, я тихо кипел от злобы. Разве можно быть такой неразумной? И почему я ничего не сказал в защиту?
Вы, должно быть, удивляетесь, почему я просто не спросил: «Мэри, ты не против, если я отодвину твой мат на время, пока ты занимаешься на дорожке, а потом верну его обратно?». Проблема в том, что хотя со стороны все и выглядит довольно просто, на тот момент ситуация мне такой тривиальной вовсе не казалась. То ли я опасался конфликта, то ли Мэри вела себя так, будто это место ей принадлежало, но в тот миг я не смог набраться смелости постоять за свои права.
Только задумайтесь, как часто вы наблюдали нечто подобное: люди расстраивают других своими действиями — кричат, не обращают на кого-либо внимания, игнорируют письма, плохо выполняют свою работу, опаздывают, пишут SMS во время встреч или заводят любимчиков, но окружающие не говорят им ни слова. Они реагируют, не показывая вида.
Раньше я считал, что пассивно-агрессивное поведение — это лишь способ некоторых из нас проявить свою вредность. Но пока я 40 минут маялся на своем маленьком и узком пятачке, я понял, что основная причина скрытой агрессии — чувство беспомощности, растущее на благодатной почве между злобой и молчанием.
Пассивно-агрессивное поведение — это попытка взять ситуацию под контроль и снять напряжение, появившееся вследствие невозможности выразить злость. Люди жалуются друг другу. Они переходят на сарказмы и скрыто противостоят человеку.
Иметь дело с пассивно-агрессивным человеком — это одно. Но как быть, если этот человек — вы?
Я перебрал в голове различные действия, и все, что я рассмотрел, можно отнести к одной из четырех категорий.
- Ничего не предпринимать. Смиритесь с недовольством. Такой подход идеален, если бы я не был раздражен поведением Мэри. Когда что-то не представляет для нас ценности и злость проходит сама, то молчание — эффективный выход из положения. Другими словами, нет злобы — нет желания ее выразить. Но чем дольше я бездействовал, тем больше я злился, и шансы, что мое поведение станет пассивно-агрессивным, увеличивались.
- Сплетничать за спиной. Однажды я упомянул этот случай в разговоре (что-то вроде: «представляешь, как вела себя Мэри?»). Человек, с которым я говорил, меня поддержал, что порадовало. Но с другой стороны, что неудивительно, этот разговор посеял семена раздора в нашем небольшом тренажерном зале.
- Захватить свое пространство. Я рассматривал возможность сдвинуть инвентарь Мэри и захватить место, но это действие показалось мне беспардонным и наверняка привело бы к конфликту, чего я стремился избежать.
- Говорить прямо. Это самое зрелое решение, которое поможет нам побороть пассивную агрессию. Но такой вариант сложнее остальных, потому что он требует, чтобы мы рассказали о том, что нас беспокоит и попросили собеседника изменить свое поведение. Когда мы поглощены эмоциями, сделать это с достоинством сложно.
Чтобы проще справляться с такими ситуациями, неплохо уметь говорить честно в случае неподобающего поведения.
Я думал сказать Мэри, что нехорошо занимать место, когда ты его не используешь, но посчитал, что критика вызовет реакцию с ее стороны, что усугубит конфликт.
Также я рассматривал вариант попросить воспользоваться занятым ею местом, пока ей оно не нужно, но мне не хотелось по первому требованию освобождать пространство. И я не желал давать ей власть над собой, как многие поступают себе в ущерб, потому что вежливы.
Я понял, что вне зависимости от того, как я поведу себя в ситуации, чувства неловкости не избежать. А все потому, что когда мы имеем дело с эгоистичным человеком, мы должны отстаивать свои интересы с той же силой, с какой субъект отстаивает свои. Нужно быть вежливым, но стоять на своем. И это вызывает дискомфорт.
Вот действия, которые помогут:
Задайте вопрос. «А зачем ты бережешь это место, если тренируешься на беговой дорожке?». Ключевой момент здесь — проявить интерес, иначе вопрос может обернуться пассивно-агрессивным действием. Возможно, кроме вашей любознательности, других действий и не понадобится. Если у агрессивного поведения человека есть обоснованная причина, ваш гнев может пройти. А если причины нет, то собеседник может изменить поведение. Когда не происходит ни того, ни другого, тогда:
- Поделитесь мнением, принимая во внимание чужую точку зрения. «Я понимаю, зачем ты держишь место, но разминаться зажатым меж двух столбов, пока удобное место пустует, неприятно».
- Попросите, руководствуясь логикой. «Пожалуйста, не занимай место, которое ты пока не используешь, ведь зал маленький и мы делим его на всех». Такое построение фразы («Пожалуйста, ... , ведь...») наделяет вас полномочиями. Вы задаете стандарт поведения, увеличивая вероятность того, что человек пойдет вам навстречу.
Чтобы избежать пассивно-агрессивного настроя, дайте выход эмоциям — либо развеяв злобу, либо нарушив статус-кво.
Нарушить молчание не просто, это доставляет определенный дискомфорт и может привести к открытому конфликту. Но настаивать на своей точке зрения важно, и, в конечном счете, открытый конфликт лучше скрытых разногласий.
Об авторе. Питер Брегман — СЕО консалтинговой компании Bregman Partners, автор бестселлера «18 минут».