Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться
в офисе

Что делать, если вы работаете в open space и не можете сосредоточиться

Автор: Дэвид Буркус

Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

читайте также

Несколько лет назад человек, бравший у меня интервью об одной из моих книг, произнес фразу, которую я помню до сих пор. Он пожаловался, что все время отвлекается в офисе с открытой планировкой, и добавил: «Вот почему я стал клиентом коворкинга через дорогу — тут у меня есть возможность сосредоточиться».

Несмотря на то, что я полностью поддерживаю тех, у кого open space вызывает негативные эмоции, его слова показались мне странными. Рабочее пространство в коворкингах чаще всего тоже имеет открытую планировку.

Однако недавно я натолкнулся на серию исследований, посвященных тому, какой эффект оказывает звук на мозг. Они объясняют, почему подход моего интервьюера работает. Прошлые исследования показывают, что главная причина недовольства работников в open space и офисах с перегородками – это шум. 

Новые открытия, однако, позволяют предположить, что нас отвлекает не шум… а его источники. Более того, разговоры наших коллег определенного уровня громкости могут помочь с выполнением творческих заданий при условии, что мы не становимся участниками этих разговоров. Идеальная рабочая среда для решения креативных задач — не абсолютная тишина, а тихий фоновый шум. Вот почему значительно легче сконцентрироваться в шумном кафе, а не в шумном офисе.

Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research, выявило, что определенный уровень фонового шума стимулирует креативное мышление. Ученые под руководством Рави Мехта из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне оценивали эффект шума разного уровня громкости на участниках эксперимента, выполнявших тест на творческое мышление.

Участников случайным образом разделили на четыре группы и попросили выполнить тест отдаленных ассоциаций (широко используется для определения креативных способностей: в ходе теста требуется найти связь между словами, которые, на первый взгляд, кажутся подобранными случайно). Участники каждой из групп были подвергнуты разным уровням фонового шума: от полной тишины до 50, 70 и 85 дБ. Разница между результатами в группах статистически была незначительной, однако участники эксперимента, слышавшие шум громкостью в 70 дБ (уровень, близкий к громкости разговоров в кафе) справились с тестом значительно лучше остальных. Так как эффект от шума был незначительный, можно предположить, что на нашу способность мыслить креативно не влияет ни полная тишина, ни шум в 85 дБ (громкость шумного измельчителя мусора или тихого мотоцикла). Это показалось мне удивительным: смею предположить, что никто из нас не захотел бы работать рядом с шумным агрегатом или мотоциклом.

Однако тот факт, что участники эксперимента, слышавшие шум громкостью 70 дБ, показали столь высокий результат, может свидетельствовать о том, что правильный

уровень шума (не слишком громкий, но и не полная тишина) может стимулировать креативное мышление. Он нарушает привычный нам образ мыслей и дает разыграться нашему воображению, позволяя при этом сосредоточенно работать. Такое состояние «рассеянной концентрации» лучше всего подходит для выполнения творческих задач. Как пишут исследователи, «находясь в сравнительно шумной обстановке, мы стимулируем абстрактное мышление своего мозга и заставляем его генерировать креативные решения».

В рамках другого исследования ученые использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ) лобной доли мозга, чтобы изучить мозговые волны участников эксперимента, выполнявших тест на креативность в обстановках разной степени шумности. Исследователи обнаружили статистически значимые изменения в результатах тестирования и связь между ними и определенными мозговыми волнами. Как и в предыдущем исследовании, определенный уровень белого шума оказался наиболее благоприятным фоном для творческих заданий.

Так почему же многие из нас ненавидят офисы открытого типа? Тихие разговоры наших коллег, слабый гул вентиляционной системы должны помогать нам концентрироваться. Проблема может быть в том, что в офисе мы волей-неволей отвлекаемся на чужие разговоры и не можем сосредоточиться. Исследователи, использовавшие ЭЭГ, обнаружили, что общение с глазу на глаз, разговоры и прочие подобные отвлекающие факторы негативно влияют на творческий процесс. В кафе или коворкингах, в свою очередь, присутствует определенный уровень неназойливого фонового шума, но ничто не отвлекает наше внимание. 

Обобщая, можно сделать вывод, что секрет идеальной обстановки для сосредоточенной работы кроется не в отсутствии шума, а в отсутствии отвлекающих факторов. Если вам нужно выполнить важное задание, лучшей стратегией будет найти место, где вы сможете скрыться от коллег и руководства. И не так уж важно, насколько оно будет шумным.

Об авторе. Дэвид Буркус — автор нескольких бестселлеров и готовящейся к изданию книги «Friend of a Friend», преподает лидерство и инновации в Университете Орала Робертса.