Зачем вы выступаете? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Зачем
вы выступаете?

Правильная цель в коммуникации помогает выстроить выступление так, чтобы аудитория совершила нужное вам действие

Зачем вы выступаете?
Фото: SL

читайте также

Что делают самые эффективные советы директоров

Таблетка от выгорания

Марина Иванющенкова

«Мне KPI устанавливает закон»

Анна Натитник,  Марина Иванющенкова

Просто бизнес, ничего лишнего

Карнаухов Владимир

Книга Ларисы Зориной «Не просто речь. 10 законов публичных выступлений» посвящена эффективным принципам и техникам успешных публичных выступлений. Автор, основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future и коуч спикеров TEDx, делится опытом и практическими советами, которые помогают выступающим структурировать свои речи, находить смысл и цель выступления, а также выстраивать доверительный контакт с аудиторией.

Книга опубликована издательством «Альпина ПРО», «Большие идеи» представляют отрывок из нее.

ЭФФЕКТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Правильно поставленная цель помогает подготовить выступление, которое помогает достичь этой цели. Вам кажется, что моя мысль пошла по кругу? Однако именно так это и работает: цель → выступление → целевое действие. Цель выступления = целевое действие аудитории.

Приведу типичный пример. В 2018 году я работала с руководителем налоговой инспекции одного из районов Московской области, назовем его Дмитрий. Дмитрию нужно было выступить перед комиссией и, во‑первых, рассказать, как идет сбор налогов (спойлер: плохо); во‑вторых, показать, что данная инспекция усердно работает над улучшением ситуации; в‑третьих, донести мысль о том, что комиссии не стоит постоянно отвлекать инспекцию от работы, поскольку подготовка к встрече с комиссией занимает много ценного времени.

Мы сформулировали цель: «Чтобы комиссия поняла, что со сбором не все просто, но работа идет, и все улучшится». По основному образованию Дмитрий — юрист, и юрист очень квалифицированный, поэтому он мастерски владеет канцеляритом. Его текст был настолько сложен и многоэтажен, что с ходу было непонятно, о каких налогах он говорит — о собранных или еще нет. Мы активно поработали и заменили обороты вроде «нами были предприняты меры по сбору налогов в размере…» на короткие «мы собрали…». Слушатели были впечатлены. Члены комиссии подходили пожать ему руку: «Мы поняли, что у вас все сложно, но верим, что вы справитесь». Дмитрий был удивлен, он не ожидал такого эффекта. А это был эффект целеполагания.

Цели нужно ставить максимально точно. Существует ряд систем целеполагания, например методология SMART, которая учит ставить конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и привязанные к времени цели, или инструмент «Колесо баланса», который позволяет ставить цели для различных сфер жизни. Но часто ли мы ставим цели для коммуникаций? Задаемся ли вопросом, например, зачем идем в ресторан на встречу с друзьями или подругами? Скорее всего, нет, мы просто собираемся хорошо провести время. Но дружеские встречи сегодня стали редкостью, и, если мы не ставим цели для таких спонтанных коммуникаций, мы можем упустить что-то важное: что-то не сказать, что-то не сделать — а ждать возможности восполнить пробел придется долго и мучительно. Да, в спонтанном бесцельном общении есть своя прелесть, но постановка целей делает его более осознанным.

Кстати, в этом контексте я чаще всего говорю не о целях, а о намерении, например: хорошо провести время и узнать у подруг интересные места для культурного времяпрепровождения или просто вволю поговорить, поесть и уйти со встречи с ясной головой. Казалось бы, ерунда — а работает!

Целеполагание также очень помогает подготовиться к трудной коммуникации. В таком общении часто чувствуют большой соблазн либо отложить неприятную беседу, либо рубить с плеча. А что, если поставить такую цель: «Отстоять свою точку зрения и улучшить наши отношения»? Поверьте, такой настрой повысит и качество, и уровень коммуникации. Правда, чуть больше времени нужно будет уделить подготовке, но ведь подготовка — залог более эффективной, качественной и глубокой коммуникации. Как говорит известный психолог Татьяна Мужицкая, «я иду конфликтовать или договариваться?».

Расскажу любимую историю о правильном целеполагании. Так получилось, что к 2021 году я ни разу не побывала в Крыму. Когда я «колдовала» над планами на 2021 год, коротко написала: «Крым — по работе». Прошло три дня, и мне позвонили: «Приглашаем вас в Севастополь провести двухчасовую игру на развитие коммуникации. В феврале». И теперь представьте мой воображаемый диалог со Вселенной. Я: Вселенная, я не имела в виду два часа в феврале! Вселенная: А что не так? Ты же хотела в Крым по работе! Вот такой урок целеполагания.

Речь — это танец для двоих: для вас и аудитории. Вы становитесь спикером не тогда, когда приняли решение выступать, а когда вышли перед аудиторией в офлайн- или онлайн‑пространстве. Партнеры упражняются, подстраиваются друг под друга — тренировка за тренировкой. В публичных выступлениях вы, как правило, не можете тренироваться и танцевать с одним и тем же партнером, то есть раз за разом собирать одних и тех же слушателей — если только вы не преподаете длительные учебные курсы. Тем не менее, продолжая танцевальную метафору, вы можете сделать из аудитории надежного партнера.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.