читайте также
Мы привыкли отождествлять понятия «обучение» и «образование», тогда как в действительности речь идет о принципиально разных вещах. Обучение давно вышло за рамки классов и университетских аудиторий, мы больше не разделяем жизнь на «время учиться» и «время работать». Сегодня мы все постоянно чему-то учимся, и процесс нашего обучения не ограничивается получением образования.
Время требует нового подхода к процессу обучения. Понимание этого вызова приводит нас к нескольким глобальным вопросам. Чему и каким образом мы должны обучать детей в школе? Нужно ли сегодня школьное фундаментальное образование в рамках естественных и гуманитарных наук?
Как школе успеть за эволюцией. Школа не успевает за изменениями, происходящими в мире. Об этой проблеме говорил на последнем форуме в Давосе Джон Гудвин, генеральный директор LEGO Foundation — человек, который напомнил миру о том, что обучение начинается не тогда, когда вы читаете первую книгу, а тогда, когда берете в руку первую игрушку. «Скорость, с которой происходят процессы эволюции мира, в разы превышает скорость изменений в системе образования, — считает Гудвин. — Поэтому необходимо, чтобы и общество, и образовательная система начали менять свой подход к обозначению тех навыков, которые они развивают у детей. И, конечно, нужно учитывать при этом, что сам процесс образования должен приносить удовольствие».
Действительно, есть ли смысл, предположим, зубрить таблицу умножения или чертить параболу? Этот вопрос весьма не однозначен. Рисуя параболу, учим ли мы только построению графика или вместе с этим даем и какие-то иные навыки? А какие навыки должны получать дети за пределами школьных знаний?
Научить учиться. Нельзя стать constant learner, то есть постоянно учиться чему-то новому, если ты не научился учиться. Реальность подтверждает, что сегодня гораздо важнее обладать навыками, которые не связаны с какой-либо предметной областью. Их еще называют «гибкими» навыками или «soft skills». Именно они отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность труда. Следовательно, ключевая задача современного процесса образования — помочь ребенку развивать «сквозные» навыки вроде критического мышления и креативности, комплексного решения проблем и взаимодействия с людьми, поддержать его эмоциональный интеллект и когнитивную гибкость.
«Лучшее, что мы можем сделать для современных детей, — это помочь им научиться исследовать, изучать, создавать, ошибаться, сохраняя при этом креативность процесса обучения», — считает Эндриа Зафираку, учитель искусств в Alperton Community School и обладательница титула «Лучший учитель мира».
Но у современной системы образования есть проблема планетарного масштаба — это компетентность людей, которые эту систему создают. К сожалению, если называть вещи своими именами, подавляющее большинство из них (от управленцев до учителей и воспитателей) фактически профессионально непригодны.
Мир тратит миллиарды на финансирование систем образования, которые были основаны более века назад. При этом в них действуют те же концепции, что и в индустриальном веке. Мы постоянно говорим о том, как учить, но не о том, чему учить.
Эту же мысль подтверждает Хади Партови, основатель и генеральный директор Code.org: «Я учу детей компьютерным наукам не потому, что миру нужно больше программистов, а потому, что все отрасли, все науки становятся цифровыми». Учить детей «компьютерной грамотности» в том формате, в котором она преподается в большинстве школ — бессмысленно, дети часто сами разбираются в этом на порядок лучше своих учителей. Хади же говорит о навыках, необходимых сегодня наравне с письмом или чтением, — и о том, что важно понимание того, насколько эти навыки пересекаются с реальной жизнью.
Вряд ли найдется работодатель, который нуждается в сотруднике, умеющем чертить параболу. Но в списке неизменно востребованных качеств — способность работать в команде и креативно мыслить, умение решать проблемы и обладать цифровыми навыками. Школьник, который сегодня поступает в университет, должен понимать, что к тому моменту, когда он его окончит, мир будет другим. Поэтому он должен быть готовым продолжать учиться и переобучаться — сегодня, и через пять лет, и даже через пятьдесят — для того, чтобы оставаться конкурентоспособным и вовлеченным специалистом.
Что нужно понимать бизнесу в связи с этими изменениями? Автоматизация коснется практически каждой специальности — это уже не аксиома, а наше настоящее и осязаемое будущее. Развитие нового образования идет рука об руку с меняющейся моделью построения карьеры. Я склонен верить, что скоро грань между «синими» и «белыми воротничками» исчезнет и появится новый вид человека деятельного, точнее человека, постоянно изменяющего набор навыков и умений и приобретающего их под решение определенной задачи с заданной целью и конкретным результатом.
Digital-профессии станут частью школьной программы и будут преподаваться в старших классах, тем самым открывая возможности для учеников стажироваться в компаниях и уже в школе приобретать знания, востребованные бизнесом. Компаниям будут интересны новые технологически «подкованные синие воротнички» или «новые воротнички».
Обучение станет коротким, нацеленным на развитие конкретного навыка и поэтому доступным. Любой человек может обучиться конкретному навыку с помощью онлайн-курсов и при наличии компьютера или смартфона.
Компании (в большой степени) займут место колледжей и вузов. Технологические изменения происходят быстрее актуализации образовательных программ, скованных консервативной регуляторикой вузов и колледжей, особенно государственных. Поэтому компаниям придется обучать своих сотрудников новому быстрее, чем с этим способна справиться программа любого профессионального учебного заведения. Корпоративные университеты и их образовательные микропрограммы станут основой для приобретения необходимых для работы знаний и умений. Концепт «ученичества» вернется в компании и будет помогать новым специалистам и сотрудникам получить необходимую квалификацию.
В каком-то смысле мы возвратимся к концепции ремесленной мастерской эпохи Возрождения – к формациям, где вокруг мастера объединена малая группа увлеченных, мотивированных учеников, имеющих реальное желание учиться у него и четкое понимание цели и практической полезности этого обучения.
Об авторе. Максим Спиридонов — генеральный директор компании «Нетология-групп».