Работа по правилам и без | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Работа по правилам
и без

Перед стажером отдела маркетинга стоит ­нелегкий выбор: быть до конца честной с ­компаниями-конкурентами или получить ­перспективную работу?

Автор: Анастасия Миткевич

Работа по правилам и без

читайте также

Ноев ковчег для избранных

Мария Божович

«Это просто кучка цифр»: почему менеджеры неправильно используют KPI

Грэм Кенни

Надежда экономики или неугодный класс?

Анна Натитник

Стоп-кран для глобального бизнеса

Абрахам Ньюман,  Генри Фаррелл

Окончив первый курс магистратуры одного из лучших вузов Нижнего Новгорода, Лиза была уверена, что быстро найдет интересную работу с хорошей зарплатой.

Но надежды не оправдались — на собеседованиях никто не спрашивал у нее диплом, всем в первую очередь нужен был опыт работы. В объявлениях о вакансиях она постоянно натыкалась на приписку: «Кандидаты без опыта не рассматриваются». Конечно, Лиза участвовала в различных проектах, проходила практику во время учебы в университете, но о каком серьезном стаже может идти речь, если тебе всего 22 года? Большинство ее сверстников тоже искали работу, некоторые смогли устроиться только благодаря знакомствам. Поэтому после трех месяцев неудачных попыток найти что-то подходящее она с радостью приняла предложение пройти оплачиваемую полугодовую стажировку в компании «Техно», владевшей магазинами цифровой техники в разных частях страны.

Недавно компания запустила программу «Развиваем таланты» — по ее условиям молодые люди стажировались в своих регионах, а лучших потом приглашали на работу в штаб-квартиру в Москве. Идея привлечь молодежь из глубинки принадлежала генеральному директору. Он считал, что надо нанимать вчерашних студентов, так как они могут принести в компанию новые идеи и способствовать ее росту.

Лиза любила свой город, но понимала, что вряд ли быстро сделает здесь карьеру и заработает большие деньги. Ее старшая сестра, главный бухгалтер с 10-летним стажем, получала 35 тысяч рублей, и это считалось неплохой зарплатой. Лиза понимала, что только в Москве у нее будут хорошие перспективы и возможность нормально зарабатывать и что стажировка — шанс, который нельзя упускать.

Есть маленький нюанс

Несколько лет назад дела у «Техно» шли очень хорошо: рубль рухнул — и люди судорожно скупали технику, чтобы не потерять обесценивающиеся деньги. Но в последнее время офлайн-продажи падали, средний чек уменьшался, трафик в магазинах сокращался, а интернет-продажи практически не росли. Руководство, пытаясь разобраться, почему происходит падение продаж, решило провести «Исследование рынка розничной торговли цифровой техники и электроники» — и заодно выяснить, как обстоят дела у конкурентов: какие товары наиболее востребованы, кто целевая аудитория, как распределяются продажи между онлайном и офлайном.

Михаил, руководитель отдела маркетинга нижегородского офиса, отправил Лизе список компаний-конкурентов, с которыми надо было связаться. Чуть позже он вызвал ее к себе и, радостно улыбаясь, поинтересовался:

— Лиза, ничего, если на ты?

— Да, конечно!

— Проходи, садись. Я направил тебе инструкцию по работе над проектом. Там все должно быть понятно, но если появятся вопросы, спрашивай, всегда рад помочь, у нас в компании политика открытых дверей. И у меня к тебе небольшая просьба, забыл написать в письме. Не могла бы ты для работы использовать свою личную электронную почту и представляться студенткой, проводящей исследование для магистерской диссертации? Не смотри на меня такими глазами. Это обычная практика и единственный способ получить информацию о реальном положении дел.

Лиза поерзала на стуле, но промолчала — она хотела произвести на Михаила хорошее впечатление, поэтому решила не перечить. В воздухе повисла неловкая пауза. Затем Михаил продолжил:

— По-другому информацию не достать. Кто в здравом уме будет раскрывать данные прямым конкурентам? Другие стажеры делали то же самое, тебе не стоит об этом беспокоиться. И, знаешь, некоторые из них до сих пор прекрасно работают в нашей компании, пару человек в прошлом году перевели в Москву.

Лиза была в замешательстве. Задав несколько вопросов о стажировке, она вышла из кабинета. Работа была ей нужна, но просьба начальства девушке не понравилась. Да, конкуренты ничего просто так не расскажут. Но почему она должна врать?

Около 36% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет боятся остаться без работы.

Большинство сотрудников компаний сообщает, что к ним порой обращаются с просьбой сделать нечто неэтичное.

Ложь во благо

Прозвенел будильник. Лиза потянулась к телефону, чтобы выключить надоедливый звонок. На заблокированном экране отображалось три письма от Михаила — они пришли в 6:30 утра. Открыв их, Лиза узнала: руководитель добавил несколько пунктов в опросник исследования.

Обзвон компаний из списка нужно было начать в понедельник. Сегодня был четверг. За несколько дней Лизе надо было наконец определиться, как реагировать на просьбу начальства. Вместо того чтобы сразу ответить на письма, она решила выйти на пробежку и развеяться. Спорт обычно помогал привести мысли в порядок и принять верное решение, но в этот раз чуда не произошло. Вернувшись домой, Лиза набрала номер отца — он всегда знал, как вести себя в трудных ситуациях и давал дочери дельные советы. Девушка надеялась, что и сейчас он подскажет ей, как поступить.

— Главное не делай резких движений. Ты так долго искала работу, и тебе нужно себя зарекомендовать. Попробуй сделать так, чтобы твои коллеги и тем более начальство поняли, что на тебя можно положиться, что ты надежный человек. А если начнешь задавать лишние вопросы, произведешь впечатление проблемного сотрудника.

— Я советовалась с Пашей. Он считает, что я должна говорить правду компаниям, с которыми буду иметь дело. И еще он считает, что, возможно, мне стоит уйти.

С Пашей Лиза встречалась уже два года, но отец по-прежнему держался с молодым человеком холодно и не доверял ему.

— Дорогая, а что ты ожидала от него услышать? Конечно, он будет уговаривать тебя бросить стажировку. Он сам развиваться не хочет и тебя тянет на дно. Он понимает: если ты уедешь в Москву, то найдешь себе там кого-нибудь получше. Ну и вообще, ты уже взрослая девочка, и тебе пора самой себя обеспечивать.

Лизины родители всегда неплохо зарабатывали, но пару лет назад вышли на пенсию, и их доходы резко упали. Им было сложно содержать дочь. Тем не менее, они поддерживали ее поступление в магистратуру, но с условием, что она найдет себе работу.

— Доченька, в жизни не бывает только черного и белого. Сейчас такое время, когда надо быть гибким и подстраиваться под обстоятельства. К тому же начальник не просит тебя делать ничего незаконного. По сути, это даже не ложь — ты действительно студентка.

— Пап, я просто чувствую себя не в своей тарелке.

— Да, во вранье нет ничего хорошего. Но один раз так поступить можно, в твоем случае игра стоит свеч. Ты же хотела переехать в Москву, а благодаря стажировке ты сможешь там зацепиться. И это всего лишь старт, тебе же не надо работать на «Техно» до конца своих дней, потом можно сменить компанию.

— Я понимаю, но начинать карьеру со лжи не хотелось бы. Может, мне стоит обратиться к менеджеру, отвечающему за стажировки?

Рабочий вопрос

— Я думала, ты уже в Москве, — сказала Ольга.

Она нанимала Лизу на проектную работу полгода назад. Лиза должна была интервьюировать прохожих на улицах города — собирать мнения о том, стоит ли восстанавливать разрушенную церковь. Разговорить людей было сложно: все ­куда-то торопились и проходили мимо — но в итоге ей удалось провести 20 ­блиц-­интервью — немало по сравнению с коллегами по проекту. Поэтому когда Лиза устраивалась на стажировку и ей понадобились рекомендации от бывших работодателей, Ольга сразу согласилась помочь.

— Еще нет. Спасибо, что нашли время встретиться со мной на выходных.

Лиза рассказала Ольге о ситуации, сложившейся на работе, и о разговоре с отцом.

— Я не знаю, к кому обратиться. Может, к генеральному директору? Вдруг он меня вспомнит?

Полгода назад Лиза провела несколько дней на бизнес-форуме «Успешный предприниматель». Гендиректор «Техно» выступал перед аудиторией, рассказывал о своей компании, ее корпоративной культуре, возможностях для стажировки, программах корпоративного обучения. Речь была очень мотивирующей и интересной. Лиза задала ему пару вопросов из зала и даже получила в подарок книгу за лучший вопрос. Устроившись в «Техно», она хотела написать гендиректору письмо, сообщить, что работает у него, но решила, что это слишком глупо.

— Не стоит по любому пустяку дергать генерального. К тому же так быстро можно снискать репутацию стукача. Сколько сотрудников в этой компании?

— Тысячи три, наверное, если считать головной офис и филиалы. Но вы не подумайте, там действительно дружелюбная атмосфера и приятный коллектив. Мне там многое нравится. Напрягает, наверное, только эта история.

— Полагаю, ты понимаешь, что на кону твои карьерные перспективы. Если на факультете узнают, что ты работаешь на коммерческую компанию и при этом прикрываешься университетским исследованием, у тебя могут быть большие проблемы с деканатом. Шансы провала довольно велики, наш город — большая деревня, информация распространяется очень быстро. На этой компании свет клином не сошелся, ты сможешь найти себе что-нибудь получше. У меня через несколько месяцев будет запускаться новый проект, думаю, я смогу найти для тебя интересную работу.

— Но мне нужны деньги сейчас.

— Смотри сама, мое дело — предложить.

Лиза вздохнула и пожала плечами. Как поступить, она не знала.

Опрос сотрудников компаний в 27 странах показал, что богатые чаще считают допустимым для себя неэтичное поведение — например, мздоимство или уклонение от налогов.

Как поступить Лизе? Комментарии экспертов

Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли

Линию поведения нужно скорректировать как Лизе, так и компании «Техно». Поручив студенту такое задание, организация поступила неверно и подвергла риску, прежде всего, свою репутацию. В современном бизнес-мире независимыми ­исследованиями занимаются крупные отраслевые ассоциации. Конечно, если руководству нужны конкретные показатели конкурентов, то это совсем другая история. Но в таком случае шансы получить их даже у студента для своей научной работы практически равны нулю. С дан­ными, полученными независимыми организациями, все гораздо проще: они обезличенные.

Лизе не нужно принимать кардинальных решений. Не стоит бросаться исполнять поручение, рискуя быть пойманной с поличным, и уж тем более отказываться от возможности начать свой карьерный путь. Если она хочет стать настоящим профессионалом и незаменимым компетентным сотрудником, то должна с самого начала проявлять гибкость ума, оценивать риски и предлагать наиболее оптимальные варианты решения той или иной задачи.

Девушке надо пойти к руководству и предложить альтернативный вариант сбора информации, показав, что она не просто выполняет поручения, но и анализирует каждое свое действие. Например, можно провести совместное исследование с одной из отраслевых ассоциаций (они, как правило, идут на сотрудничество со студентами) и получить не только отдельные показатели конкурентов, но и полноценное исследование, которое принесет гораздо больше пользы. Другой вариант — наладить сотрудничество с компаниями-конкурентами, предложив им обмен данными «по бартеру». Скорее всего,  руководителю все равно, каким образом будет решена эта задача, главное, чтобы эффективно и в срок. Лизе не стоит рубить с плеча и отказываться от «неудобных» просьб руководства — она должна понять, что всегда можно найти выход из ситуации, не нарушая при этом собственных морально-этических принципов. Те, кто действует вопреки своим убежде­ниям, оказываются не в ладу

с собой и, как следствие, не могут эффек­тивно работать.

Героиня заблуждается, полагая, что к генеральному директору ­обращаться нельзя. Это не так: ему нельзя жаловаться, а предложить какую-нибудь идею всегда можно. Лизе нужно обрести уверенность в своих принципах и взглядах, перестать по любому вопросу бегать к родственникам и начать действовать как настоящий молодой профессионал, главные качества которого — самостоятельность и инициативность.

Наталья Малеева, директор по персоналу компании «М.Видео»

Жаль, что о таком своеобраз­ном подходе к маркетинговым ­исследованиям собственник компании, скорее всего, никогда не узнает. Думаю, это идет вразрез с тем, как он видит свой бизнес и перспективы его развития. Не всегда инициативы менеджеров отражают внут­реннюю культуру и принципы организации — они могут исходить от конкретного сотрудника. Описанная в тексте дилемма практически невозможна в крупных публичных компаниях, которые дорожат своей репутацией и имеют строгие регламенты деловой этики.

Что касается героини, то, как говорил один из героев фильма «Ронин» режиссера Джона Франкенхаймера, когда есть сомнения, считай, что сомнений нет. Не стоит идти на сделку с совестью и работать в формате, который противоречит внутренним убеждениям. Это не лучшим образом скажется на эффективности девушки. Важно не только иметь принципы, но и уметь их аргументировать и соотносить с жизненными реалиями. Если Лиза действительно хочет остаться в этой компании и видит там перспективы роста для себя, то можно поста­вленную задачу решить другим способом.

Например, информацию можно собрать путем обмена данными. Это общая практика для многих отраслей, и, как правило, в этом заинтересованы все компании. Можно найти региональное или федеральное агентство, которое в интересах всех участ­ников рынка будет собирать и суммировать необходимые показатели, соблюдая при этом режим конфиденци­альности.

Еще один вариант — провести отраслевую конференцию. Организатором может выступить независимая площадка. Участники рынка обозначат актуальные вопросы и поделятся своими идеями и находками: расска­зывать о своих достижениях любят многие.

Мы не всегда можем выбирать задачи, особенно на начальном этапе карьеры, но выбор средств — точно в наших руках. Я уверена, что инициативность Лизы ее менеджер примет и оценит.  В противном случае, возможно, это не та компания, в которой Лизе будет комфортно развиваться, -— тогда и жалеть не о чем.