Ваш хороший босс может похоронить вашу карьеру | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ваш хороший босс может похоронить
вашу карьеру

Плохая репутация босса автоматически переносится и на его подчиненных. Карьера Криса была подрезана под корень: трижды ему обещали повышение и трижды его обошли. Нет, его босс ничего плохого не сделал. Он просто ничего не делал.

Автор: Грег МакКеон

читайте также

Заменят ли роботы маркетологов?

Майкл Чуи,  Манийка Джеймс,  Мехди Миремади

Как убеждать начальников

Детерт Джеймс,  Сьюзен Эшфорд

Перестаньте бояться! Действуйте!

Розабет Мосс Кантер

Кому доверить глобальный бизнес

Бект Барт

Крис много лет работал в крупной технологической компании в Силиконовой долине. Начальник всегда поддерживал Криса, да что там – он им нахвалиться не мог, всегда ставил самые высокие отметки в характеристике, не мешал спокойно работать, не лез и не контролировал. Это был замечательный человек, если верить словам Криса. Но был ли он идеальным начальником? Увы, нет.

Этот начальник проработал в компании двадцать лет. Он научился бюрократической науке выживать, чей главный постулат сводится к принципу: сиди тихо и не гони волну. Он овладел искусством лавирования настолько, чтобы не слететь со своего места. Но не более того: продвинуться он не мог и рейтинг его понемногу снижался. В результате и подчиненный ему отдел практически обезлюдел.

Плохая репутация босса автоматически переносится и на его подчиненных. Карьера Криса была подрезана под корень: трижды ему обещали повышение и трижды его обошли. Нет, его босс ничего плохого не сделал. Он просто ничего не делал.

Я собрал данные за год у тысячи менеджеров из ста с лишним компаний, таких как Apple, Cisco, HP, IBM, Intel, Microsoft, Novel и Symantec. Хотелось разобраться, с каким начальником подчиненным работается лучше всего. Как я и думал, примерно половина участников опроса приводила примеры излишнего контроля, давящих боссов, руководителей-тиранов. Меня удивила другая половина: они хвалили начальников, хотя и приятных в обращении, но, судя по описанию, слабых.

Однажды я проводил двухдневный семинар по стратегии с человеком как раз такого типа. Мягкий, спокойный голос. В жизни никого не перебьет. На общем собрании для каждого найдет доброе слово. Всякий раз, когда у команды лопалось терпение и люди требовали перемен, он вставал и кротко их уговаривал: «Пожалуйста, вспомните, сколь многого мы уже достигли». И так, фраза за фразой – искра негодования гасла. Он ухитрялся убедить всех в том, что лучше всего – статус кво. Зачем из кожи вон лезть, зачем что-то менять? Вот такому бюрократу Джеймс Хакер в британском фильме «Да, господин министр» говорил: «Хамфри, вы – зануда и нытик, вместо энтузиазма вы пробуждаете лишь апатию».

Знавал я и начальника, способного чуть ли не порчу навести на людей, жаждущих действия. Взмахнет эдак рукой, словно рыцарь джедай– «не о чем шуметь, ничего не стоит менять» – и люди, которые только что, перед его приходом, топали ногами и проклинали все на свете, тут же забывали, из-за чего весь сыр-бор. На шумной вечеринке такой талант полезен, но в итоге члены команды перестали расти, их всех в компании считали за середнячков, а при реорганизации попросту «отпустили».

Эти симпатичные и бесполезные начальники ухитряются прижиться и годами благополучно существовать. Крикун, контролирующий босс бросается в глаза – люди мучаются и начинают жаловаться. А эти «нейтрализаторы» вызывают не острый недуг, а хронический. Тихонечко приучают, день за днем. Конкретно пожаловаться не на что. Акарьера тем временем идет под откос.

По всем правилам детектива проблема прячется на виду. Ее – сами того не желая – затушевал сам топ-менеджмент (и я в том числе), которые сосредоточили внимание на недостатках сильной власти и упустили из виду оборотную сторону власти попустительской и слабой. Эта тенденция отмечается во всей научной литературе за последние двадцать пять лет. А что произойдет, если такой попуститель прочтет книгу о злобных боссах, побывает на соответствующем тренинге? Он скажет себе: «А я своих людей не контролирую, не давлю». Он получит индульгенцию – и дальше ничего не делать. Назовет это поощрением, делегированием полномочий. А на самом деле такой человек просто губит карьеру своих подчиненных.

В случае с Крисом достаточно было выявить проблему. Как только он понял, что происходит, начал принимать меры. Пообщался с наставниками. Возобновил старые связи и за несколько недель добился перевода в другой отдел, подальше от своего «симпатяги». Годом позже перешел в более известную компанию на отличную должность с фантастическими перспективами. Иными словами, прежде всего, нужно осознавать, есть проблема или нет. Ведь как можно будет ее решить, не видя ее?

Некоторые подробности изменены во избежание совпадений с реальными людьми и событиями.