Пять шагов к повышению качества инженерного образования | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост

Пять шагов к повышению качества инженерного образования

Александр Федоров
Пять шагов к повышению качества инженерного образования
Фото: Scott Blake / Unsplash

Руководители промышленных предприятий часто говорят о дефиците инженерных кадров и призывают вузы готовить больше специалистов. Количество бюджетных мест в технических вузах в этом году было увеличено, но, хотя итоги приемной кампании еще не подведены, ожидать быстрых перемен определенно не стоит.

В 2022 году, по данным Минобрнауки, инженерные специальности не попали в топ-5 самых востребованных у абитуриентов столичных и региональных вузов. В этом году престиж профессии едва ли вырос. Об этом говорит тот факт, что ЕГЭ по физике, обязательный для поступления на инженерные специальности, сдавало всего 16% одиннадцатиклассников.

Проблема, однако, не только в том, школьники редко выбирают инженерные вузы, но и в том, что выпускники не всегда идут работать по специальности. Согласно исследованию, которое в 2020 году провела Высшая школа экономики, в 2016—2018 годах на работу по специальности устроилось только 68% молодых инженеров.

Более того, качество подготовки во многих вузах не соответствует реальным потребностям бизнеса. Поэтому выпускники, которые все-таки устраиваются в профильные компании, зачастую оказываются не готовы к работе. Чтобы молодой инженер вышел на плановую производительность, его приходится дополнительно обучать, прививать ему практические навыки. На это у работодателя в среднем уходит, по подсчетам школы для подготовки инженеров Fine Start, три-четыре месячных заработка сотрудника.

Вопрос, как сократить разрыв между результатами обучения в вузах и потребностями работодателей, не теряет актуальности. В этой статье мы рассмотрим пять шагов, которые позволят привлечь молодых людей в профессию, повысить качество инженерного образования и сэкономить средства бизнеса на адаптацию и доучивание новичков.

1. Сфокусироваться на развитии системного мышления

Проблема многих выпускников инженерных вузов в том, что за время учебы они учатся выполнять определенный набор шаблонных действий. При этом на реальном производстве инженеру часто приходится решать нестандартные задачи, а значит, он должны понимать, почему возникает та или иная проблема и как к ней подступиться. Чтобы люди видели, как их рабочие задачи влияют на производственные процессы и на деятельность предприятия в целом, у них должно быть развито системное мышление.

Формирование системного мышления, в свою очередь, подразумевает развитие таких навыков, как анализ производственных проблем, структурирование информации, выявление причинно-следственных связей между событиями, целостное видение ситуации с выделением деталей, критичных для принятия решений. Эти навыки помогут инженеру увидеть закономерности, например в работе оборудования, которые он сможет объяснить с помощью полученных в вузе теоретических знаний. Ему будет легче понять принцип действия оборудования, предположить, что может вызывать поломки, и, исходя из этого, принимать оптимальные решения при выстраивании технологических процессов на предприятии. В итоге инженер перестанет оперировать шаблонными подходами и будет действовать гибко. Он сможет предлагать индивидуальные решения, основанные на глубоком понимании того, какие процессы стоят за событиями, происходящими на производстве, в чем их причина и следствие.

Нынешний подход к образованию этому не способствует. Во многих вузах на первых курсах студенты получают блок теоретических знаний, которые воспринимаются как абстракция, а на следующих — проходят практику. К началу практических занятий люди успевают забыть большую часть теории и не могут эффективно ее применять.

Выходом стало бы параллельное преподавание теории и практики, чтобы студенты видели, как то, о чем они слышат на лекциях, выглядит и работает в жизни. Кроме того, при преподавании разных дисциплин нужно демонстрировать связи между ними. Тогда у будущих инженеров сложится единая картина того, как знания из разных областей помогут им в реальной работе. Например, на занятиях по инженерному делу молодые люди должны четко понять, как в нем применяется физика и математика.

2. Отрабатывать практические навыки на том оборудовании, которое используют компании региона

Обучение инженеров эффективно, только если оно носит прикладной характер. Это означает, что студенты должны осваивать современное технологическое оборудование, которое используется на предприятиях-работодателях. Понятно, однако, что разные предприятия закупают разные модели оборудования и оснастить учебные заведения образцами всех брендов невозможно. Поэтому можно пойти тремя путями.  

• Закупить для вуза образцы наиболее распространенного или типового оборудования, которое используется на ключевых предприятиях региона. При этом разрабатывать программы обучения вузы должны в тесном сотрудничестве с производителями этого оборудования.

• Создать учебные площадки на территории потенциальных работодателей, где студенты могли бы оттачивать навыки и заодно наблюдать за работой предприятия изнутри. Например, «Росатом» открыл на базе своих активов отраслевые центры компетенций — там студенты партнерских образовательных учреждений могут обучаться на полнофункциональном промышленном оборудовании компании.

советуем прочитать

Об авторе

Александр Федоров — основатель школы для подготовки инженеров Fine Start.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать