Пять шагов к повышению качества инженерного образования | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Пять шагов к повышению качества
инженерного образования

Как повысить престиж инженерных профессий и качество подготовки выпускников технических вузов

Автор: Александр Федоров

Пять шагов к повышению качества инженерного образования
Фото: Scott Blake / Unsplash

читайте также

Как на самом деле нужно учиться на ошибках

Крис Аргирис

Уже два года!

Елена Евграфова

Три принципа, которые помогут продавать больше в виртуальном мире

Роберт Шер

Забудьте про PowerPoint: сделайте презентацию своими руками

Майкл Бреннан

Руководители промышленных предприятий часто говорят о дефиците инженерных кадров и призывают вузы готовить больше специалистов. Количество бюджетных мест в технических вузах в этом году было увеличено, но, хотя итоги приемной кампании еще не подведены, ожидать быстрых перемен определенно не стоит.

В 2022 году, по данным Минобрнауки, инженерные специальности не попали в топ-5 самых востребованных у абитуриентов столичных и региональных вузов. В этом году престиж профессии едва ли вырос. Об этом говорит тот факт, что ЕГЭ по физике, обязательный для поступления на инженерные специальности, сдавало всего 16% одиннадцатиклассников.

Проблема, однако, не только в том, школьники редко выбирают инженерные вузы, но и в том, что выпускники не всегда идут работать по специальности. Согласно исследованию, которое в 2020 году провела Высшая школа экономики, в 2016—2018 годах на работу по специальности устроилось только 68% молодых инженеров.

Более того, качество подготовки во многих вузах не соответствует реальным потребностям бизнеса. Поэтому выпускники, которые все-таки устраиваются в профильные компании, зачастую оказываются не готовы к работе. Чтобы молодой инженер вышел на плановую производительность, его приходится дополнительно обучать, прививать ему практические навыки. На это у работодателя в среднем уходит, по подсчетам школы для подготовки инженеров Fine Start, три-четыре месячных заработка сотрудника.

Вопрос, как сократить разрыв между результатами обучения в вузах и потребностями работодателей, не теряет актуальности. В этой статье мы рассмотрим пять шагов, которые позволят привлечь молодых людей в профессию, повысить качество инженерного образования и сэкономить средства бизнеса на адаптацию и доучивание новичков.

1. Сфокусироваться на развитии системного мышления

Проблема многих выпускников инженерных вузов в том, что за время учебы они учатся выполнять определенный набор шаблонных действий. При этом на реальном производстве инженеру часто приходится решать нестандартные задачи, а значит, он должны понимать, почему возникает та или иная проблема и как к ней подступиться. Чтобы люди видели, как их рабочие задачи влияют на производственные процессы и на деятельность предприятия в целом, у них должно быть развито системное мышление.

Формирование системного мышления, в свою очередь, подразумевает развитие таких навыков, как анализ производственных проблем, структурирование информации, выявление причинно-следственных связей между событиями, целостное видение ситуации с выделением деталей, критичных для принятия решений. Эти навыки помогут инженеру увидеть закономерности, например в работе оборудования, которые он сможет объяснить с помощью полученных в вузе теоретических знаний. Ему будет легче понять принцип действия оборудования, предположить, что может вызывать поломки, и, исходя из этого, принимать оптимальные решения при выстраивании технологических процессов на предприятии. В итоге инженер перестанет оперировать шаблонными подходами и будет действовать гибко. Он сможет предлагать индивидуальные решения, основанные на глубоком понимании того, какие процессы стоят за событиями, происходящими на производстве, в чем их причина и следствие.

Нынешний подход к образованию этому не способствует. Во многих вузах на первых курсах студенты получают блок теоретических знаний, которые воспринимаются как абстракция, а на следующих — проходят практику. К началу практических занятий люди успевают забыть большую часть теории и не могут эффективно ее применять.

Выходом стало бы параллельное преподавание теории и практики, чтобы студенты видели, как то, о чем они слышат на лекциях, выглядит и работает в жизни. Кроме того, при преподавании разных дисциплин нужно демонстрировать связи между ними. Тогда у будущих инженеров сложится единая картина того, как знания из разных областей помогут им в реальной работе. Например, на занятиях по инженерному делу молодые люди должны четко понять, как в нем применяется физика и математика.

2. Отрабатывать практические навыки на том оборудовании, которое используют компании региона

Обучение инженеров эффективно, только если оно носит прикладной характер. Это означает, что студенты должны осваивать современное технологическое оборудование, которое используется на предприятиях-работодателях. Понятно, однако, что разные предприятия закупают разные модели оборудования и оснастить учебные заведения образцами всех брендов невозможно. Поэтому можно пойти тремя путями.  

• Закупить для вуза образцы наиболее распространенного или типового оборудования, которое используется на ключевых предприятиях региона. При этом разрабатывать программы обучения вузы должны в тесном сотрудничестве с производителями этого оборудования.

• Создать учебные площадки на территории потенциальных работодателей, где студенты могли бы оттачивать навыки и заодно наблюдать за работой предприятия изнутри. Например, «Росатом» открыл на базе своих активов отраслевые центры компетенций — там студенты партнерских образовательных учреждений могут обучаться на полнофункциональном промышленном оборудовании компании.

• Использовать компьютерные симуляторы, имитирующие работу с конкретным типом и моделью оборудования. Они напоминают компьютерные игры, и с их помощью легко запоминать последовательность действий — например, при сборке оборудования, название деталей и т. д. Симуляции позволяют значительно сократить расходы на учебное оборудование и время отработки навыков.

Гибридом первых двух вариантов могут стать лаборатории компаний на базе вузов. «Мегафон», например, открыл в кампусе Высшей школы менеджмента СПбГУ «5G_Dream_Lab», где студенты разрабатывают решения для развития технологий сетей пятого поколения.

3. Углубить взаимодействие вузов с компаниями-работодателями

Обучение должно быть максимально наглядным, ориентированным на практику и учитывать особенности реальных технологических процессов в промышленности. Для этого вузам нужно развивать разные направления сотрудничества с предприятиями.

Представители заводов могут участвовать в разработке учебных программ и выступать в качестве преподавателей; на базе вузов можно создавать кафедры предприятий, а также программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, учитывающие деятельность конкретных предприятий.

Еще одно направление взаимодействия — практика и стажировки студентов на предприятиях. Важно, чтобы учащиеся не просто выполняли типовые действия, а решали конкретные задачи и реализовывали собственные проекты, имеющие ценность для развития предприятия. Например, компания «Свеза» предлагает стажерам работать над стратегическими проектами. Это позволяет студентам не только отточить навыки, но и почувствовать значимость будущей работы.

Сегодня с предприятиями взаимодействуют в основном вузы из мегаполисов — образовательным учреждениям из менее крупных городов стоит брать с них пример, чтобы готовить сотрудников, соответствующих требованиям региональных работодателей.

4. Остановить гуманитаризацию технического образования

В последние годы вузы активно стали добавлять в программы обучения по инженерным специальностям гуманитарные предметы, такие как, например, история, психология, культурология. В теории это должно помочь учащимся развить образное мышление, умение видеть взаимосвязи, нешаблонно мыслить. Однако на деле студенты чаще всего поверхностно проходят тот же материал, который уже изучали в школе. Кроме того, выделение большого количества учебных часов на гуманитарные предметы идет в ущерб профильным дисциплинам, критически важным для качественной подготовки инженеров.

Например, в Томском политехническом университете на специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» в учебном плане на первый семестр первого курса на историю России выделено 72 академических часа, на английский язык — 108, а на инженерную деятельность — 36.

Есть два рациональных подхода к внедрению гуманитарных дисциплин в обучение инженеров. Первый — дать студентам возможность углубленно изучать их в качестве факультативов, то есть по желанию. Второй — формировать конкретные навыки, необходимые для работы инженера, за счет преподавания логики, искусства переговоров, конфликтологии, теории игр и т. д.

5. Повысить престиж инженерных профессий

Профессия инженера требует большого количества специальных знаний и высокого уровня ответственности. При этом далеко не все предприятия, на которых трудятся инженеры, могут обеспечить им высокий доход и хотя бы относительно комфортные условия труда.

Когда мы думаем про ИТ-компании, сразу представляем себе офис (в который даже необязательно ходить каждый день), где профессионалов ждут смузи, свежие фрукты и настольный футбол. Рабочее место инженера, к сожалению, не обладает такой привлекательностью, да и уровень зарплат у инженеров заметно ниже. Неудивительно, что, когда перед молодым человеком встает вопрос выбора профессии, он останавливается на той, которая обеспечивает больший комфорт и финансовую отдачу при сопоставимых интеллектуальных затратах.

Для повышения престижа инженерных специальностей стоит увеличивать зарплаты и развивать на предприятиях культуру производства, сконцентрировавшись на нескольких факторах.

• Условия труда: чистота, микроклимат и своевременный ремонт в производственных помещениях и комнатах отдыха, организация транспортного обслуживания для персонала, комфортные рабочие места.

• Психологический комфорт: предсказуемость действий руководства, эффективный менеджмент, корректность действий коллег, экологичное общение внутри коллектива.

• Продуманность технологических процессов: их оптимизация, стандартизация и по возможности автоматизация. Все процессы и риски должны быть тщательно продуманы и описаны в регламентах, роли распределены между сотрудниками, а при отклонениях в работе оборудования все знают, как действовать.

На повышение престижа инженерных профессий может работать их популяризация со стороны государства и бизнеса. Она началась несколько лет назад и идет в разных направлениях: в вузах появляется больше бюджетных мест на инженерные специальности, проводятся конкурсы (например, Всероссийский инженерный конкурс для студентов и аспирантов вузов, конкурс для опытных профессионалов «Инженер года России») и чемпионаты WorldSkills; возрождаются инженерные кружки для молодежи.

***

Каждый из пяти описанных в этой статье шагов может способствовать повышению уровня инженерного образования, однако ощутимый эффект они дадут, только если работать сразу по всем направлениям с акцентом на тесное взаимодействие вузов, работодателей и государства. Тогда профессия инженера станет более привлекательной для абитуриентов, а качество подготовки выпускников вузов заметно повысится.