В совмещении бизнеса и общественной пользы нет ничего нового | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В совмещении бизнеса и общественной пользы нет
ничего нового

Если все новое — не хорошо забытое старое, то по крайней мере его близкое подобие.

Автор: Дэвид Буркус

В совмещении бизнеса и общественной пользы нет ничего нового

читайте также

Как управлять людьми, не вызывая у них ужаса

Андрей Коняев,  Сергей Белоусов

Привлечь и заразить

Кавасаки Гай

Последний звонок

Юлия Фуколова

Ловушка Стива Джобса: как понять, что у вашей компании всё плохо

Виктор Орловский,  Владимир Коровкин

Все больше и больше бизнес-школ разрабатывает программы поддержки студентов, которые хотят соединить предпринимательство с хорошими делами. Кроме того, компании пересматривают сам процесс подбора персонала, чтобы привлечь лучшие таланты, заинтересованные не столько в материальном поощрении, сколько в положительном влиянии на общество.

Кажется, чуть ли не каждый день я вижу новую заметку в блогах, написанную мыслителем или бизнес-лидером о том, как изобрести новый процесс или целую бизнес-модель: да такую, чтобы не только для себя что-то вынести, но и внести определенный вклад в жизнь социума. Даже если это не говорится прямо, одной из ключевых тем этих блогов можно назвать мысль о том, что речь идет о новой, неизведанной территории как для стартапов, так и для старых солидных компаний.

Возможно, она менее изведана в нашем мире, где начиная с 80-х звучит лозунг «Жадность — это хорошо», но вряд ли ее можно назвать новой.

История предпринимательства полна рассказов о бизнесменах, которые были настроены улучшить жизнь своих сотрудников и своей городской или деревенской общины. Менее ста лет назад производитель шоколада Милтон Херши перевел большинство активов Hershey Chocolate Company в «Школьный фонд Милтона Херши», который обеспечивает образованием и жильем детей из бедных и социально неблагополучных семей. Фонд и школа до сих пор владеют большинством голосующих акций корпорации. Херши построил модель, где не компания владеет благотворительной организацией или спонсирует ее, а благотворительная организация по существу владеет бизнесом.

В Ирландии Артур Гиннесс и его семья еще полтора века назад начали амбициозную программу по соцобеспечению своих наемных работников. Она не имела себе равных ни в какой другой из тогдашних компаний Британской империи. Уже в 60-е годы XIX века фирма платила сотрудникам, их вдовам и детям пенсии, а также обеспечивала сыновей пенсионеров и вдов еженедельным бесплатным питанием, чтобы они могли посещать школу.

Компания трудилась над улучшением условий жизни во время вспышки туберкулеза среди своих рабочих, их семей и страдавших от голода жителей Дублина. Фирма наняла доктора сэра Джона Ламсдина и спонсировала двухмесячное исследование условий жизни семей сотрудников, после чего разработала программу по повышению уровня гигиены жилищ, а также устроила уроки правильного питания и приготовления пищи. И все это не просто для того, чтобы улучшить здоровье и производительность исключительно работников фирмы, а дабы положительно повлиять на обстановку во всем Дублине и побудить городскую администрацию поднять здравоохранение на нужный уровень.

Если заглянуть в еще более далекую историю, на тысячи лет назад, даже там вы найдете желание заботиться о бедных, встроенное в древнее общественное и религиозное устройство. В иудейской традиции, например, фермерам и владельцам земли предписывалось придерживаться принципа «не подбирать колосья», описанного в книгах Второзакония и Левита Пятикнижия Моисеева. Согласно этому учению, крестьяне должны были оставлять края поля несжатыми, чтобы обеспечить бедных, вдов и странников, которые могли прийти и собрать остатки колосьев.

Специфические правила оставления колосьев менялись в разные времена и в разных культурах, но все их разновидности продвигали идею того, что обладание активами несет вместе с собой и обязанность заботиться о тех, у кого их нет. Таким образом, в бизнес-модель сбора урожая была встроена система заботы о нуждах общества.

Я привел лишь несколько исторических примеров, которые опровергают представление о том, что бизнес существует только для выгоды своих владельцев. Если все новое — не хорошо забытое старое, то по крайней мере его близкое подобие. Сегодняшний взрыв энтузиазма по поводу создания бизнесом общественной пользы, а не просто выгоды для акционеров — это прекрасный пример подобного явления. Давайте не забывать историю добрых дел наших предков.

Читайте по теме: