Пять способов загубить карьеру | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять способов
загубить карьеру

Даже многолетний опыт руководящей работы не спасает топ-менеджеров от неверных карьерных шагов.

Авторы: Гройсберг Борис , Робин Абрахамс

Пять способов загубить карьеру

читайте также

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Финальное интервью: диалог под занавес

Гройсберг Борис,  Эверетт Спейн

Ваш новый гендиректор случайно не бывший консультант?

Гретхен Гэветт

Очень важная привычка

Елена Евграфова

По данным Бюро трудовой статистики США, люди послевоенного поколения за жизнь в среднем успевают сменить десять мест работы. В 1990-е годы в массовом сознании прочно утвердился и до сих пор господствует принцип, согласно которому на рынке труда человек действует как свободный агент. При любых экономических условиях каждый из нас отвечает за себя, а значит, сам строит свою карьеру. Все понимают, что с корпоративной лестницы можно свалиться в любой момент, и даже гендиректора не чувствуют себя в безопасности. По словам одного из наших респондентов (независимого финансиста), «в карьере не может быть конечной цели; карьера — это непрерывный процесс».

Хотя менять работу случалось практически каждому, это почти всегда нелегко. Переход связан с сильным эмоциональным напряжением, и потому на новом месте отдача сотрудника падает, даже довольно надолго. В предыдущем исследовании мы установили, что лучшие финансовые аналитики, перейдя в другой инвестиционный банк, начинали работать хуже и у некоторых профессиональный спад затягивался на пять лет.

Оказалось, что любого из нас — и футболиста, меняющего клуб, и руководителя высшего звена, дебютирующего в новой компании, — подстерегают одни и те же трудности. И дело не только в том, что на новом месте многому придется учиться. Перемещение — серьезная встряска и для жизненного уклада, и для психики, а нередко к этому добавляются еще и финансовые затраты на переезд. Нарушается привычный ход вещей, рвутся связи, приходится привыкать к уставу и порядкам «чужого монастыря». Бывает непросто угадать, чего именно ждут от вас в новой компании, принять другую корпоративную культуру.

Может показаться, что сейчас, когда предложений работы не так уж много, обсуждать привлекательность того или иного из них — непозволительная роскошь. Конечно, бывают ситуации, когда мы вынуждены принять далеко не самое интересное приглашение исключительно из финансовых соображений. И все же работа это не просто способ зарабатывать деньги. Речь идет о вашей карьере. Сделать один неверный шаг простительно, но серьезных ошибок и неудач нужно избегать. Для этого необходимо научиться взвешивать все риски и трезво просчитывать, с чем вы столкнетесь при переходе.

Типичные ошибки

Чтобы выявить самые типичные ошибки при смене места работы, мы сопоставили данные трех параллельных опросов: консультантов по подбору руководящих кадров, начальников отделов персонала крупных транснациональных компаний и топ-менеджеров из разных стран мира (см. врезку «Об исследовании»).

В статье мы разбираем ошибки, которые чаще всего упоминали специалисты по подбору руководящих кадров. Те же проблемы прослеживаются в ответах глав отделов персонала и в рассказах самих топ-менеджеров. Вот наиболее распространенные: поверхностность в изучении предложения; смена работы исключительно по финансовым причинам; «бегство» от того, что есть; переоценка своих возможностей; отсутствие дальней перспективы. Эти ошибки весьма характерны и имеют свойство повторяться на протяжении всей карьеры. Более того, если вы попали в какую-то ловушку, то, скорее всего, этим дело не ограничится, так как одна ошибка влечет другую. Неверный карьерный шаг ведет к неудовлетворенности: ожидания и надежды не сбылись, и, как следствие, человек делает новые необдуманные шаги, вступая в цепь потерь. Скажем, прельстившись большими деньгам, кандидаты зачастую не очень внимательно смотрят, куда идут. А переоценка собственных сил приводит к самообману: человек отказывается признаться самому себе, что новая работа ему не по плечу. Избежать этой ошибки тоже помог бы тщательный анализ предложения.

Некоторые умудряются делать все пять ошибок сразу. Слишком высоко оценивая себя, они обижаются, если при подведении годовых итогов руководство не разделяет их энтузиазма, и сгоряча меняют место работы, особенно если там обещают «бонус при найме». Им и в голову не приходит побольше узнать о новой компании и ее экономических перспективах.

Топ-менеджеры, которых мы опрашивали, отнюдь не были зелеными юнцами. Мы выбирали зрелых руководителей — тех, кто сам не раз и не два нанимал сотрудников на высокие должности. Однако, как напомнил нам один из специалистов по подбору кадров, многие сильные топ-менеджеры сами работу не искали уже много лет, а может, и десятилетий, а потому плохо знают нынешний рынок труда. По словам его коллеги, «они заблуждаются, думая, что в новой компании им дадут возможность спокойно овладеть новыми навыками, как это было во времена их молодости». У них абсолютно неверное представление о том, сколько придется искать новую работу. А если они к тому же достигли вершины иерархической лестницы, то, скорее всего, им давно никто честно не говорил об их достоинствах и недостатках. Это одна из причин, по которой

топ-менеджеры часто попадают впросак. (Следует, однако, оговориться: не они одни в этом виноваты. Компании устраивают настоящую охоту за талантами, надеясь просто «воткнуть» их в существующую оргструктуру. Сам принцип подбора нового руководителя никак не назвать стратегическим, а уж в том, что касается интегрирования нового высокопоставленного сотрудника в организацию, ни о какой-либо стратегии и говорить не приходится.)

Ошибка 1: поверхностное изучение предложения. Опрошенные нами консультанты по подбору кадров выделяют четыре важные области, которым руководители, ищущие новую работу, обычно не уделяют должного внимания.

Во-первых, они не анализируют состояние рынка труда в своей отрасли или профессии. Они не видят общей картины, а потому их связанные с будущей работой ожидания далеки от реальности.

Во-вторых, они не оценивают финансовую стабильность потенциального работодателя и его позиции на рынке. Тот самый руководитель, который досконально изучает балансовые отчеты любой фирмы, которую собирается приобрести, почему-то считает, что если какая-то компания приглашает его на высокую должность, то она непременно крепко стоит на ногах. На самом же деле очень многие предприятия нанимают топ-менеджеров, даже когда предвидят серьезные финансовые трудности. Поэтому самому соискателю нужно понять, будет ли существовать его должность спустя полгода.

В-третьих, топ-менеджеры не в состоянии предвидеть, впишутся ли они в новую корпоративную культуру. Оценить это — одна из обязанностей менеджера по подбору персонала, но многие из них ею пренебрегают. В результате больше всех страдает новый руководитель.

И наконец, в-четвертых, многие полагают, что официальное описание обязанностей точно отражает суть новой деятельности. Компании, однако, часто идут на уловки, лишь бы заманить к себе состоявшихся менеджеров. К тому же, если в организации не отлажен механизм управления, человеку могут дать работу, весьма далекую от его специализации. Один из наших респондентов считает своей самой серьезной ошибкой переход в компанию, намного меньшую, по сравнению с предыдущей. На новом месте он именовался финансовым директором, но на деле львиную долю его времени поглощали операционные проблемы, которыми обычно занимается исполнительный директор. Ему трудно было поставить себя в организации, ведь по должности он отвечал только за финансы.

Очень часто кандидаты не решаются дотошно расспросить потенциального работодателя о всех нюансах будущей работы, в том числе и о том, как она будет оцениваться. А если не знаешь всех деталей, переход — настоящая лотерея.

Ошибка 2: погоня за деньгами. Финансовая выгода — серьезная приманка. По наблюдениям консультантов, пока топ-менеджеры только подумывают, не сменить ли работу, величина дохода для них вроде бы не главное — они ставят этот фактор на четвертое или пятое место в ряду своих приоритетов. Однако в момент принятия решения он неожиданно оказывается на первом.

Это подтвердили и некоторые наши респонденты из числа топ-менеджеров. Вот рассказ вице-президента по привлечению и мотивации кадров международной игорной компании, сменившего работу: «Тут я выполняю те же обязанности, только платят мне на $10 тысяч больше. Но я лишился прежних дружеских и деловых связей, а это стоит во много крат дороже».

Участники нашего опроса часто отмечали, что именно из-за зацик-ленности на финансовой стороне дела они не озаботились скрупулезным анализом. «Повышение в должности и зарплате буквально застит глаза — люди не стремятся узнать побольше о сути будущей работы», — отметил один из консультантов.

Ошибка 3: бегство от настоящего. Очень часто люди так недовольны своим нынешним положением, что их главное желание — любыми путями вырваться из опостылевшей компании. Вместо того чтобы спланировать свою карьеру, они просто мечутся с места на место, хотя им стоило бы спокойно дожидаться действительно подходящего предложения.

Зачем внимательно присматриваться к потенциальному работодателю, думают они, хуже ведь не будет. Всегда кажется, что у соседа трава зеленее, поэтому такие люди буквально перелетают на другое место, не успев заметить, что делать карьеру можно и в собственной компании.

Ошибка 4: переоценка себя. Как считает один консультант по подбору руководящих кадров, «люди переоценивают свой вклад в дело и недооценивают мощь и ресурсы организации, благодаря которым они и добились этого успеха». Соискатели очень часто необъективно воспринимают свои навыки, карьерные перспективы, в случае неудачи редко признают собственную вину. Обычно они не могут объективно увидеть, что на самом деле послужило причиной успеха или провала на работе. «Кандидаты считают, что во всем виновата компания, хотя отчасти причина в них самих», — сказал нам один из опрошенных консультантов.

Другой заметил: «Люди не всегда объективны в том, что касается их собственных заслуг, и потому в своих неудачах винят обстоятельства». Чрезмерно высокое мнение о своих способностях и достижениях искажает их представление о том, сколь долго продлится поиск новой работы и во что им это обойдется. Соискатели нереалистичны в прогнозах предполагаемой оплаты и времени, которое им понадобится, чтобы освоиться на новом месте и справиться с поставленными задачами — особенно если речь идет о крупной организации, в которой им предстоит проводить реформы.

Об этой ошибке очень часто говорили и сами топ-менеджеры. Финдиректор компании — разработчика программного обеспечения — сетовал, что в свое время поддался на уговоры транснациональной корпорации. «Фирма была огромной, очень сложно устроенной, в ней невероятно трудно было что-нибудь изменить, к тому же все было какое-то обезличенное, — вспоминал он.— Что бы я ни делал, все без толку».

Ошибка 5: недальновидный подход. Руководствуясь исключительно сиюминутными соображениями, вы рискуете попасть в каждую из четырех описанных ловушек. Так, если вы переоцениваете свои заслуги, вам наверняка кажется, что вас надо повышать немедленно, а не через пять лет. Если вы уходите в другую компанию ради больших денег или в надежде убежать от нынешних проблем, а не потому, что у вас есть осмысленная цель, вы бросаетесь головой в омут, полагаясь на поверхностную информацию. «Сколько я мог бы зарабатывать сейчас? — думает человек в такой ситуации. — Как мне вырваться из этого ненавистного болота?»

Многие специалисты по подбору кадров считают неумение видеть перспективу отдельной серьезной проблемой. Они выделяли ее в своих рассказах, а не просто упоминали, говоря о других ошибках.

Смена работы в условиях стресса

Ошибки, которые совершают люди, ищущие новую работу, отнюдь не случайны: все мы психологически уязвимы, у каждого есть поводы для тревоги, всем вечно не хватает времени. И хотя ни у кого нет иммунитета к стрессовым ситуациям, мы можем смягчить их негативные для нашего профессионального будущего последствия.

Психологическое давление. Человек нуждается в психологическом комфорте, поэтому у него бессознательно формируется положительный образ себя самого, он хочет видеть окружающий мир более или менее предсказуемым и в меру безопасным. Порой это приводит к самовозвеличению и к безусловному отторжению информации, которая не укладывается в созданную им картину мира. Психологи называют такую избирательность «эффектом подтверждения» — это под его воздействием мы совершаем ошибки при выборе работы. Компания, делая предложение кандидату, конечно же, хочет показать себя в самом выгодном свете, и тому, кто так или иначе подумывает о смене работы, легко поддаться чарам и видеть только светлую сторону.

Инстинкт самосохранения защищает не только самооценку. Мы стремимся сохранить достигнутое материальное благополучие и избежать финансовых потерь. Любому из нас довольно ясно, с чем он расстается, уходя с прежней работы (даже если это зло, то зло знакомое), а вот будущий выигрыш далеко не столь отчетлив. Поэтому, а вовсе не из жадности, мы придаем столь большое значение немедленной прибавке и вообще денежному аспекту. Возможно, люди просто хотят спрятаться за видимыми материальными благами от тех рисков, которые могут подстерегать нас в долгосрочной перспективе и которых они не в состоянии оценить.

На каждой стадии поиска работы необходимо спросить себя: «Не ошибаюсь ли я? Почему я решил, что эта работа — то, что мне нужно?» Постарайтесь побольше разузнать о фирме, в которую вы думаете переходить, — соберите информации не меньше, чем о компании, акции которой собираетесь приобрести. Разработайте альтернативный сценарий. Представьте себе, как изменилось бы ваше отношение к нынешней работе, если бы уволился ваш начальник или если бы компания получила нового очень выгодного клиента. Проанализируйте еще раз свою роль в событиях, которые происходили в компании. Какой вклад в ваш успех внесли ваши коллеги? Это непростая внутренняя работа, и ее не всегда легко сделать без посторонней помощи. Чтобы расставить все по местам, многие из опрошенных нами топ-менеджеров обращались к наставникам, к знакомым по работе, к тем людям, мнением которых особенно дорожат.

Трудности в отношениях. Оказавшись в неловкой ситуации, мы инстинктивно действуем по принципу «либо ввязывайся в драку, либо убегай» — ни о каком стратегическом мышлении в этот момент и речи нет. Именно поэтому так часто в основе действий людей — желание одним махом изменить свою жизнь, убежать от проблем, а не достигнуть поставленной цели.

Глава финансовой службы маркетингового агентства вспоминает случай, когда он предпочел уйти от трудностей, вместо того чтобы набраться духу и прямо поговорить о них. «Хотя мне нравилась моя компания и у меня были прекрасные отношения с финансовым директором, я ни разу с ним не поделился своими тревогами и проблемами. Просто уволился. Теперь я понимаю, что именно от этого человека во многом зависела моя карьера в той компании. Если бы только я тогда остался… Как бы сейчас мне было хорошо, как уверенно я смотрел бы в будущее».

Разные методики борьбы со стрессом, такие как йога или медитация, помогут вам справиться с ощущением загнанности. Попробуйте обсуждать в одиночестве или с напарником трудные, неприятные темы — такие репетиции очень полезны. Учась говорить с другими, доносить до них сокровенные мысли, излагать свои проблемы, вы сможете подавить первые чисто эмоциональные порывы и при решающем разговоре не терять голову. Вероятно, после честной и откровенной беседы с начальником или коллегами вам удастся другими глазами посмотреть на свою нынешнюю работу и вы не сделаете необдуманного шага.

Если вы серьезно намерены сменить работу, не стесняйтесь на собеседовании задавать неудобные вопросы. Если ваш интервьюер не может ответить на прямые вопросы, непосредственно относящиеся к делу, то как это характеризует корпоративную культуру компании?

Страх оказаться в неловкой ситуации — именно из-за него некоторые смертельно боятся публичных выступлений — знаком многим, но на самом деле мы слишком преувеличиваем возможные последствия наших оплошностей. Вы избавитесь от своих иррациональных страхов, докопавшись до их причин, и тогда сможете выходить из трудных ситуаций, попав в которые люди так часто принимают скоропалительные решения и делают неудачный выбор.

Дефицит времени. Поспешная, необдуманная смена места работы всегда чревата неприятностями. Когда времени в обрез, люди совершают предсказуемые ошибки. Они видят только то, что лежит на поверхности — высокую зарплату и должность, и вовсе не пытаются копнуть глубже, посмотреть хотя бы на два шага вперед и либо вообще не пытаются прогнозировать будущее, либо неверно себе его представляют. Многие при этом впадают в эгоцентризм, забывают об интересах окружающих.

Но как бы то ни было, решение о переходе на новую работу всегда приходится принимать быстро — времени на неспешные размышления никогда не бывает. Один из участников нашего исследования, исполнительный директор, готовясь к такому шагу, постоянно следит за происходящим в своей отрасли, как в США, так и за рубежом. По его словам, когда дойдет до окончательного выбора, он будет хорошо знать, что делать. Однако обладать информацией еще недостаточно. Чтобы не пойти на поводу у общественного мнения и не попасться на удочку нахальных зазывал, нужно уметь работать с этой информацией.

Тут вам может помочь наставник или кто-нибудь из профессионального сообщества. Составьте список: чего вы не знаете о компании. Поупражняйтесь в дебатах, взвесьте все «за» и «против». Подумайте, приняли бы вы предложение, если бы зарплата в новой компании была такой же, как у вас сейчас? Постарайтесь спрогнозировать свое будущее после перехода: нарисуйте кривую вашей возможной карьеры в течение следующих трех лет как на новом, так и на прежнем месте. Составьте самый оптимистичный и самый пессимистичный сценарий. Какое решение было бы правильным в каждом случае?

Что, если вы уже сделали неверный шаг? Все опрошенные нами топ-менеджеры были единодушны: сведите к минимуму свои потери и уходите. Но не бросайтесь с головой в омут. Советуем вам стратегически подойти к выбору нового места. И, занявшись поисками подходящей работы, оставьте себе пространство для маневра, чтобы пойти на попятную, если вдруг вы почувствуете, что компания или должность вас не устраивает.

Только разобравшись в самом себе, можно обезопаситься от ошибок на карьерном пути. Самосознание — очень широкое понятие. Оно предполагает знание не только своих сильных и слабых профессиональных сторон, но и типичных для вас ошибок. Насколько ваши слабости заметны окружающим, как сгладить недостатки, в какой момент обратиться за помощью к своему наставнику или коллегам по цеху, как вас вопринимают другие люди. Разобравшись во всем этом, вы хорошо представите себе, на какой работе будете чувствовать себя по-настоящему счастливым и чего на самом деле от нее ждете.

Об исследовании

В нашем опросе приняли участие 400 специалистов по подбору руководящих кадров из 50 отраслей, более 500 топ-менеджеров из 40 стран, начальники отделов персонала 15 транснациональных корпораций.

Все наши респонденты-хедхантеры обладали большим опытом найма талантливых руководителей,6 7% занимались этим более десяти лет, а 70% специализировались именно на подборе управленцев высшего звена. Мы просили их назвать типичные ошибки, которые совершают люди при смене работы, и причины этих ошибок. Этот же вопрос мы задали начальникам отделов персонала.

Опрос топ-менеджеров проводили в 2008 году студенты курса «Управление человеческим капиталом», который ведет Борис Гройсберг.

Всего было названо 738 ошибок, и очень многие из них повторялись в ответах разных респондентов. Те пять, которые мы рассматриваем в статье, представляют приблизительно две трети от общего числа ответов. Поверхностное изучение предложения упоминалось 127 раз, погоня за деньгами — 117 раз, бегство от нынешних проблем — 104 раза, переоценка собственных возможностей 76 и недальновидность — 60 раз.

Результаты меньшего по масштабам опроса начальников отделов персонала практически совпали с данными, которые мы получили, опрашивая консультантов. В 15 полученных нами ответах пять раз упоминалось поверхностное изучение предложения, по три раза — погоня за большими деньгами и стремление убежать от нынешних проблем, два раза — переоценка собственных возможностей и один раз — недальновидность.