Фернандо Алонсо: «Мне очень повезло» | Большие Идеи

・ Дело жизни

Фернандо Алонсо: «Мне
очень повезло»

Гонщик Фернандо Алонсо о рутине в «Формуле-1», киберспорте и удаче

Автор: Эмма Терченко

Фернандо Алонсо: «Мне очень повезло»
Фото: Zach Catanzareti / Flickr.com

читайте также

Новая жизнь старой компании

Зук Крис

«Для меня не проблема признать: я облажался, давайте все поменяем»

Александр Воробьев/"Ведомости"

Диалог как основа культуры компании

Рам Чаран

Путевые заметки: берлинский душ и принятие перемен

Ицхак Адизес

После 17 лет в «Формуле-1» Фернандо Алонсо объявил об уходе из «королевских гонок» сразу по окончании этого сезона. Когда он дебютировал в «Формуле-1» в 2001 г., ему не было и 20 лет. Свой первый титул чемпиона мира он выиграл в 2005 г., выступая за команду Renault. Этим Алонсо положил конец однозначному лидерству Михаэля Шумахера: начиная с того сезона, немец больше никогда не добивался чемпионского титула.

В своем официальном заявлении об уходе Алонсо благодарил свою команду McLaren и даже допустил возможность возвращения, когда она станет «лучше и сильнее в будущем». Но уходить из автоспорта Алонсо пока не собирается. Перед стартом «Гран-при России», который состоялся в минувшие выходные в Сочи, Алонсо встретился с корреспондентом «Ведомостей». Мы публикуем это интервью с сокращениями.

Этот сезон — не лучший в вашей карьере, и все равно вы уходите из «Формулы-1» на пике славы. Какие моменты из своей карьеры гонщика «Формулы-1» вы будете вспоминать чаще всего?

Конечно, моим лучшим воспоминанием о «Формуле-1» станут два моих чемпионских титула. Но в то же время эти гонки дарили мне и другие моменты радости, другие вещи, которые мне будет сложно забыть. Это и первая гонка здесь, и все последующие годы, и люди, которых я встретил. Пока ты путешествуешь по всему миру много лет с теми же людьми, создаются по-настоящему крепкие отношения, настоящая дружба. Поэтому «Формула-1» — это прекрасная глава моей жизни…

Вы упомянули свою первую гонку. Насколько разные эмоции были у вас тогда и сейчас?

Когда начинаешь в «Формуле-1», есть много вещей, которые только предстоит узнавать. Ты попадаешь в совсем другой гоночный мир, где на тебя обращено большое внимание СМИ, на твоих плечах всегда огромный груз ответственности, потому что взгляды многих людей обращены на тебя. Спонсоры, производители, бренды сосредотачивают на тебе свое внимание. При этом нужно проявлять себя на трассе. Сейчас, даже сравнивая с последней гонкой в Сингапуре, я гораздо увереннее в себе. Ты гоняешься много лет, все стало скорее рутиной и повторяется каждые две недели по всему миру.

То есть сейчас для вас «Формула-1» — это рутина?

Скорее да. Хотя, конечно, каждые две недели я стараюсь сделать все от меня зависящее, все равно перед каждой гонкой я нервничаю и испытываю стресс, пытаясь ко всему подготовиться со своими инженерами.

Вы рассказывали, что гонки стали более предсказуемы: на зимних тестах вы уже знаете, что будет в ноябре. Почему это произошло, по-вашему?

Я думаю, дело в развитии технологий, которое затронуло и спорт. Так не только в «Формуле-1», так в любом спорте. Когда я был ребенком, каждый год было невозможно понять, кто победит в чемпионате Испании по футболу, а я болею за «Реал Мадрид». Сейчас же много сезонов подряд чемпионат выигрывает либо «Реал», либо «Барселона». Вообще все стало более предсказуемым, когда технологии вошли в нашу жизнь. Ты всегда ко всему подготовлен. Все меньше пространства остается для воображения, для творчества. Все диктуется необходимостью выступить идеально, без ошибок. В «Формуле-1» это, возможно, ощущается особенно сильно. Инвестиции в команды становятся все больше, возможностей появляется больше. Все это не дает места для спорта. Еще правила. Например, сейчас в «Формуле-1» у всех одинаковые шины. Раньше в гонке было соревнование нескольких производителей шин: один мог быть хорош в жару, другой — в холод и дождь. Сейчас шины ведут себя одинаково у всех, каждые две недели одно и то же. Раньше в правилах было больше свободы. Сейчас быстрейшая машина обязательно станет первой, а самая медленная — последней. И нет возможности для команды что-то с этим сделать. Это досадно.

Поговорим о жизни вне «Формулы-1». Вы уходите из нее, но не уходите из автоспорта. Вы продолжаете выступать в серии гонок на выносливость, провели тесты в IndyCar. «24 часа Ле-Мана» вы уже выигрывали, рассчитываете выступить и победить и в Indy?

Да, последние пару лет я совмещал несколько разных гоночных серий. Все это — часть моего личного развития как гонщика. Я бы хотел стать более совершенным пилотом. Когда я выступаю в совершенно разных гонках, я адаптируюсь к разным способам вождения, разным стилям поведения на трассе. Сентябрьские тесты в IndyCar были проверкой того, что я мог бы получить от гонок в этой серии. У меня есть мысли о том, чем бы я хотел заниматься в следующем году, но об этом я буду рассказывать, когда пойму наверняка... Мне очень хочется побороться за «тройную корону» автоспорта, а в «24 часах Ле-Мана» и в «Формуле-1» я уже побеждал. Но пока я еще размышляю, к тому же мое участие — это вопрос переговоров с различными сторонами. Сейчас я не могу сказать, что собираюсь выступить в «500 миль Индианаполиса» в следующем году — будет нехорошо, если я сейчас пообещаю, а потом не выйду на старт. Но я собираюсь победить и здесь, надеюсь, мне скоро удастся выйти на старт «Инди 500».

Кстати, кто как не вы можете объяснить, что такое «тройная корона» в автоспорте: это победы в «24 часах Ле Мана», «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако или в «24 часах Ле Мана», «Инди 500» и целиком в чемпионате мира «Формулы-1»?

Даже не знаю, обе хороши (смеется).

Для вас, наверно, все равно: вы и в Монако выигрывали, и в чемпионате.

Да, именно. Я лично не думаю, что это так важно — какой именно вариант правильнее. Самое важное — оставаться в лидерах многие годы, вот это действительно сложно.

В ноябре прошлого года были новости о том, что вы основали киберспортивную команду по гоночным симуляторам FA Racing. Почему вы так верите в киберспорт? Вы сами часто играете в компьютерные игры?

Сейчас я уже не играю, потому что очень занят на соревнованиях. Но раньше я, конечно, играл. К тому же, пилоты много работают с гоночными симуляторами. Вообще, мне кажется, у киберспорта большое будущее. Миллионы мечтают о «Формуле-1» и автоспорте вообще, но они не имеют больших материальных возможностей или гоночной трассы поблизости. Автоспорт — это действительно очень дорого: машины, переезды... Для таких людей киберспорт открывает возможности стать гонщиками. Нужен только хороший компьютер и хороший талант...

Вы дважды выигрывали «Формулу-1», но трижды упускали титул чемпиона мира в последней гонке. Вы считаете себя удачливым человеком?

Да, я чувствую себя удачливым. Мне кажется, мне очень повезло. Я шесть раз боролся за титул чемпиона мира, из которых трижды становился вторым, один раз — третьим и два раза — первым. Мне кажется, получаешь именно то, что заслуживаешь. Иногда все идет по твоим правилам, иногда нет, но я по-настоящему счастлив хотя бы потому, что мне удалось прожить все эти моменты. И в жизни в целом я также чувствую себя удачливым. У меня хорошая семья, в которой все здоровы, друзья, которые всегда со мной. Да и в спорте мне все-таки тоже везло.

Оригинал интервью на сайте «Ведомостей»