Поставьте свои эмоции на предохранитель | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Поставьте свои эмоции
на предохранитель

Непродуктивное поведение — оно именно что непродуктивно.

Автор: Питер Брегман

Поставьте свои эмоции на предохранитель

читайте также

Умный бизнес Alibaba

Мин Цзэн

Как научиться быть мощным слушателем

Грег МакКеон

Какие советники нужны стартапу

Керри МакФерсон

В чем проблемы?

Наш клиент Джефф*, гендиректор технологической компании, часто срывался. Однажды швырнул телефон через всю переговорку. И стулья ломал. А уж как часто он повышал голос и разносил подчиненных в пух и прах. Да, иногда он сдерживался. Но не всегда.

Мы проводили двухдневную встречу с руководством компании, обсуждали стратегию и разбирали проблемы, мешавшие успеху фирмы. На одном заседании отчитывался операционный директор, назовем его Ник. И вдруг Джефф взорвался — побагровел, замахал кулаками, стал упрекать Ника в безответственности.

«Только что все было в порядке, — позднее признался он мне за ужином. — И вдруг я уже ору». Он приостановился, покачал в задумчивости головой: «Сам от себя такого не ожидал».

«Занятно, — ответил я. — А я десять минут следил за тем, как в вас накапливался гнев — пока наконец не выплеснулся».

Джефф изумился.

«Как вы это заметили?» — спросил он.

В недавно вышедшей книге «Правило четырех секунд» я разобрал ряд плохих привычек — манеру валить вину на других людей, затевать ссоры и даже стремление фиксировать цели (это кажется продуктивным, но часто дает ужасные последствия) и предложил альтернативы.

Вот в чем суть: привычку можно изменить очень быстро. Но сделать это трудно. По-настоящему трудно.

Очень непросто сменить направление в горячке момента, когда сердце учащенно бьется, адреналин подскочил, когда вы уже «завелись». Происходит инстинктивная реакция и как помешать ей идти привычным путем?

Как вовремя остановиться?

Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта

Помучавшись с собственными вредными привычками, я выработал трехступенчатый процесс:

  1. Осознание
  2. Способность сдержать порывы
  3. Замещение негативных паттернов

Нужно уделить особое внимание первому пункту, потому что пока мы не поймем, что происходит, мы ничего не в силах изменить. Момент осознания позволяет нам сделать крошечную паузу (именно об этих «четырех секундах» я пишу в книге). Если удастся остановиться, пусть всего на несколько мгновений, то можно справиться с непосредственной реакцией, вызванной зашкалившим уровнем адреналина. Эта реакция порождается той частью мозга — мозжечковой миндалиной, которая некогда спасала наших предков от саблезубых тигров. Сейчас принцип «бей или беги» в наше достаточно безопасное время лучше не использовать.

Беда в том, что эта реакция, раз включившись, несется как сошедший с рельс поезд.

Значит, подавить ее нужно, прежде чем она сработает. Момент осознания должен предшествовать реакции, а не происходить одновременно с ней и тем более после.

А из этого следует: нужно быть наготове. Что включает вашу негативную реакцию? Какой тип людей провоцирует вас на действия, о которых вы впоследствии сожалеете?

Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса

Выявив триггеры, эти спусковые крючки, продолжайте копать вглубь. Ищите самые ранние признаки того, что может случиться, чего вы хотите избежать. Учитесь угадывать, какие люди могут вызвать у вас такую реакцию — тогда момент осознания станет продуктивным.

«Как вы это заметили?» — спросил меня Джефф.

Я знал, что он задаст этот вопрос, и потому на встрече проследил минуту за минутой за развитием ситуации. Теперь я достал эти заметки.

«Что же вы увидели?» — спросил Джефф меня.

1-я минута: Ник выходит выступать перед аудиторией. Я знал, что у Джеффа есть к Нику претензии, и потому, как только Ник поднялся с места, понимал, что Джефф может сорваться.

3-я минута: Джефф притоптывает ногой.

4-я минута: Джефф постукивает ручкой по блокноту.

6-я минута: Дыхание Джеффа изменилось. Он дышит глубоко, с присвистом, как будто тяжело вздыхает.

8-я минута: Джефф вертится на стуле. Сидеть спокойно он не может. Ему физически плохо от голоса Ника.

9-я минута: Джефф перестал дышать. Буквально затаил дыхание.

10-я минута: БУМ!

Какие триггеры вызывают у вас подобный взрыв? Представьте свою реакцию в виде движущегося поезда, который делает много промежуточных остановок, пока не прибудет на вокзал (то есть пока вы не начнете орать, винить во всем других людей, себя и так далее). Обычно «пассажир» успевает проспать все остановки и просыпается как раз вовремя, чтобы выпрыгнуть на перрон, позабыв багаж в вагоне.

Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми

Постарайтесь выделить пять-шесть промежуточных станций. У Джеффа это было притопывание ногой, изменение дыхания, ерзание. Выясните, как обстоит дело с вами, как выглядят и как ощущаются ваши «станции». Обращайте внимание, как только они начинают мелькать за окном. Это и будет моментом осознания.

Лучший способ избавиться от дурной привычки — выходить из поезда как можно раньше. Тут придется потренироваться, поначалу вы будете пропускать первые станции. Но не отчаивайтесь: каждый раз, когда вам удастся осознать этот процесс, даже если вы разберете его уже постфактум, степень осознанности увеличится.

На следующий день по просьбе Джеффа я сел рядом с ним. Вновь на собрании говорил Ник, но теперь-то мы были готовы.

Когда Ник поднялся с места, я шепнул Джеффу:

— Он встает. Дышите глубже.

— Понял, — ответил Джефф.

Через пять минут я снова наклонился к Джеффу:

— Джефф, вы притоптываете ногой.

Джефф удивил на этом собрании всех: выступая, он ясно и кратко формулировал свои мысли, ни разу не повысив голос. И вот что самое удивительное: теперь, когда Джефф держал себя в руках, Ник смог признать свои недостатки, о чем раньше и мечтать было нельзя.

В том-то и суть. Непродуктивное поведение — оно именно что непродуктивно. Если удастся его изменить, то мы избавимся и от различных его негативных последствий. Главное — вовремя спохватиться и успеть сойти с поезда.

* Имена изменены.

Читайте по теме: