Татьяна Бакальчук: «Ошибки — неотъемлемая часть роста» | Большие Идеи

・ Лидеры

Татьяна Бакальчук: «Ошибки — неотъемлемая
часть роста»

Соосновательница Wildberries о том, чему она научилась за 15 лет жизни компании

Татьяна Бакальчук: «Ошибки — неотъемлемая часть роста»
Фото: ЕВГЕНИЙ ДУДИН

читайте также

Вежливый отказ

Ребекка Найт

Пять правил, которые сделают ваш отчет привлекательным для читателей

Билл Берчард

Люди в облаках: как меняется работа с кадрами в XXI веке

Елена Витчак

Свежий «Harvard Business Review — Россия»

От редакции. В сентябре 2004 года вышел первый номер «HBR Россия». Как за 15 лет изменился бизнес, чему научились предприниматели и какие задачи они планируют решить в будущем? Об этом редакция журнала спросила руководителей крупных российских компаний. Вот что ответила на эти вопросы соосновательница и гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук.

Так совпало, что нашей компании в этом году тоже исполняется 15 лет, и поэтому ответы на вопросы «Чему вы научились за последние 15 лет?» и «Менялись ли ваши подходы к управлению бизнесом?», по-моему, вполне очевидны: 15 лет назад я была преподавателем английского языка с полуторамесячным ребенком на руках. А еще у меня в голове была идея, которую никто из окружающих не воспринимал всерьез, и я очень благодарна моему мужу Владиславу за то, что он поддержал меня с самого начала, хотя тоже считал, что из этого ничего толкового не получится.

Путь от педагога до предпринимателя недолог, но очень трудо- и эмоционально затратен. Недавно один человек написал мне: вся ваша история — это сплошной восторг с самого начала! А я возразила: ну да, конечно, а также слезы, бессонные ночи и ­много-много нервов.

Были ли за это время какие-то промахи и ошибки, и что бы я сейчас себе самой тогдашней посоветовала? Могу сказать, что ничего бы менять не стала, потому что ошибки — это закономерная и неотъемлемая часть роста и поступательного развития. Конечно, очень хочется надеяться, что в будущем промахов и ошибок не будет совсем.

По поводу советов, кстати: примерно год назад я слушала интересный курс Института Адизеса — нам рассказывали про этапы жизни компаний и про стили управления. Я была потрясена тем, что многие вещи, с которыми нам пришлось столкнуться, типичны для определенного жизненного периода любой организации. Сначала я подумала, что если бы у нас эти знания были лет 7—8 назад, я бы меньше нервничала и относилась ко всему более спокойно. Но потом поняла: именно ощущение того, что ты должен до всего додуматься и дойти сам, что все зависит только от тебя, и делает человека настоящим предпринимателем. И не факт, что мы могли бы так же драйвить бизнес, заряжать энергией сотрудников и находить оптимальные решения, если бы тратили меньше душевных сил. Поэтому пусть все остается как было: и ошибки, и промахи, и их следствие — достижения.

Мне кажется, единственное, что не изменилось за 15 лет, — мое убеждение, что прежде чем что-то получить, нужно отдать, и чем больше ты даешь миру, тем больше он отдает тебе. Что нужно всегда поступать по справедливости и так, чтобы тебе потом не было стыдно за твои поступки. В нашей компании мы стараемся придерживаться этих же принципов.

Вообще недавно мы пришли к выводу, что одна из наших целей — делать людей счастливыми. Мы долгое время стремились сделать счастливыми наших покупателей, потом начали работать так, чтобы наши поставщики тоже были счастливы с нами, а в этом году поставили себе задачу больше внимания уделять нашим самоотверженно трудящимся на благо покупателей и поставщиков сотрудникам. И знаете, нам кажется, что у нас все получится.