«Огромный кризис уже здесь, и он будет развиваться дальше» | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Огромный кризис уже здесь, и он будет
развиваться дальше»

Глава Verizon о трафике, кибербезопасности и том, как управлять командой из дома

Автор: Ади Игнейшес

«Огромный кризис уже здесь, и он будет развиваться дальше»
Фото: HBR Staff/Matthias Oesterle/Getty Images

читайте также

Ваш профессионализм зависит от умения объективно оценивать себя

Майкл Шрейдж

Креативная компания

Елена Евграфова

Что важно знать об управлении функциями

Дженнифер Райел,  Роджер Мартин

Возможно, мы учимся вовсе не на ошибках

Ханс Вестберг — CEO мультинациональной корпорации Verizon стоимостью $132 млрд, которая обеспечивает миллионы людей интернетом и телефонной связью во время пандемии Covid-19. Но он работает из дома, как и все мы. «Мы сидим тут», — говорит Вестберг о своем доме под Нью-Йорком, где живет с женой и двумя детьми, которые сейчас перешли на онлайн-обучение. Шведский менеджер работает в Verizon уже три года. Раньше он был техническим директором корпорации, а до этого возглавлял крупную шведскую телеком-компанию Ericsson.

По словам Вестберга, он использует «все возможные технологии», чтобы работа компании была как можно более приближена к обычному режиму. Еще до введения социального дистанцирования трафик компании в США побил все рекорды — как в мобильных, так и в домашних сетях. Ниже отредактированная версия телефонного интервью, которое Вестберг дал главному редактору американского HBR Ади Игнейшесу.

Сейчас нелегкое время. Как с ним справляется ваша команда?

Настроение хорошее, хотя ситуация тяжелая. У нас есть несколько главных целей: во-первых, мы должны обеспечить безопасность и здоровье наших сотрудников, а во-вторых, поддерживать все сети в рабочем состоянии. Наша инфраструктура очень важна во время этого кризиса. Ведь на наши услуги полагаются сотни миллионов людей по всему миру, в том числе в США.

Как в это тяжелое время изменился ваш стиль руководства?

Мой подход к руководству во время кризисов не меняется, а только укрепляется. Каждый полдень я обращаюсь ко всем 135 тысячам сотрудников компании онлайн, в прямом эфире. Обычно мое обращение смотрят вживую 40-50 тысяч человек. Сейчас очень важно сохранять прозрачность, поэтому мы обсуждаем все события в компании, все новые правила и указания.

Каждый день, с восьми до девяти утра, я общаюсь с топ-менеджментом компании. Кроме того, у меня есть список из 45 человек, без которых Verizon абсолютно не сможет обойтись: с ними я разговариваю раз в неделю. И, конечно, совету директоров во время кризиса тоже нужно чаще уделять внимание: на прошлой неделе мы провели два виртуальных заседания.

Выдержит ли ваша инфраструктура пиковый спрос на коммуникации и интернет?

Сейчас наши клиенты Verizon совершают по 800 млн звонков в день — вдвое больше, чем обычно в пиковый момент, в День матери, — и эти звонки стали в среднем на 33% длиннее. Кроме того, они ежедневно отправляют около 9 млрд сообщений — как на Новый год.

Люди также стали использовать другие приложения. Наши клиенты на 100% чаще играют в компьютерные игры, на 50% чаще подключаются из дома к офисной VPN и на 20% чаще просматривают сайты в интернете.

Наконец, наша мобильная сеть показывает, когда люди переключаются между разными радиовышками. Исходя из этого, мы можем судить об их перемещении. Таких переключений стало меньше примерно на 27%, то есть люди намного чаще остаются дома.

Мы не заметили значительных изменений в работе сетей — проводных, беспроводных или оптоволоконных, — и это главное. Сеть устойчива, мы были к этому готовы.

Есть что-нибудь, что вас сейчас удивляет?

Устойчивость наших сетей нас не удивляет. Но должен сказать, что нас удивила скорость развития событий. Все изменилось за считанные недели или даже быстрее. Пандемия — это огромный кризис. Он уже здесь и будет развиваться дальше.

Вы рассказали, как Verizon помогает своим сотрудникам. А как вы помогаете своим клиентам? Многим из нас сейчас приходится решать, за какой контент и какие услуги брать деньги, а за какие — нет, ведь ситуация сейчас сложная.

Да, это тонкая грань. Но я считаю, что в такие времена нужно поддерживать слабых — особенно таким большим компаниям, как наша. Чтобы помочь нашим клиентам — и компаниям, и физическим лицам, — мы отменяем все пени и не будем отключать услуги за неуплату. Для пользователей наших мобильных тарифов мы автоматически увеличили месячный объем трафика на 15 ГБ — и для этого не нужно подавать заявку: мы просто увеличили объем для всех. Кроме того, мы в первую очередь обрабатываем звонки и запросы скорой помощи и больниц.

Что касается контента, то мы бесплатно выкладываем образовательные курсы и лучшие фильмы, — делаем все возможное, чтобы людям сейчас стало проще жить.

Многие уже заметили, что иногда видеоконференции работают очень хорошо, иногда похуже, а иногда и вовсе зависают. Что вы можете посоветовать тем из нас, чья работа зависит от видеозвонков?

Действительно, график использования интернета резко изменился. Сегодня час пик в домашних и мобильных сетях — это утро и день, а по выходным люди сидят в интернете меньше, чем по будням. Раньше все было наоборот.

Кроме того, при работе из дома нужно учесть, что большинство онлайн-встреч начинаются ровно в начале часа. Многие уже переносят совещания на 10:15 или 11:20, чтобы избежать момента, когда все одновременно пытаются подключиться к сети. Но опять же, нашим сетям пока хватает устойчивости, и мы справляемся с новыми условиями.

Телекоммуникационная инфраструктура сейчас особенно важна. Могут ли злоумышленники этим воспользоваться, — тем более что загрузка инфраструктуры почти достигла пикового уровня?

На мой взгляд, главный риск вызван не загрузкой сетей, а изменением паттернов потребления. Так, большая часть корпоративного трафика раньше шла через офисы, а теперь многие работают из дома или даже из общественных сетей Wi-Fi. На данный момент именно здесь скрывается главная угроза кибербезопасности. Мы обслуживаем 98% компаний из списка Fortune 500. Я часто разговариваю с ними о защите данных.

Экономическая ситуация сейчас тоже непростая. Руководители пытаются сохранить баланс между основным направлением бизнеса и сохранением сотрудников, с одной стороны, и НИОКР и инвестициями в будущее — с другой. Как Verizon сохраняет этот баланс? Пришлось ли вам отказаться от каких-либо долгосрочных проектов?

Напротив, мы даже расширяем такие проекты. Мы планировали инвестировать в сети $17,5 млрд в 2020 году, но две недели назад решили увеличить этот объем до $18,5 млрд. Однако ситуация в разных отраслях очень различается. Нам показалось, что сейчас мы можем вложить больше. Это хорошо для наших рабочих мест и для сотрудников, перед которыми мы несем ответственность.

Как, по-вашему, эпидемия повлияет на Verizon с точки зрения роста доходов?

Пока рано судить — прошло всего несколько недель. У нас есть много разных отделений: Verizon Media Group, которой принадлежат активы Yahoo!; Verizon Business Group, которая обслуживает корпорации, средний и малый бизнес и государственные органы; и бизнес по обслуживанию физических лиц. На каждое из отделений кризис повлияет по-разному. Только-только появились первые цифры по безработице. Из них уже понятно, что кризис сильно повлияет на нашу экономику, на будущее многих стран и на весь наш мир. Но пока рано говорить о том, как он повлияет на Verizon.

Каких изменений или трендов вы ожидаете от своих клиентов после пандемии? Как она затронет физических лиц и компании? Ускорит ли этот кризис какие-либо долгосрочные тренды?

Одно из главных изменений, которые мы увидим, заключается в том, что люди будут искать новые способы работать. Все уже поняли, что можно работать из дома, с более гибким графиком. Но из-за отсутствия прямого живого общения требуется новый способ коммуникаций.

Конечно, это изменение затронет не всех — ведь не любую работу можно делать из дома. Но эта тенденция будет долгосрочной: люди пересмотрят базовые представления о том, как можно жить.

Кроме того, я думаю, что люди станут намного более осторожно относиться к вирусам. Сейчас мы переживаем огромный кризис, который затронет множество людей и запомнится многим поколениям. Конечно, после него мы будем вести себя по-другому.