Гендерная окраска бизнеса | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гендерная
окраска бизнеса

Хотя данные по составу предпринимателей для разных стран варьируются, повсюду мужчин среди них значительно больше, чем женщин.

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Гендерная окраска бизнеса

читайте также

Как выглядит коллективный гений Pixar

Грэг Брандо,  Кент Лайнбэк,  Линда Хилл,  Эмили Трулав

Почему кадровым данным нельзя доверять

Маркус Бакингем

Время лучших: как в кризис нанимать самых талантливых сотрудников

Клаудио Фернандес-Араос

Достойны ли вы подражания?

Тони Шварц

Хотя данные по составу предпринимателей для разных стран варьируются, повсюду мужчин среди них значительно больше, чем женщин.

Почему?

Во-первых, женщины менее склонны к финансовому риску. Стартап имеет в среднем не более 15% вероятности на успех, так что требуется изрядная любовь к риску, чтобы отважиться на что-то новое, особенно в условиях нестабильного рынка.

Во-вторых, женщины, как правило, терпеливее мужчин, а потому каким-то образом выносят некомпетентных, наглых и грубых начальников, а не уходят, чтобы начать собственное дело.

В-третьих, рынок пока гораздо дружественнее к мужчинам-предпринимателям, чем к женщинам. Найти венчурных капиталистов, получить кредит и даже убедить стороны, от которых зависит принятие решения, женщине намного труднее.

В результате наши представления о предпринимательстве имеют определенную гендерную окраску, а потенциал той или иной женщины как предпринимателя оценивается с точки зрения сходства ее поведения с мужским — то есть поощряется импульсивность, агрессия и избыточная уверенность в себе.

На самом деле для успешного бизнеса необходим ряд типично «женских» свойств личности. Например, нелюбовь к риску предохраняет от неудач: женщины яснее различают потенциальные угрозы и предчувствуют проблемы. Мужская склонность к риску коррелирует с готовностью открывать свое дело, но никак не с вероятностью успеха этого дела — напротив, благоразумные и осмотрительные люди обычно основывают гораздо более успешные стартапы. Также терпение, меньшая порывистость помогают женщинам не только работать на начальника, но и справляться с собственным делом.

И вот еще что важно: женщины, которые открывают свой бизнес, обычно чувствуют себя безусловно счастливыми: их уровень удовлетворенности гораздо выше, лучше выстраивается соотношение работы и личной жизни, пусть даже приходится работать больше, а получать меньше. Свой бизнес предоставляет женщине возможность пробить стеклянный потолок, который ограничивает ее рост в традиционных компаниях. В тех обществах, где женское лидерство одобряется, отмечается больший процент женщин-владелиц собственного бизнеса или же работающих как индивидуальные предприниматели.

И все же гендерные предрассудки работают против женщин, решивших начать свое собственное дело, даже самых компетентных. И мужчины оказываются в выигрыше при всех своих изъянах, иногда даже благодаря им. Поскольку разница в достижениях мужчин и женщин объясняется не различием в способностях, но противоестественным отбором, в котором снижается ценность компетенции, успеха и заслуг, возникает вопрос: как отказаться от такого процесса отбора предпринимателей, в котором превалирует гендерная подоплека?

Прежде всего, стоило бы развенчать миф о маскулинности предпринимательства. Психологические исследования показали, что стереотипы продолжают влиять на принятие решений, даже когда мы сознаем неточность этих стереотипов. Искоренив предрассудок, согласно которому мужчины от природы имеют больше способностей к предпринимательской деятельности, чем женщины, общество поощрило бы компетентных женщин прийти в эту сферу и отвратило бы от нее некомпетентных представителей сильного пола. Заодно повысилась бы репутация всех предпринимателей, поскольку ныне с бизнесом ассоциируется и ряд небезупречных черт характера, укладывающихся именно в «мужскую норму»: алчность, фанатизм, антисоциальные тенденции и мегаломания.

Также делать ставки надо не на уверенность в себе, а на компетентность. Из-за отсутствия входного барьера для некомпетентных, зато уверенных в себе мужчин, в этой области недостаточно представлены женщины — и легко выводится обратная зависимость: из-за отсутствия барьеров для чересчур уверенных появляется столь высокий процент мужских стартапов. Иными словами, инвесторам имеет смысл обращать внимание не на похвальбу, а на реальные таланты и способности, и тогда возрастет не только число женщин-предпринимателей, но и шансы на успех различных стартапов, ведь и сейчас компании под руководством женщин преуспевают чаще, чем те, во главе которых стоят мужчины. Отмечено, что честная гендерная пропорция в верхнем эшелоне руководства обеспечивает компаниям более высокие доходы. Так, анализ компаний из списка Fortune 500 подтвердил большую прибыльность тех фирм, где в руководстве широко представлены женщины (и это при том, что женщинам на этих должностях все еще платят меньше, чем мужчинам).

И наконец, можно устранить финансовые препоны на пути женщин-предпринимателей. Хотя собственное дело зачастую служит для них спасением от жестких и подчас несправедливых рамок корпоративной культуры, здесь женщины опять-таки наталкиваются на барьер — финансовый. Поскольку потенциал и область интересов предпринимателя не определяется полом, при отсутствии дискриминации женщины получали бы инвестиции наравне с мужчинами — но нет, женщинам труднее добиться финансовых вливаний в свое дело, банковского кредита, и подчас им приходится соглашаться на грабительские условия при заключении сделок. К счастью, исследования подтвердили также, что, хотя женщины реже рассчитывают на «бизнес-ангелов», добывать финансирование они умеют не хуже мужчин.

Важное примечание: гендерное неравенство не всегда проистекает из борьбы между мужчинами и женщинами. Женщины и сами не спешат выдавать кредиты женщинам.

Итак, отбор исключительно предпринимателей-мужчин представляется противоестественным и очевидна необходимость, а также возможность, повышать долю женщин в бизнесе. Это не должно носить характер позитивной дискриминации в пользу слабого пола — следует лишь положить конец дискриминации в пользу мужчин.

Читайте по теме: