читайте также
Прошлой весной я выступил с речью, которая не вызвала восторга у аудитории. Я обращался к главам 400 самых крупных компаний Канады, а дело было на обеде, устроенном в честь четырех выдающихся членов научного совета канадского Института корпоративных руководителей. Я сказал, что топ-менеджеры, акционеры и сотрудники регулирующих органов заблуждаются, думая, что нынешние советы директоров играют важную роль в урегулировании конфликтов между руководством
и акционерами. По моему убеждению, профессиональные менеджеры, в том числе главы компаний, не всегда действуют исключительно в интересах акционеров — об этом еще в 1976 году писали Майкл Дженсен и Уильям Меклинг в статье «Теория фирмы» (Вестник Санкт-Петербургского университета, серия «Менеджмент», выпуск 4, 2004).
Все дело в скрытых мотивах. Считается, что менеджеры не всегда руководствуются честными соображениями, а побуждения директоров кристально
чисты. Но если это так, то почему руководители компаний стремятся стать членами совета директоров? Я могу назвать шесть мотивов, из которых только один — бескорыстный.
А вот пять сомнительных. Они хотят заслужить благосклонность организации (не забывайте, что до недавнего времени гендиректора крупных корпораций входили в советы директоров главных банков-инвесторов — таким образом им удавалось предотвратить сокращение кредитов для своих компаний); получше узнать про интересующую их отрасль (мотив довольно распространенный, хотя акционерам от этого нет никакой выгоды); побольше зарабатывать; занять престижную должность; стать своим человеком в сообществе директоров.
Небескорыстные побуждения связывают менеджера по рукам и ногам: он не пойдет наперекор другим членам совета директоров или руководства и тем более не поставит под угрозу свое положение в совете. Значит, в совете директоров велика угроза таких же конфликтов интересов, что и в руководстве компании, которое совет и должен контролировать!
Единственная веская причина стремиться в совет директоров — желание быть полезным обществу, защищать акционеров от действий непорядочных менеджеров. Только у того, кто ставит перед собой эту высокую цель, нет шкурных интересов.
Каким же должен быть совет директоров, все помыслы которого направлены только на служение обществу? Полагаю, что директорам, заботящимся о чистоте своих рядов, нужно объединиться в глобальный клуб и отдавать 15% своего годового дохода на благотворительность. Конечно, 15% — это много, но не настолько, чтобы деятельность директоров превратилась в сплошную благотворительность. По рыночным меркам им останется достаточно средств, но личным примером они покажут, что ради служения обществу готовы получать меньше.
Принадлежностью к клубу директора смогут не только доказать преданность общественным идеалам, но и заслужить репутацию честных людей. Кроме того, членство в клубе поможет им принимать сложные решения, которые, возможно, не понравятся топ-менеджменту, но будут отвечать интересам акционеров: проводя свою линию, директора получат необходимую им поддержку одноклубников.
Дальновидных инвесторов будет интересовать, сколько членов совета директоров входят в клуб: они будут считать, что чем больше эта доля, тем реже в совете будут возникать конфликты интересов, тем последовательнее и честнее будут его решения. А раз участие членов совета директоров в работе клуба сделает компанию более привлекательной для инвесторов, то в конце концов количество членов клуба будут указывать в корпоративных отчетах — так же, как сейчас указывают, скажем, процент женщин в штате предприятия.
Создание клуба — в интересах акционеров, топ-менеджмента и советов директоров. Пока в советы директоров будут идти те, кто руководствуется корыстными побуждениями, постоянно жалуется на тяготы своей работы и низкое вознаграждение, эти структуры не будут защищать интересы акционеров.