Мошенничество: легче предотвратить, чем выявить | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мошенничество: легче предотвратить,
чем выявить

Исследования PwC постоянно фиксируют в России повышенный по сравнению с мировым уровень экономической преступности. Мошеннические схемы усложняются, и выявлять их становится все труднее. Поэтому лучший способ борьбы с корпоративными правонарушениями — превентивный.

Авторы: Хабирова Римма , Харланд Эдвин

Мошенничество:  легче предотвратить, чем выявить

читайте также

Скажите «нет» неподходящим просьбам и дедлайнам

Элизабет Грейс Сондерс

Воспитанные девочки ничего не просят

Бэбкок Линда,  Лашевер Сара,  Мишель Гельфанд,  Смолл Дебора

Трамплин для роста

Владимир Рувинский

«Люди не роботы»

Работа компаний по всему миру сопряжена с множеством рисков, и один из них — риск мошенничества. В России, как выяснили специалисты PricewaterhouseCoopers, эта проблема стоит особенно остро. Об этом свидетельствуют результаты последнего Всемирного обзора экономических преступлений, который PwC проводит раз в два года. Основываясь на анонимных ответах почти четырех тысяч представителей компаний из 72 стран, в том числе 126 сотрудников ведущих российских предприятий, исследователи изучили основные экономические преступления и их влияние на бизнес. По данным PwC, в 2011 году 37% организаций, работающих в России, обнаружили, что стали жертвами мошеннических дейст­вий. Это выше среднего показателя по миру на 3%, по Центральной и Восточной Европе — на 7%, по Развивающейся семерке ­(Бразилия, ­Россия, ­Индия, Китай, Индонезия, Мексика, Турция) — на 6%. Поражает регулярность, с которой российские компании сталкиваются с экономическими преступлениями: за пошедший год больше трети организаций выявили у себя по десять и более случаев мошенничества. В нынешнем году, как показывает исследование, ситуация заметно не улучшится: почти три четверти респондентов считают, что их компании по-прежнему чрезвычайно уязвимы.

Самым распространенным видом экономических преступлений, регистрируемых в России (72%), остается незаконное присвоение активов (см. врезку «Виды экономических преступле­ний»). В то же время серьезную проблему, как и прежде, представляют взяточничество и коррупция: в прошлом году от них пострадали 40% организаций, а 13% отказались от выхода на новый рынок. Это очень тревожные показатели: риск коррупции напрямую влияет на приток прямых иностранных и российских инвестиций в экономику страны.

От мошенничества страдает как страна в целом, так и отдельные компании. У 40% организаций в 2011 году ущерб от экономических преступлений составил менее $100 тысяч, у 22% — более $5 млн, а у 7% компаний убытки превысили $100 млн.

Помимо очевидного ущерба мошенничество наносит организациям и косвенный урон: страдают их деловая репутация и бренд; клиенты, акционеры и партнеры теряют к ним доверие; снижается цена акций; повышается текучесть кадров, падает моральный дух сотрудников, снижается производительность труда и т.д.

Выявлять экономические преступления крайне трудно, тем более что каждый год мошенники разрабатывают новые, все более запутанные схемы. Поэтому, как показывает опыт зарубежных компаний, самые действенные меры борьбы с мошенничеством — упреждающие. ­Предотвратить еще не совершенные преступления не только проще, но и дешевле, чем выявить совершенные. Таким образом можно свести к минимуму финансовые потери компании, повысить ее прибыль и упрочить репутацию.

Чтобы максимально обезопасить свою компанию, необходимо, во-первых, знать, что представляет из себя типичный мошенник, во-вторых, понимать, какая организационная структура и атмосфера способствуют совершению экономических преступлений, и, в-третьих, грамотно применять основные методы предо­т­вращения мошенничества.

Портрет мошенника

Опознать мошенника по «фотороботу» — не так-то просто. В большинстве случаев им оказывается человек, которого сложно заподо­зрить в неправомерных действиях. И все же специалисты PwC, проанализировав результаты последнего опроса, попытались нарисовать портрет стреднестатистического нарушителя. Это мужчина (81%) в возрасте 31—40 лет (44%) с высшим образованием (65%), топ-менеджер (31%) или менеджер среднего звена (42%), работающий в компании от трех до пяти лет (39%). Характерно, что и здесь Россия бьет рекорды: в целом по миру лишь 18% мошенников входят в состав высшего руководства.

Если в 2009 году основной урон компаниям наносили не их собственные сотрудники, а «внешние» мошенники (35% против 62%), то уже в 2011-м ситуация коренным образом изменилась: пальма первенства перешла к сотрудникам (55% против 36%). Одно из возможных объяснений — ухудшение внутреннего климата в компаниях и, как следствие, вовлечение в преступные схемы ранее честных людей.

Как показывает исследование, на преступление люди идут не только ради обогащения, но и в силу личных обстоятельств. Сотрудники, испытывающие пристрастие к азартным играм, алкоголю, наркотикам и т.д., вынужденные занимать деньги или брать кредиты, в первую очередь входят в группу риска.

Особенности компании

Чем крупнее организация и сложнее ее структу­ра, тем более размыта ответственность, «аноним­нее» сотрудники и вероятнее, что нарушитель сочтет украденное бесхозным или «ничьим». Зачастую люди чувствуют себя винтиками в огромном механизме и потому не беспокоятся о финансовых последствиях своих действий для компании.

Децентрализация и излишне сложная структура организации затрудняют контроль, а неудачное разграничение обязанностей и полномочий позволяет руководителям использовать административные ресурсы и вовлекать младших коллег в незаконную деятельность.

Еще один фактор риска — неадекватная система мотивации и вознаграждения. Низкая зарплата, недостаточная гарантия занятости, короткие или редкие отпуска, отсутствие карь­ерного роста и признания заслуг, слишком высокая степень конкуренции или давления со стороны коллег — все это резко повышает риск мошенничества в компании.

И, конечно, нельзя забывать о корпоративной культуре. Если организация не умеет вырабатывать, поддерживать и доносить до людей свои этические стандарты, если она не поощряет преданность сотрудников и не поднимает их моральный дух, велика вероятность того, что некоторые вступят на путь обмана и мошенничества.

Методы предотвращения мошен­ничества

Поскольку большинство экономических преступлений совершают сами сотрудники, организациям необходимо применять и постоянно совершенствовать систему внутреннего контроля. Наиболее эффективно сочетание нескольких ключевых методов борьбы с мошенничеством, в том числе оценка рисков, внедрение комплек­сной корпоративной политики, проведение информационных мероприятий для сотрудников, анализ существующей стратегии (более полный перечень см. во врезке «Контрольный список руководителя»).

Одна из самых действенных мер — оценка рисков мошенничества по каждому направлению бизнеса с учетом всех уровней персонала и распределение между руководителями структурных подразделений ответственности за разработку, согласование и контроль процедур, направленных на управление рисками (см. врезку «Как оценивать риски»).

Как показал опрос PwC, далеко не все россий­ские организации понимают важность этих процедур: 29% компаний никогда не проводили оценку рисков мошенничества, еще столько же проводят ее лишь раз в год. Любопытны причины такого поведения: 8% респондентов, пренебрегающих оценкой рисков, ссылаются на высокую стоимость этой работы, 44% не понимают, что под этим подразумевается, 17% не видят необходимости в этой оценке, а остальные — 31% — не могут указать никакой причины. Между тем, по данным исследования, организации, регулярно (не реже, чем ежеквартально) проводящие оценку рисков мошенничества, в два раза чаще, чем другие компании, предотвращают и выявляют экономические преступления.

Другой важный элемент системного под­­хода — разработка комплексной поли­тики, ­определяющей, что считать ­мошенничеством, каковы основные процедуры, ­способствующие борьбе с экономическими ­преступлениями в компании, какие штрафные санкции долж­ны применяться к провинившимся и т.д. Кор­поративная политика устанавливает правила: когда, как и кого сотрудник должен уведомлять, если у него возникли подозрения в отношении коллег или внешних партнеров. Также необходим кодекс деловой этики (свод правил, отражающий нормы деловых отношений и поведения сотрудников, — к примеру, в том, что касается подарков или проявления гостеприимства) и план реагирования на мошеннические дейст­вия, который определяет, например, кто руководит расследованием и как его проводить.

В необходимости этих правил на собственном опыте убедились руководители крупной сети супермаркетов. Обнаружив ряд сомнитель­ных операций в закупочном цикле, они провели расследование и выяснили, что им представляли фальшивые платежные документы. Отток денежных средств можно было бы предотвратить на раннем этапе, если бы в компании существовали комплексная политика и эффективные процедуры контроля, например, утверждение договоров, проверка платежей и т.д.

Предупреждению мошенничества способст­вует и контроль за электронными данными ­(например, ограничение доступа к определенным сайтам и способов копирования и пересылки электронной информации), а также анализ данных о деловых контрагентах: клиентах, поставщиках и др. Последний инструмент предусматривает, например, определенные требования к набору сведений, предоставляемых контрагентами (это могут быть учредительные документы, лицензии, информация о руководителях, выписки с банковских счетов и т.д.), мониторинг прессы, изучение отзывов клиентов, проверку полученных данных службой экономической безопасности.

Своевременная юридическая проверка контр­агентов избавила бы от многих проблем россий­ский филиал крупного международного холдинга. Как выяснилось в ходе расследования, большинство поставщиков этой компании были фиктивными: часть из них была исключена из реестра юридических лиц, часть находилась по так называемым адресам массовой регистрации. То есть сотрудники российского филиала подписывали договоры с «поставщиками» ради собственной выгоды.

Очевидно, однако, что никакие кодексы и про­цедуры не будут иметь смысла, если сотрудники не знают об их существовании. Поэтому задача топ-менеджеров — знакомить людей с основными внутренними документами, касаю­щимися борьбы с мошенничеством. Причем информировать их обо всех правилах и нормах необходимо не только при приеме в компанию или переводе с одной должности на другую, но и в ходе работы. Сотрудники обязательно должны узнавать о случаях экономических нарушений в компании и обо всех изменениях в политике организации и регулярно проходить соответствующие тренинги. И, конечно, сами руководители должны подавать подчиненным пример, достойный подражания. Как показывают международные исследования, между мошенничеством и настроениями в верхах компании прослеживается прямая связь: сотрудники пристально следят за поведением своих начальников и во многом копируют его.

Как любая стратегия, программа по борьбе с экономическими преступлениями требует постоянного контроля, пересмотра ­и совершенствования. Представители компании (департаментов управления рисками, внутреннего контроля, экономической безопасности и непосредственно топ-менеджеры) должны регулярно ­анализировать существующие процедуры борьбы с мошенничест­вом, оценивать их эффективность и при необходи­мости исправлять и дополнять их.

К сожалению, многие организации считают экономические преступления неприятной, но неотъемлемой особенностью российского бизнеса. Они, пусть неосознанно оправдывают мошенников, закрывают глаза на правонарушения и, как следствие, терпят крупные финансовые потери. Да, с экономическими преступлениями трудно бороться, но компании, которые проявят нетерпимость, ждет весомая награда: рост, развитие, сокращение издержек и увеличение прибыли. Действуя на опережение — регулярно оценивая риски мошенничества, изменяя корпоративную культуру, обучая сотрудников и поощряя «правильное» поведение в любых, даже благоприятствующих правонарушению ситуациях, — они достигнут прямой экономии и выведут бизнес на качественно новый уровень.