читайте также
Сексуальные домогательства на работе — серьезная проблема. Они запрещены законом, в отличие от невежливости, которой, к сожалению, уделяют гораздо меньше внимания.
Преподаватель школы международного менеджмента Гарвина Thunderbird Кристин Пирсон и преподаватель школы бизнеса Маршалла при Южнокалифорнийском университете Кристин Порэт на протяжении восьми лет занимались изучением феномена невоспитанности в служебной обстановке. В ходе исследования были опрошены более 2400 рабочих, менеджеров и руководителей в США и Канаде. Авторы пришли к выводу, что невежливость, как и сексуальные домогательства, способна снизить производительность и оборот компании. Настало время начать целенаправленную борьбу с этим, казалось бы, безобидным явлением, убеждены Пирсон и Порэт.
Невежливым бывает начальник, отчитывающий подчиненного в присутствии сослуживцев; ассистент, отказывающийся помочь в кризисной ситуации; наконец, сотрудник, распространяющий слухи о коллеге. Невоспитанность может проявляться открыто и редко, а может — скрыто и систематически (и тогда исправить ситуацию очень непросто).
Но в любой форме невежливость приносит больше вреда, чем думают многие руководители. Она снижает производительность, мотивацию, творческий настрой и взаимопомощь в коллективе. Как выяснили Пирсон и Порэт, половина сотрудников, сталкивающихся с невежливыми коллегами, тратят рабочее время на переживания по этому поводу, а четверть — сознательно снижают свою производительность. Половина опрошенных, чтобы избежать общения с неприятными коллегами, подумывают о перемене места работы; и каждый восьмой респондент в этой ситуации действительно уходит в другую компанию. Если учесть, что в среднем общие издержки, связанные с текучестью кадров, составляют в США $50 000 на человека, финансовые последствия невежливости на работе вполне ощутимы. Нематериальные затраты оценить сложнее, но они, безусловно, огромны.
Коварство невоспитанности в том, что, в отличие от сексуальных домогательств, она не запрещена законом; нет даже корпоративных правил, которые бы имели к ней отношение. Сотрудник, подвергающийся домогательствам, может сообщить об этом и рассчитывать на защиту закона, но тот, кто жалуется на невежливость коллег, рискует загнать проблему вглубь и лишь усугубить ее. Поскольку невежливое поведение в организациях зачастую остается незамеченным и никак не контролируется, оно, по мнению Пирсон и Порэт, имеет тенденцию к распространению. Более того, невежливость вызывает ответную реакцию и тем самым подпитывает сама себя.
Что же делать? В докладе, опубликованном в феврале 2005 года в журнале Academy of Management Executive, Пирсон и Порэт предлагают девять способов, позволяющих ограничить невоспитанность. Вот они: нетерпимость к такого рода поведению; трезвая самооценка (руководители должны прислушаться к мнению коллег и воспользоваться другими способами измерения собственной вежливости); превентивные меры (при приеме на работу выяснять, как вел себя соискатель на прежнем месте); постоянный мониторинг происходящего; выяснение причин ухода сотрудников из компании (вы помните, что один человек из восьми, столкнувшихся с невежливостью, меняет работу, а еще надо учесть, что многие не указывают реальную причину ухода); отслеживание опасных сигналов; самое серьезное внимание к нарушениям, исходящим от высокопоставленных лиц; воспитательные меры; беспощадная борьба с проявлениями невоспитанности.