Женская доля: в каких странах и отраслях женщинам тяжело достигнуть карьерных высот | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Женская доля: в каких странах и отраслях женщинам тяжело достигнуть
карьерных высот

Результаты исследования проблем женского лидерства в мире

Автор: Сара Грин Кармайкл

Женская доля: в каких странах и отраслях женщинам тяжело достигнуть карьерных высот

читайте также

Миф о синергии сделок M&A

Болезнь суперзвезды

Керен Эльдад

Кем вы будете через 15 лет

Анна Бурова

Когда (и почему) не стоит заниматься чужими задачами

Верджил Фентерс,  Маргарет Лучано,  Семин Парк,  Скотт Танненбаум,  Эми Бартелс

Не секрет, что продвижение женщин в высшие эшелоны корпоративной власти происходит медленно. Раньше казалось, что проблема лишь в неравном количестве представителей полов «на входе» и что чем больше женщин получит университетское образование и устроится на высокооплачиваемую работу — тем быстрее они займут высокие посты. Однако этого не произошло.

С 2004 года Grant Thornton, компания, специализирующаяся на налогах, аудите и консалтинге, проводит исследование по всему миру (в этом году было опрошено более 5000 человек из 36 стран), чтобы проследить прогресс (или его отсутствие) в деле продвижения женщин на руководящие позиции. Результаты исследования четко свидетельствуют о том, насколько ничтожно малы произошедшие перемены. В 2017 году женщины представляют 25% высшего руководства в тысячах компаний. За последние 13 лет почти ничего не изменилось, да и эти незначительные изменения произошли лишь в небольшом количестве стран.

В первоначальной группе стран, в которой Grant Thornton проводит исследования с 2004 года (с тех пор количество стран выросло), не зафиксировано больших перемен. В Австралии, Канаде, Германии, Греции, Японии, Мексике, на Филиппинах, в ЮАР, Турции, Великобритании и США показатели 2004 и 2017 годов отличаются в интервале от 1% до 3%.

Увеличение числа женщин в руководстве наиболее заметно во Франции, в Ирландии, Испании, Нидерландах и Швеции (там показатель вырос на 10% и более). Более скромные достижения отмечены в Индии, Польше, России, Сингапуре и Италии. А вот в Новой Зеландии наблюдается заметное снижение. (Группа, проводившая исследования, отмечает, что иногда цифры «скачут» в зависимости от выбора опрашиваемых компаний.) Но общая картина говорит скорее о стабильности, нежели о переменах.

Единственное исключение в этой таблице — Россия и страны бывшего социалистического лагеря. Хотя некоторые отрасли были поделены по половому признаку, женщины в этих странах имели больше возможностей для продвижения, чем их коллеги из капиталистических стран — возможно, потому что государство заботилось о детях. Это наследие заметно в приведенных выше данных.

Статистика Grant Thornton также показывает, насколько велико различие между отраслями. Если вы принадлежите к числу амбициозных женщин, посмотрите на приведенную ниже таблицу — вы увидите, что лучше делать ставку на позицию гендиректора в туризме, чем идти в финансовый сектор.

Прогресс в карьерном продвижении женщин можно назвать неравномерным — шаг вперед в некоторых странах и отраслях происходит параллельно с топтанием на месте в других. И это зависит от конкретной должности: исследование Grant Thornton доказывает, что женщины чаще возглавляют кадровые отделы (23%) или финансовые (19%) и реже бывают гендиректорами (12%). Сходные результаты продемонстрировали и другие исследования. Лучше всего иллюстрирует неравномерность прогресса в этой сфере нижеприведенная таблица.

Методология

Исследователи из Grant Thornton провели 5526 интервью с гендиректорами, управляющими директорами, председателями советов директоров и другими руководителями компаний средних, по рыночным оценкам, размеров из разных отраслей в 36 странах в период с июля по декабрь 2016 года. Поскольку понятие «средних размеров» различно в разных регионах, исследователи искали соответствие этого определения местному контексту. Например, в материковом Китае средняя компания — это 100—1000 сотрудников; в США это организации с годовой выручкой от $20 млн до $2 млрд; в Европе — фирмы с 50—499 сотрудниками. Выбор стран осуществлялся так, чтобы получить представление как о развивающихся, так и о развитых рынках, и производился в рамках более широкого исследовательского проекта Grant Thornton, изучающего множество экономических факторов.

От редакции. Каждый рейтинг или индекс – лишь один способ анализа и сравнения компаний и регионов, основанный на конкретных данных и методологии. Мы в Harvard Business Review убеждены, что тщательно продуманный индекс способен предоставить важную информацию, но при этом остается лишь одним взглядом на картину в целом и может иметь недостатки. В каждом таком случае следует внимательно читать раздел, посвященный методике составления рейтингов.

Об авторе: Сара Грин Кармайкл — старший редактор в Harvard Business Review.