читайте также
Казалось бы, путь к высокой рентабельности ясен любому производителю. Используй стандартные компоненты по всей продуктовой линейке (это называется унификацией) и экономь за счет эффекта масштаба и других преимуществ. Например, автомобильная компания сократит себестоимость, если установит на все модели одну и ту же тормозную систему. Тем не менее унификация часто остается недостижимой мечтой. Почему?
Мы изучили положение дел в семи ведущих компаниях разных отраслей: авиация, производство спутников, автомобилестроение и полупроводниковая промышленность и взяли 119 интервью у производственников. Как выяснилось, руководители прекрасно осведомлены о выгодах унификации, однако реализовать ее на практике им непросто.
На этапе концептуального проектирования уровень унификации обычно высок. Но по мере работы над проектами в них вносятся изменения, и общность снижается. Удельный вес каждого изменения, может быть, и незначителен, но в совокупности они оказывают мощное воздействие, создавая эффект, который мы назвали дивергенцией. В итоге первоначальное намерение обеспечить унификацию в пределах крупной подсистемы — например, снабдить все модели одинаковыми двигателями, — уступает место более скромной цели вроде стандартизации мелких деталей.
Дивергенция возникает по ряду причин. В ходе проекта часто уточняются и пересматриваются представления о потребностях разных сегментов рынка. Каждая группа разработчиков вносит изменения в свои проекты, а другие зачастую даже об этом не знают. Кроме того, конструкция может измениться при появлении новых технологий. Наконец, из-за ограниченности ресурсов и необходимости разнести риски продукты из одной линейки обычно разрабатывают по несовпадающим графикам, часто с разрывом в несколько лет.
Мы можем предложить ряд инициатив, связанных с унификацией.
Во-первых, измените подход к разработке, поместив в центр внимания не отдельные модели, а целые семейства. Затраты и выгоды оценивайте в широком контексте. К примеру, унификация детали может привести к удорожанию одного продукта и обеспечить экономию в пересчете на всю линейку.
Во-вторых, убедитесь, что вознаграждениями занимаются люди, сознающие важность унификации и способные правильно расставить приоритеты.
В-третьих, думайте об унификации на всех этапах. Часто в первоначальных планах предполагают использование общих компонентов, а потом начисто об этом забывают.
В-четвертых, помните, что единство не самоцель. Если продукты ничем особым не отличаются, экономия при производстве не покроет убытка от плохих продаж. И еще: как бы вы ни бились над унификации, реализовать весь ее потенциал вряд ли удастся.
О трудностях унификации
Самолетостроительная компания собиралась снизить себестоимость за счет использования одинаковых корпусов, двигателей, электроники и ПО в ряде новых моделей. Но об этих планах пришлось забыть, когда заказчик начал уточнять технические условия. В частности, расхождения возникли из-за различных требований к длине взлетно-посадочной полосы и массе самолета. На момент нашего исследования уровень унификации снизился с 80 до 35%. Разработка продолжается, так что конечное значение, скорее всего, будет еще ниже.