
читайте также
Пять из десяти самых дорогих компаний в мире — Apple, Alphabet, Amazon, Facebook* и Microsoft — получают большую часть капитала благодаря своим многосторонним платформам (МСП), которые облегчают взаимодействие или транзакции между сторонами. В одной и той же отрасли многие МСП имеют большую ценность, чем компании, которые предоставляют только товары или услуги. Например, Airbnb сейчас стоит больше, чем Marriott, крупнейшая в мире сеть отелей.
Однако компании, которые возникли изначально не как платформенные, редко осознают, что они могут — хотя бы частично — превратить свои продукты и услуги в МСП. И даже если они это осознают, то часто не могут найти стратегию для осуществления этой трансформации. В данной статье мы предлагаем схему, которая в этом поможет. В ней изложены четыре конкретных способа превращения продуктов и услуг в платформы и рассмотрены стратегические преимущества и подводные камни каждого способа. Эти идеи применимы как к физическим, так и к онлайн-предприятиям.
Зачем вообще превращать продукты и услуги в МСП? Как сказал нам один из руководителей компании Intuit, все сводится к «страху и жадности». Жадность, конечно, — это про потенциал новых источников дохода, которые могут ускорить рост и увеличить стоимость компании. Страх связан с опасностью того, что существующие и новые конкуренты отнимут долю рынка у вашего продукта или услуги. Превращение предложения в платформу может усилить конкурентные преимущества вашей компании и повысить барьеры для входа на рынок благодаря сетевому эффекту и более высокой стоимости переключения. Мы не считаем, что каждая компания должна пытаться подражать Airbnb, Alibaba, Facebook* или Uber. Но многие компании выиграют, если добавят элементы платформенного бизнеса в свои предложения.
Наша цель — помочь руководителям понять, как их продукты или услуги способны стать многосторонними платформами, какие проблемы и возможности при этом возникнут. Таким образом, руководители смогут принять решение о том, стоит ли проводить преобразования. Наша концепция основана на нашем совместном опыте изучения и консультирования более десятка компаний (включая несколько упомянутых ниже) в процессе преобразования продуктов в МСП. Возможно, руководители захотят использовать эту статью в качестве основы для корпоративного стратегического выездного совещания, на котором каждому будет дано задание сформулировать стратегию МСП на основе существующих предложений компании. Это задание должно включать в себя ответы на такие вопросы, как (1) есть ли преимущества в превращении некоторых или всех наших продуктов и услуг в МСП? (2) Есть ли риски, связанные с этим? (3) Какие ключевые ресурсы, отношения (в том числе способы взаимодействия с клиентами) и организационные изменения потребуются для такой трансформации?
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена