Когда хорошая организационная память может помешать | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда хорошая организационная память
может помешать

Память о прошлых организационных практиках вашей компании, вполне вероятно, тормозит ее развитие.

Авторы: Виджей Говиндараджан , Шрикантх Шринивас

читайте также

Карьерная катастрофа: почему нельзя жить только своей работой

Жанна Кортц

Семь футбольных уроков

Андрей Шапенко

Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп

Майкл Маккоби

Работаем ли мы эффективнее, имея больше дней на отдых

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Память о прошлых организационных практиках вашей компании, вполне вероятно, тормозит ее развитие. Послушайте притчу:

Два монаха — молодой и старый — шли по направлению к деревне вдалеке от монастыря. По дороге они увидели красивую молодую женщину, она стояла на краю бурного ручья, и было понятно, что она боится перейти его вброд. Юный монах напомнил себе, что давал клятву никогда не дотрагиваться до женщины, и продолжил свой путь. Но к его великому изумлению старый монах поспешил прямо к женщине, водрузил ее себе на спину и благополучно перенес через ручей! Когда он опустил ее на землю по ту сторону ручья, она поблагодарила его почтительным поклоном. Он в свою очередь широко улыбнулся ей и пошел дальше.

Молодой монах не мог перестать думать о поступке старшего товарища у ручья. Ему никак не удавалось унять гневные мысли. Его недовольство росло и увеличивалось. В конце концов он начал кричать на старого монаха: «Ты нарушил священную клятву! Ты не можешь касаться женщины! Нет тебе прощения! Тебя и назад в монастырь нельзя пускать!»

Старый монах, удивленный таким взрывом, ответил спокойно: «Я опустил ее на землю уже несколько часов назад. Зачем же ты несешь ее до сих пор?»

Подобно юному монаху, многие организации несут на себе тяжелое бремя и несут его слишком долго. В результате — устаревшие правила и практики, несовременные взгляды и ожидания, невыдерживающие конкуренции продукты и услуги. Организационная память создает предрассудки, которые отражаются и на процессах планирования, системах оценки, организационных структурах и кадровой политике. И это становится непосильной ношей, когда на рынке происходят нелинейные сдвиги.

Примерами такой непосильной ноши организационной памяти могут служить BlackBerry — которая никак не может забыть свою «физическую клавиатуру», когда весь мир уже давно перешел на тачскрин, и Microsoft — которая не может перестать думать о настольных компьютерах как о ключевом компьютерном устройстве, в то время как весь мир уже давно перешел на мобильные гаджеты, с одной стороны, и на облачные сервисы — с другой.

Как солидной установившейся компании стать больше похожей на старого монаха и обрести способность выбираться из тисков организационной памяти, когда возникает необходимость ответа на нелинейные сдвиги?

Давайте посмотрим, как эта трансформация удалась компании Infosys. Изначально Infosys занималась только IT-услугами. Однако потом они стали замечать, что расстраивают своих наиболее требовательных клиентов, когда те, чтобы получить необходимое им множество сервисов, были вынуждены одновременно обращаться в разные фирмы, к тому же ни одна из них не несла полной ответственности за все услуги. И вот тогда они осознали, что в этом недовольстве и заложены семена нелинейных сдвигов — и что теперь им либо придется реагировать быстро и взять эти сдвиги под свой контроль или пасть их жертвами. Они увидели потребность клиентов в такой организации, которая и предоставляла бы услуги по консалтинговому менеджменту и по операциям редизайна, и писала бы спецификации по системам IT; а потом бы еще разрабатывала их, тестировала, инсталлировала и поддерживала в рабочем состоянии; а может, вдобавок еще и взяла на себя ответственность за выполнение рутинных клиентских операций, таких как проведение трансакций.

И еще они поняли, что их текущая организационная память будет им плохим помощником в этой новой реальности. Так что они создали некий параллельный мир с другими людьми и четкими процессами.

Они сконцентрировались на трех ключевых областях:

Выработка стратегии: вместо простого линейного копирования прошлых наработок, использующих скрупулезный анализ данных, они сфокусировались на предвосхищении нелинейных сдвигов за счет привлечения нетрадиционных мнений: например, ключевых клиентов и представителей молодежи (не имеющих никакой или практически никакой организационной памяти).

Ответственность: вместо того чтобы ставить во главу угла соблюдение временных параметров бюджета и следование техническим спецификациям, они сосредоточились на организованных экспериментах с акцентом на быстром обучении, и таким образом сошли с «оборонительной» позиции, свойственной традиционным организациям.

Организационный дизайн: вместо оптимизации вклада в работу каждого сотрудника за счет детального описания обязанностей, рабочих процессов и организационного дизайна, они стали формировать специальные смешанные команды с привлечением «аутсайдеров», будораживших застывшие представления «старичков» и вносящих свежие навыки и знания.

Все эти изменения помогли компании Infosys преодолеть иго организационной памяти о себе как об очень успешной компании IT-услуг, при этом сохранив те существенные элементы, которые и привели ее к успеху. В результате этой успешной трансформации доходы компании Infosys за 10 лет, с 2000-го по 2010 год, выросли в 25 раз — от 200 миллионов до 5 миллиардов долларов.

Если и вы видите на рынке признаки нелинейных сдвигов, помните, что «организационная забывчивость» может вам очень сильно пригодится для достижения успеха в новой реальности.