Почему советы ваших подчиненных пропадают зря | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему советы ваших подчиненных
пропадают зря

Почему так трудно укрепить в организации сотрудничество и развивать дух инноваций?

Автор: Йохан Аурик

Почему советы ваших подчиненных пропадают зря

читайте также

Лояльность не главное

Aлан Лафли,  Роджер Мартин

Главный варяг автопрома. Интервью с президентом АВТОВАЗа

Евгения Чернозатонская

Польза одиночества

Майк Эрвин

Сможет ли Nokia снова возродиться из пепла?

Рита Гюнтер Макграт

Многие компании применяют все более изощренные интернет-ресурсы и внутренние соцсети в стремлении соединить всех сотрудников в единое корпоративное целое, обеспечить свободный поток идей, поощрить инновации. Но после первоначального всплеска активности инициативы часто гаснут, и эти новенькие ресурсы куда-то исчезают. Что происходит? Почему так трудно укрепить в организации сотрудничество и развивать дух инноваций?

Рассмотрим реальный пример. Стоило компании организовать у себя в интранете ящик для предложений со всеми примочками новейших технологий современной соцсети, как кто-то из руководителей забеспокоился: «Мы не получаем ничего, кроме жалоб и безумных предложений, которых в жизни не реализовать».

В том-то и беда. На внутренние сайты обычно обрушивается такой поток идей и советов, что отследить их просто не под силу, а если сотрудники видят (или им кажется), что их идеями пренебрегают, они вскоре теряют всякий интерес и вовсе перестают писать в этот «ящик».

Решение столь же простое, как и сама проблема: найдите разумное и конкретное применение изобретательности и творческой мысли сотрудников. Та компания перевернула функцию ящика для предложений с ног на голову: вместо жалоб и обсуждений проблем туда просили направлять только решения. «Ящик для жалоб» превратился в «ящик решений», здесь аккумулировались предложения по конкретным вопросам и удавалось не упускать новые возможности для бизнеса. Каждого сотрудника персонально просили поучаствовать — не всех, но самых опытных или сведущих в этом конкретном вопросе плюс выбранных случайным образом.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Начало этой работе положило руководство компании, разослав по электронной почте нескольким сотням сотрудников вопрос: «Как лучше всего выразить интерес и уважение к новым клиентам?». Всех адресатов просили предлагать практические решения и советоваться с теми, кто, на их взгляд, обладал опытом в этом вопросе или мог что-то придумать. Для затравки разослали и описание подарка, которым приветствовала нового клиента другая известная компания.

Через несколько часов в интранете уже бушевал мозговой штурм. Удалось выявить несколько удачных идей, а затем всех сотрудников попросили проголосовать, поставив «лайк» наиболее понравившемуся предложению.

Итог не был чем-то революционным: решили, что клиента должен приветствовать личным письмом один из директоров и предложить ему бонус в виде дополнительной поддержки, которая поможет новому делу набрать обороты. Но реальная польза от этого совещания отнюдь не сводилась к самой идее: все участники глубже осознали свою основную миссию — служить клиенту — и почувствовали подлинную вовлеченность. Как сказал один из участников, «было круто помочь компании и так быстро увидеть результаты своих усилий».

Или возьмем пример большой промышленной группы, с которой мы работали. Вместо того чтобы оценивать привлекательность некоего сегмента клиентов по традиционным параметрам — размер, темп роста, позиции конкурентов, доходность, — глава маркетингового отдела предпочел подход социального предприятия. Он начал с прямого и простого вопроса тем сотрудникам, кто ближе всего к рынку — продажникам и менеджерам по работе с клиентами: «Если бы вы имели возможность обслуживать только один сегмент клиентов, какой вы бы предпочли и почему?». Собрав все мнения и выслушав разноречивые мысли, он попросил затем назвать три сегмента с максимальным потенциалом развития на ближайшие пять лет. Ответы выявили консенсус по одним сегментам и помогли распознать другие, требовавшие более пристального внимания.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Есть существенное преимущество в прямом обращении к участникам дискуссии по сравнению с массовой рассылкой писем: человек склонен ответить на личное приглашение и постарается справиться с заданием, даже если и понимает, что выбран в советчики наугад. Но нельзя сильно ограничивать число приглашенных в дискуссию, нужно щедро раздавать приглашения, чтобы аккумулировать достаточное число разных талантов и идей из всех отделов своей компании. И не назначайте никого в эту группу, только просите помочь — это заметно повышает энтузиазм.

Сами по себе соцсети и другие инструменты корпоративного сотрудничества не породят поток идей и инноваций, но они эффективно помогают сосредоточиться на проблеме и генерировать полезные для дальнейшего обсуждения мысли. Чтобы оценить все богатство интеллектуального потенциала, распыленного по разным отделам, все, что надо сделать, — это задать правильный вопрос.