Два руководителя в одном кресле: как работает эта система | Большие Идеи

・ Операционное управление

Два руководителя в одном кресле: как работает
эта система

Различия в подходах и профессиональном и жизненном опыте членов двойки придают ее решениям гибкость, принципиально недоступную одиночному менеджеру.

Автор: Александр Лазуткин

Два руководителя в одном кресле: как работает эта система

читайте также

Возраст успеха: как старшее поколение может помочь бизнесу

Джош Берсин,  Томас Чаморро-Премузик

Переход на цифру не требует перестройки

Андрей Шипилов,  Натан Ферр

Значимость нетипичных данных

Роджер Мартин,  Шерер Стивен

Идеи Y: как миллениалы могут помочь в управлении бизнесом

Дженнифер Джордан

Одной из интересных западных управленческих практик, не только не применяемых широко, но даже практически неизвестных в российском бизнесе, является назначение двух людей на одну управленческую позицию. На английском это называется two-in-a-box, что можно очень вольно перевести как «двое из ларца». Box, конечно, тут означает не «ларец», а скорее «ящик», а точнее — квадратик на организационной схеме. В одном квадратике — две фамилии. Двое людей носят одинаковый титул, имеют одинаковые полномочия, управляют одними и теми же людьми и расходуют один и тот же бюджет; при этом один может блокировать решения другого. Отношения внутри такой «управляющей двойки» полностью симметричны; этим они и отличаются от несимметричных двоек типа «начальник — заместитель» или «командир подразделения — начальник штаба».

Идея симметричной управляющей двойки (далее просто двойки) уходит в глубокую древность. В республиканском Риме было два консула; в Карфагене — два суффета, в Спарте — два царя. Соперничающие семьи не могли допустить, чтобы одна из них получила исполнительную власть в свое безраздельное пользование. В наше время та же идея нашла выражение в двухпартийной системе, где две политические партии периодически сменяют друг друга у власти.

В наши дни в крупном бизнесе больше не используют двойки как инструмент контроля. Для этого больше подходит структура типа «комитет», позволяющая в условиях усложнения структуры власти в современном обществе лучше учесть интересы множественных стейкхолдеров. Однако крупные корпорации — Intel, Dell, Cisco, Goldman Sachs и другие — используют двойки как специальный инструмент управления в особых ситуациях. О них ниже:

Достижение быстрого и решительного изменения. У двойки вдвое больше управленческих ресурсов (времени и сил), чем у менеджера-одиночки. Корпорация Intel, например, рутинно применяет двойки, когда надо внедрить новую практику, поставить на ноги новое подразделение, провести реорганизацию. Такое быстрое напористое проведение изменений называется «ramp up» (от рампы, эстакады — устройства для плавного подъема тяжести), поскольку обеспечивает постоянное (линейное) нарастание нужной характеристики, в отличие от обычного «пилообразного» прогресса, в котором рост периодически сменяется спадом.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Разработка нового направления. Различия в подходах и профессиональном и жизненном опыте членов двойки придают ее решениям гибкость, принципиально недоступную одиночному менеджеру. Это важно в ситуациях полного отсутствия шаблона предполагаемых действий, когда путь лежит в неведомое. Неслучайно в выдающихся исследовательских экспедициях прошлого всегда видны два руководителя — научный и, так сказать, административно-логистический.

Стрессовая ситуация. Двойка хорошо работает в ситуациях, сопряженных с сильным стрессом, когда ставки высоки, а имеющейся информации явно недостаточно, потому что двойки устойчивее психологически. Руководитель, особенно на самой вершине корпоративной пирамиды, всегда очень одинок. Не с подчиненными же ему делиться внутренними сомнениями и затаенными страхами? Они ждут от него уверенности, а не сомнений. Члены двойки, напротив, могут поддержать друг друга в момент душевной слабости, «паниковать по очереди».

Наставничество. Это ситуация, в которой двойка используется особенно часто. Дело в том, что в карьере любого человека есть два порога, которые очень непросто преодолеть:

  • переход от работы своими руками (individual contributor) к работе руками других людей (people manager).
  • переход от роли менеджера-специалиста (например, финансовый директор) к общему менеджменту (директор самостоятельного подразделения или гендиректор).

Сложность связана с тем, что при преодолении этих порогов мало что в работе на предыдущей роли подготавливает человека к роли на будущем посту. Возникает существенный разрыв между профессиональными и личностными возможностями выдвиженца и требованиями на новой должности. Этот разрыв ему приходится преодолевать самостоятельно и в боевых условиях. Риск неудачи велик, и в случае нее компания теряет сразу:

  • время и усилия, затраченные на интеграцию выдвиженца;
  • потенциального менеджера или даже гендиректора;
  • бывшего отличного специалиста, потому что люди в случае неудачи на высшей позиции часто не возвращаются на прежнюю должность, а увольняются.

Управленческая двойка в подобной ситуации снимает стресс с выдвиженца, дает ему источник знаний для подражания, позволяет получать опыт из своих действий, а не из объяснений старшего товарища (как говорят китайцы, «я услышал — и забыл; я сделал сам — и понял»), а также страхует компанию от финансовых потерь в случае, если новый выдвиженец будет принимать ошибочные решения.

Читайте материал по теме: Опыт Zappos: без среднего менеджмента никак не обойтись

Чтобы управленческая двойка работала как инструмент наставничества, нужно несколько условий:

  • конкретная и неизменяемая дата перевода одного из участников в свой собственный квадратик на организационной схеме, на новую работу или на другой проект.
  • психологическая совместимость. Без взаимного уважения и доверия члены двойки просто поделят между собой управленческие обязанности, будут работать параллельно и усвоения опыта и подстраховки рисков не будет.
  • полная симметричность статуса. У более опытного члена двойки может возникнуть соблазн делегировать неважную или малоприятную работу младшему коллеге, что опять-таки затруднит передачу опыта. Кстати, именно поэтому назначение выдвиженца замом или «преемником» (в случае первых лиц) как инструмент наставничества дает плохие результаты — по статистике, менее половины «преемников» в западных корпорациях действительно занимают посты, на которые они были отобраны.

Если двойка — такой сильный инструмент менеджмента, то почему она не используется всегда и повсеместно?

К сожалению, симметричные управляющие двойки имеют существенные недостатки:

  • Необходимость постоянной коммуникации между членами двойки замедляет принятие решений.
  • Неизбежный разнобой во внешних коммуникациях двойки вызывает замешательство у стейкхолдеров.
  • Двойка как единица управления становится полностью нерабочей, если между ее членами нет доверия или они психологически несовместимы.
  • Заинтересованные лица могут попытаться противопоставить одного члена двойки другому; история древних олигархий полна подобными примерами.

Как видим, двойка не приспособлена для рутинной работы, из которой в целом и состоит работа любой организации. Но это не мешает ей оставаться отличным управленческим инструментом в некоторых особых ситуациях.