Доходы компании не всегда зависят от хорошего менеджмента | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Доходы компании не всегда зависят от
хорошего менеджмента

Возникает логичный вопрос: может ли гендиректор с самым распрекрасным резюме совершить чудо и реанимировать плохо работающую компанию?

Автор: Хосе Антонио Марко-Искуердо

Доходы компании не всегда зависят от хорошего менеджмента

читайте также

Стратегия лучших

Марина Иванющенкова

Почему фраза «денег нет» укрепляет отношения

Грант Доннелли

Простой способ понять, за что покупатели любят ваш бренд

Тим Халлоран

Оценка эффективности: пять ошибок

Эндрю Ликерман

Бенджамин Грэм, отец стоимостного инвестирования, предпочитал не общаться с топ-менеджерами тех предприятий, в которые вкладывал свои деньги, потому что предполагал, что услышит от них ровно ту информацию, которой они сочтут нужным с ним поделиться. Его талантливый ученик Уоррен Баффет утверждал примерно то же самое: «Когда руководитель с блестящей репутацией берется за компанию с плохой финансовой репутацией, то неизменной остается репутация бизнеса».

Инвесторы вроде Грэма и Баффета видели источник устойчивых возвратов по инвестициям не в менеджменте, а в «экономических рвах» — структурных и долгосрочных конкурентных преимуществах в сфере доходов или расходов того или иного предприятия. Рвы, основанные на доходах, как правило, обеспечиваются нематериальными активами (в том числе брендами и патентами), высокой стоимостью переброски инвестиций и сетевой экономикой. Рвы, основанные на стоимости, связаны с владением более дешевыми или более быстрыми процессами производства, благоприятным расположением, уникальными активами или размером предприятия. В некоторых случаях рвы позволяют компании пережить многочисленные подрывные инновации и тектонические сдвиги в своей отрасли, а их основатели становятся богатейшими в мире людьми — вспомним Билла Гейтса, Карлоса Слима, Амансио Ортегу и Ларри Эллисона.

У фирм с такого рода рвами или конкурентным преимуществом есть одна любопытная особенность, которую часто упускают из вида, — это скорость, с которой в них меняется руководство. А она за последние полвека увеличилась в десять, а то и в двадцать раз. Например, Inditex, основанная еще в 1963 году и ставшая крупнейшим производителем и дистрибутером модной одежды в мире, со времен Амансио Ортеги знала лишь двух гендиректоров.

И напротив, немецкий Deutsche Bank, четыре года подряд демонстрирующий жалкие результаты, пережил за последнюю пятилетку трех CEO, и ни один из них не добился ни малейшего успеха, несмотря на блестящий послужной список в финансовой отрасли у каждого.

Возникает логичный вопрос: может ли гендиректор с самым распрекрасным резюме совершить чудо и реанимировать плохо работающую компанию? По мнению экономиста из Массачусетского технологического института Антуанетты Шоар, примерно в 60% случаев это все-таки удается — вероятность чуть выше, чем при игре в орлянку.

Еще менее утешительны результаты, полученные Стивеном Капланом из Чикагского университета при исследовании эффективности деятельности топ-менеджеров. Стивен сопоставил влияние управленческих команд в 106 предприятиях, финансируемых венчурным капиталом, на протяжении различных периодов жизненного цикла этих фирм: начиная с составления первых бизнес-планов и заканчивая IPO. Выяснилось, что если на стадии написания первого бизнес-плана 50% венчурных инвесторов считали залогом успеха именно команду эффективных менеджеров, то к моменту IPO этот процент значительно падал. Исследователь пришел к выводу, что в конечном счете для компаний важнее человеческих ресурсов оказываются те самые рвы и их ценность на рынке со временем только растет. Выводы очевидны: сначала нужно правильно выбрать отрасль и предприятие, а затем — набрать подходящую команду руководителей-профессионалов. Если менеджеры окажутся неэффективными, их можно сменить куда быстрее, чем общую бизнес-модель и тем более отрасль.

Разумеется, в высококонкурентной среде самое малое преимущество уже лучше, чем орлянка. Так чем же отличаются управленцы, которым удалось преуспеть? Вновь обратимся к Стиву Каплану, который также изучал вопрос о роли гендиректоров, особенно в процессе отбора сотрудников и в общих результатах компании.

Его подробная оценка более 300 кандидатов на должность CEO частных акционерских компаний показала, что навыки исполнительной власти («эффективность», «внимание к деталям», «упорство», «высокая требовательность» и т. д.) для гендиректора полезнее, чем коммуникативные — умение выслушивать подчиненных и сплачивать коллектив. Это открытие стало подтверждением слов Питера Друкера, который еще в 1967 году объяснил нам, чем обеспечивается эффективность эффективного руководства.

И если все эти выводы верны, то частая смена топ-менеджеров многих публичных компаний — вовсе не признак скверного управления, а симптом куда более глубокой проблемы: эти предприятия попросту не обладают конкурентным преимуществом и пытаются вытянуть счастливый лотерейный билетик — найти такого гендиректора, который смог бы его отыскать. Но шансы явно не в их пользу.