Согласиться — и проиграть | Большие Идеи

・ Стратегия

Согласиться —
и проиграть

Новый гендиректор автоконцерна утверждает стратегию выхода из кризиса, с которой он не согласен, и в результате остается у разбитого корыта.

Автор: Владимир Рувинский

Согласиться — и проиграть

читайте также

Вас запугивают? Разверните разговор на 180 градусов

Джон Коттер

Руководитель как учитель. Беседа с президентом и генеральным директором сети ресторанов DineEquity Джулией Стюарт

Дейзи Даулинг

Почему новичку лучше быть диктатором

Сауэр Стивен

Больше роботов на производстве не значит меньше рабочих мест для людей

Родни Брукс

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Павел Рогожин поднялся на шестой этаж московского офиса: в конференц-зале непринужденно разговаривали топ-менеджеры компании «Авенто Моторс», российского подразделения канадского автоконцерна. Завидев его, некоторые кивнули в знак приветствия.

— Коллеги, многие уже знакомы с Павлом, но все же разрешите мне официально представить вам нового руководителя. — Отто Шмидт, региональный директор автоконцерна в СНГ и Восточной Европе, указал на Рогожина. — Павел в это непростое время возглавит нашу команду и, надеюсь, продолжит дело своего предшественника.

Прежний гендиректор Артем Новицкий уходил на новое место: во Владивостоке открывался завод по выпуску внедорожников корейской марки. Корейцам не хватало человека, который помог бы им наладить производство и отношения с российскими поставщиками. Артем им казался подходящей кандидатурой: ему удалось сделать то же самое на заводе «Авенто Мосторс» в Нижнем Новгороде. Благодаря Артему канадцы снизили цены, получили доступ к государственным программам покупки авто, подняли продажи и укрепили положение на российском рынке.

Последние полгода россияне покупали автомобили все неохотнее. Продажи «Авенто Моторс», как и других автоконцернов, заметно снизились. Новицкий, однако, не был ориентирован на кризисное управление: стратегией занималось европейское руководство и головной офис в Торонто. Шмидт нашел, как ему казалось, отличную замену Новицкому — Рогожина, кандидатуру которого одобрил совет директоров.

— Павел сравнительно молод, но это ему только в плюс: настали турбулентные времена, и нам нужен человек, который бы чувствовал себя уверенно в новой ситуации, — улыбнулся Шмидт.

К своим 42 годам Рогожин уже успел выстроить систему ­торговли крупного автодилера и вывести его в число лидеров российского рынка. Он запустил сборку автомобилей небольшого итальянского концерна и быстро наладил рынок сбыта, обогнав конкурентов. Когда его позвали в «Авенто Моторс», он сначала отказался. «У вас другой масштаб, компания транснациональная, со своими жесткими ограничениями», — объяснял он. Но в итоге его уговорили, по­обещав крупное вознаграждение и фактически карт-бланш.

— Павел возьмет на себя управление компанией в кризис, — пояснил Шмидт. — У него отличный опыт, образование, множество идей, и он, что важно, прекрасно знает российскую действительность и покупателей.

Изменения

Новый гендиректор предложил отказаться от идеи резкого снижения расходов, как это делали конкуренты. После двухдневного совещания у Шмидта он вернулся в Москву с утвержденным планом действий.

— Наша задача — не сокращение, а перераспределение затрат, — объяснял Рогожин руководителям «Авенто Моторс». — У нас высокая степень локализации по сравнению с конкурентами, поэтому мы можем воспользоваться ситуацией и закрепиться на рынке, пока другие его теряют.

— Что конкретно вы предлагаете? — спрашивали его.

— Нужно удешевить рекламу, сделать выбор в пользу целенаправленных каналов продвижения, не бить по площадям и тщательно отслеживать ее эффективность. Время, когда мы вбухивали миллионы в телевидение, прошло.

— Сделаем, — отозвался директор отдела маркетинга и рекламы.

— Нужно договориться с банками и автодилерами, подготовить новые программы кредитования — с учетом снижения платежеспособности населения.

— А цены?

— Цены не повышаем — мы потеряем процентов десять, но выиграем на росте объемов продаж. Просчитайте. Подумайте, как снизить цены поставщиков. Они затягивают пояса, мы же можем увеличить закупки и перейти на оплату по факту, а не с отсрочкой.

— Хорошо.

Отто Шмидт по конференц-связи помог объяснить всем стратегию компании на год.

— Конечно, все это ведет к крат­косрочному снижению прибыли, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе — к выигрышным позициям на рынке.

План в корзину

Спустя три месяца гендиректор просматривал отчеты, подготовленные аналитиками «Авенто Моторс». Падение продаж хоть и замедлилось, но продолжалось. Затраты на производство снижались, но в целом картина принципиально не менялась. Через 10 минут у него было запланировано совещание со Шмидтом, но порадовать его было нечем.

— Павел! — На экране компьютера возникло лицо директора по Восточной Европе и СНГ. — Я посмотрел отчеты. Ситуация неудовлетворительная.

— Мы только начали, нужно время, чтобы все изменить. Мы идем в верном направлении: россияне не откажутся от машин, так как с транспортом у нас далеко не как в Европе. Люди хотят и будут их покупать, даже если придется отдавать последнее.

Шмидт внимательно слушал.

— Если бренд останется на рынке в тяжелые времена, лояльность клиентов будет выше. Нельзя давать рынку негативные сигналы.

— Знаешь, Павел, думаю, нам надо перестраховаться. Штаб-

квартира лучше понимает свой язык. Есть идея поручить «Коннорз энд Воткинс», нашему давнему партнеру — крупной консалтинговой компании, провести аудит и выработать стратегию компании на ближайшее время.

Рогожин вздохнул: «Нет пророка в своем Отечестве».

— Дело не в тебе, просто ситуация в России неустойчива, непонятно, сколько продлится кризис, каковы будут последствия.

Когда Рогожин соглашался на эту должность, такой сценарий он не рассматривал. «С другой стороны, пусть эти аналитики поработают — может, действительно, мы не учли чего-то? А выводы я как-нибудь подкорректирую», — подумал он.

Спустя месяц консультанты вынесли вердикт: приостановить производство, уволить часть сотрудников на заводе и в офисе. «Российскую экономику в ближайшие три года ждут тяжелые времена, спрос будет перераспределяться в сторону подержанных или дешевых автомашин, поэтому следует заморозить все планы по развитию бизнеса», — говорилось в их рекомендациях.

Рогожин читал отчет в своем кабинете и хмурился: «Они пишут шаблонами, как под копирку! Совершенно не учитывают особенностей российского рынка! И где тут долгосрочный взгляд?».

Главный вопрос заключался в том, что предпримет европейское руководство. «Надо убедить его не ориентироваться только на этот отчет. Если сейчас сократить присутствие на рынке, потом придется инвестировать в пять раз больше», — подумал Павел.

Разговор со Шмидтом, однако, не складывался.

— Отто, эти люди не учли наших реалий, — объяснял Рогожин по телефону. — Посмотри, как растут корейцы. В стране кризис, а их продажи — как на дрожжах.

— Понимаешь, Павел, мы любим полагаться на проверенные методы. Наши консультанты работают в тридцати странах. У них опыт. Посмотри: то же самое происходило в Аргентине, Бразилии. Зачем изобретать велосипед?

— Их рекомендации основаны на оторванном от России опыте. Мы падаем резче, но зато и восстанавливаемся за год. Через два-три квартала у нас будет совершенно другая картина.

— Возможно, но есть проверенные решения. Как ты думаешь, почему с вашего рынка уходят европейцы? Слишком большие риски. И в данном случае консервативная стратегия оправдана. Посмотри сам: если ситуация сохранится еще два-три года, то потери будут катастрофические.

«Ну так и возьмите на вооружение консервативную стратегию, зачем же резать бизнес? В чем тут логика, убей, не пойму, — задумался Павел. — Шаблоны, одни шаблоны и страхи. Желание снять с себя ответственность».

— Когда я согласился ­прийти сюда, мне обещали свободу действий, — напомнил он. — Это не значит, что я не согласен с доводами консультантов, но вижу ситуацию иначе. Надо мою стратегию доработать, но менять совсем не стоит — себе дороже будет.

— Во многом вы совпадаете, разница в оценках стратегических рисков, — возразил Шмидт. — Думаю, нужно принять на основу стратегию «Коннорз». С ответом не торопись: подумай, взвесь все.

Положив трубку, Рогожин со злостью посмотрел на телефон. Успокоившись, он задумался: «Ну и в чем тут моя роль? Уволиться, конечно, можно. Но я только начал — на заводе, в офисе перемены в самом разгаре. Реклама, поставщики — переговоры не закончены. Сейчас уйти — это всех подставить».

Кроме того, он думал, что это плохо скажется на его репутации: «Я пришел на большие деньги, чтобы вытащить компанию из сложной ситуации, и теперь, получается, сдаюсь? В общем, пока возможности настоять на своем не исчерпаны, надо действовать!».

Первым делом Рогожин попытался связаться с советом директоров «Авенто Моторс» в Канаде. Рассказав о своем видении ситуации, он в электронном письме попросил о встрече с председателем. В вежливом ответе, который он получил от личного помощника председателя, говорилось, что тот в деловой поездке, однако все вопросы можно обсудить с Отто Шмидтом. Рогожин отправил отчет еще нескольким членам совета директоров: некоторые не ответили, а некоторые написали, что российским рынком занимается европейский офис концерна. «Вот же бюрократы, похуже наших», — сокрушенно подумал Рогожин.

Взвесив все за и против, он согласился на план консультантов. «Мне эту стратегию навязывают, но здравое зерно в ней есть, — уговаривал он себя. — В конце концов, не исключено, что они правы. Я же не могу всего знать».

Провал

Следующие три месяца Рогожин почти не спал. Москва, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Казань — города мелькали как в калейдоскопе. Он ездил к поставщикам, автодилерам, инспектировал завод, контролировал сокращение расходов и увольнение людей. «Пусть я с планом не согласен, но по крайней мере я не могу упрекнуть себя в том, что не отдал все силы его реализации», — говорил он себе.

Однако результаты были неутешительные. Распродажа старых машин, которую рекомендовали консультанты, привела к тому, что продажи новых упали еще больше. В СМИ просочились слухи, что завод вот-вот закроется, а обслуживание в дилерских центрах прекратится. «Павел, — убеждали его коллеги, — это не твоя вина: посмотри, какая ситуация на рынке, почти все в полном пролете». Но Рогожина это не успокаивало: очевидно, что стратегия консультантов содержала решения, малоприменимые к российскому рынку. Но он ведь с ней согласился! «Что аргентинцу хорошо, то русскому смерть», — невесело пошутил он.

На следующем совещании Отто был расстроен — но, как показалось Рогожину, неискренне.

— Павел, мне правда очень жаль, но «Авенто Моторс» тонет. Мы старались много тебе помогать, но кризис оказался сильнее.

— Подожди, ты считаешь, что происходящее — целиком на моей ответственности?

— У руля компании стоял ты. Решение по тебе еще не принято, но совет директоров думает тебя заменить.

Павел ждал этого, но все же побледнел. «Они что, — удивился он, — не читали моих писем и отчетов? Я же предупреждал, что рекомендации могут оказаться неверными». Он снова попытался связаться с советом директоров и даже с владельцем концерна, но в ответ приходили лишь отписки. Он не знал, что председатель совета директоров связался со Шмидтом, едва получив письмо от Рогожина. И что Шмидт успокоил шефа, сказав, что новый директор просто молод и сеет панику: «Ему не понравилось, что его план оказался слабее, но теперь все в порядке, он согласился с новыми предложениями».

Когда убытки компании существенно выросли, а ее проблемы стали муссироваться в СМИ, Шмидт сам связался с Канадой:

— Новый гендиректор оказался несостоятельным. Он принял стратегию, но не смог ее реализовать. Конечно, на то были и объективные причины, но Рогожин не сориентировался и допустил ряд серьезных промахов.

Дальнейшее было формальностью. Совет директоров «Авенто Моторс» принял решение уволить Рогожина. В официальном сообщении о причинах говорилось размыто, но неофициально Шмидт пояснял, что дело в чрезмерных убытках российского производителя. Остальное доделали фантазии журналистов и слухи на рынке. Сам бывший гендиректор свое увольнение не комментировал, надеясь не усугублять конфликт и спасти репутацию.

Если раньше ему регулярно поступали предложения о новой работе, то после увольнения звонки и письма прекратились. С ним были вежливы, но больше никуда не приглашали. Рогожин понимал, что после такого скандала ему будет непросто, но ведь до «Авенто Моторс» у него был отличный послужной список.

— Слушай, в чем дело? Я что, прокаженный? — обратился он к знакомому хедхантеру, занимавшемуся подбором топ-менеджеров для компаний.

— Паша, понимаешь, тебе нужно переждать: сейчас все ассоциируют тебя с провалом. Взялся спасти от кризиса, а в итоге — у прибыльной компании чистый убыток за полугодие.

— Но это же не только моя ответственность! У них бюрократия, а европейский директор вообще только о себе печется. Если бы не я, все было бы еще хуже.

— Кого это сейчас волнует? И кому это сейчас докажешь? «Да уж, — подумал Рогожин. — Хотел сделать как лучше, не бросать компанию в трудное время. А что в итоге?». Он вздохнул: очевидно, нужно было себя вести по-другому, но как? «Не соглашаться на новые условия? Или до последнего искать возможность переговорить с руководством? А главное, что делать теперь: не рассказывать же всем, что произошло, да и кто будет слушать?».

В чем ошибся Рогожин и как ему поступить?

Ситуацию комментируют эксперты.

Комментарии экспертов

Антон Стороженко,

партнер Spencer Stuart

Чувствуется, что Павлу не хватает опыта работы в крупных корпорациях, а именно умения и навыков выстраивать отношения и доносить свои мысли. Похоже, в компаниях, где он работал, результат зависел от него самого, а не от координации действий с командой. Он не пытается прогнозировать развитие событий и работать на упреждение. Ему не ­достает здравомыслия: он поверил обещаниям, хотя ситуация на рынке на это не настраивала.

При вхождении в компанию, особенно в период кризиса, важно иметь разнообразные контакты. Кажется, что Павлу не хватило своего лобби. Все выглядит так, будто у него был единственный канал коммуникации — через Отто, но я в это не верю. Крупные корпорации — матричные организации, в них существуют формальные и неформальные линии коммуникаций. Даже на этапе найма Павел мог попросить о широком наборе интервью в компании, в том числе за пределами своего региона. Было бы также правильно обсудить с правлением непростую ситуацию на рынке, свои взгляды на ее решение и обязательства компании по карт-бланшу. Это помогло бы Павлу в дальнейшем донести свою позицию до руководства. Чем выше уровень, на котором интервьюируют кандидата, тем выше степень доверия обещаниям, которые дает корпорация.

Складывается впечатление, что Павел относится к работе консультантов и трактует ее исходя из расхожих представлений. Ему стоило бы заранее повлиять на ее результат, а не пытаться бороться с рекомендациями пост­фактум. Консультанты тоже пострадали: неудача плохо сказалась и на их профессиональной репутации. Я не поверю, что они не были готовы услышать соображения Павла и взаимодействовать с ним. Он не стал участвовать в презентации работы консультантов — а ведь тогда он мог заявить об альтернативной точке зрения.

В целом, Павлу не хватает зрелости. Если вы во что-то верите, придерживаетесь каких-то принципов, их нельзя предавать. И если Павел был в корне не согласен с принимаемыми решениями, лучше всего было подать в отставку. Другой вопрос, как определить, что пора уходить. В этом — особый талант. Моя практика подсказывает, что на маленькие компромиссы, ведущие к большой катастрофе, соглашаются люди, которые плывут по течению. Они не видят промежуточных станций, результатов, для них жизнь — процесс. Павел мог бы определить возможные сценарии, в которых он не готов чем-то поступиться, обсудить их с Отто и узнать его реакцию. Но Павел выбрал вариант, когда не он управляет компанией, а кто-то другой. Это соглашательство и опасная позиция человека, который сложился как личность в сытые годы, когда прощалось большое количество ошибок.

Что предпринять? Во-первых, не комплексовать и учиться делать выводы. Нужно взглянуть на события через призму приобретенного опыта: какие уроки извлек, что бы сейчас сделал по-другому. Умение рефлексировать — одно из важнейших качеств, оно говорит о личностной зрелости, и все компании его ценят. Во-вторых, нужно отойти от поиска работы через агентства — сегодня это не основная стратегия; хедхантеры — специи к блюду, а не его замена. Павел может сочетать разный тип занятости: лекции, консалтинг, проектную работу, частный бизнес. Главное — активно взаимодействовать с рынком. Важно создать план действий и последовательно его выполнять. Это ключ к успеху.

Борис Щербаков,

гендиректор Dell СНГ

Прежде всего, я бы посоветовал Рогожину прислушаться к своему внутреннему голосу, который говорил ему: «Не лезь, не твое это... Калибр другой, там правила, о которых ты даже не догадываешься, нет у тебя опыта борьбы с корпорацией, а именно это тебе предлагают». Не стоило питать иллюзий насчет «свободы действий» — ее в крупных компаниях, да и в фирмах поменьше просто не существует. Это фигура речи. Стратегии разрабатывают и утверждают коллегиально, для этого ­привлекают специалистов из разных функциональных подразделений, нескольких уровней менеджмента; никакой самостоятельности в принятии решений нет и быть не может.

Наверное, у Павла возникло обманчивое ощущение успеха после совещания у Отто, когда был принят его первый план действий. Видимо, шок от кризиса в компании еще не прошел и руководство поверило энергии молодости и напора. Краткосрочные цели, доля рынка, прибыльность сегодня — чаще важнее целей долгосрочных, несмотря на декларации обратного свойства. И это Павел тоже не учел, не знал. Но очень скоро корпорация вернулась на свои рельсы: Шмидт сделал ставку на консультантов-аналитиков-­аудиторов-советчиков, переложив на них всю ответственность.

У Павла не было опыта общения с консультантами, очевидно, он даже не пытался установить деловой контакт с ними, чтобы выяснить траекторию их мыслей и, возможно, раньше подстроиться под неумолимый бульдозер аналитики. Информирован — значит вооружен. Но дальше сплошные ошибки: и «заход» через голову Отто в штаб-квартиру, и истерика с командировками, погружение в чисто операционную деятельность, и отсутствие внятной работы внутри коллектива, как явствует из критических замечаний «пост-мортем».

Многое, наверное, осталось за скобками текста, но одно очевидно: Павел не понял, а впрочем, не знал, наверное, что в корпорации важно сначала стать «своим» и уж потом получать полномочия по мере роста, встраивания в иерархию. Важнее для него было с самых первых шагов больше времени уделять ­«продаже» российской специфики наверх — и Отто, и в штаб-квартиру в Торонто, куда обязательно нужно было отправиться, и не раз, чтобы потом иметь возможность просто разговаривать с новыми знакомыми, которые в минуту тяжелую для него оказались недоступны. Они не знали его, для них он — чужой, случайный человек, а Отто — свой: ну ошибся парень, «поверил» молодому менеджеру, но свой ведь. Павел не завоевывал авторитета у «стейкхолдеров», он занимался, как ему казалось, единственно важной конкретной коммерческой, производственной, операционной работой, но совершенно упустил «политику».

На самом деле все наверху понимали, что «волшебной палочки» тут нет и быть не может, и вряд ли Отто или Канада надеялись на чудо. Но очень скоро они поняли, что модель поведения Рогожина, эдакая претензия на самостийность, упор на оперативное руководство в ущерб выстраиванию отношений внутри корпорации, отсутствие демонстрации лояльности, да и просто неэтичное поведение (рассылка откровений через голову начальника) неприемлема, а стало быть, его смещение — вопрос времени.

Вот это его основной «неуспех», а вовсе не падение объема продаж на падающем камнем рынке. Его мнимый коммерческий «неуспех» на рынке — дело временное, через полгода с развитием рынка, дай бог, он станет вновь востребован. Но я бы ему посоветовал либо серьезно учесть уроки корпоративного устройства, либо не искушать дальше судьбу и вернуться в свой «размер», в дистрибуцию или в компанию поменьше, где все ему будет понятно и никто не будет от него требовать играть в «политику».