Стратегия как отражение личности владельца. Как обезопасить бизнес от самого себя и когда это нужно делать? | Большие Идеи

・ Стратегия

Стратегия как отражение личности владельца. Как обезопасить бизнес от самого себя и когда это
нужно делать?

В условиях глобальных изменений и новых рисков бизнесу жизненно необходимо синхронизировать личные стратегии ключевых лидеров со стратегией, которая нужна бизнесу. Как это сделать, рассказывает старший партнер «Экопси» Михаил Балакшин

Автор: Михаил Балакшин

Стратегия как отражение личности владельца. Как обезопасить бизнес от самого себя и когда это нужно делать?
Фото: Edifice Consultants

читайте также

Что делать, если руководство дает вам противоречивые указания

Лен Шлезингер,  Чарли Кифир

Чья очередь играть соло?

Елена Евграфова

Вы хотите выжить или добиться успеха?

Ванесса Ахтар,  Гаурав Гупта,  Джон Коттер

Как научиться доверять искусственному интеллекту

Мария Григорьева

Бизнес делают люди, и от того, как владелец воспринимает окружающие изменения, как расставляет приоритеты, во многом зависит и развитие компании. Если личная стратегия владельца бизнеса совпадает с объективным состоянием рынка, компания будет развиваться. Но что делать, если личная стратегия и объективно необходимая для бизнеса стратегия расходятся? Это особенно часто происходит в турбулентное время, в эпоху перемен и глобальных трансформаций. Отсутствие этой согласованности может иметь опасные последствия вплоть до потери бизнеса, ведь любая организация — хрупкий живой организм, работу которого можно сравнительно легко нарушить.

В 2024 году мы провели исследование «Социология глобальных предчувствий» и пришли к выводу, что в SHIVA-мире уменьшается возможность рационально подходить к развитию бизнеса (прежде всего, аналитически) и предельно возрастает роль личностного и ценностного факторов.

SHIVA-мир — это концепция современного мира, которую предложил партнер «Экопси» Марк Розин. Аббревиатура SHIVA появилась в результате сочетания первых букв прилагательных S plit (расщепленный), H orrible (ужасный), I nconceivable (невообразимый), V icious (беспощадный) и A rising (возрождающийся). Название концепции отсылает к индуизму, где SHIVA / Шива — бог разрушения, который освобождает пространство для нового творения.

Итак, как же поступать, если в эпоху кардинальной трансформации и экзистенциальных рисков личная стратегия владельца бизнеса не совпадает с требованиями рынка, и какие сценарии действий существуют для СЕО?

S-матрица

Для того чтобы проанализировать, совместимы ли личная и бизнес-стратегия, или, наоборот, противоречат друг другу, необходима система координат и типология. Мы совместно с управляющим партнером «Экопси» Марком Розиным разработали «S-матрицу», которая позволяет сравнивать личную стратегию владельца и объективно необходимую бизнес-стратегию и оценивать их расхождение или совпадение. Мы выделяем пять основных личных стратегий и бизнес-стратегий. Разберем основные типы стратегий и их характеристики.

Для того чтобы проиллюстрировать, насколько явным может быть диссонанс между личной и бизнес-стратегий, начну с примеров из своей реальной консультативной практики.

Пример 1: «Рынок обязательно рухнет»

В марте 2022 года, когда курс доллара впервые в истории пробил отметку 100 рублей, мой клиент, владелец целлюлозно-бумажного производства, в беседе со мной заявил, что «к осени полки будут пустыми, людям просто не на что будет покупать». Его бизнес сильно зависел от спроса на упаковочную бумагу, и его мысли и чувства были полностью захвачены ожиданием резкого падения спроса на товары массового потребления.

Настрой владельца передавался команде, в которой в первое время еще были оптимисты. Хотя он старался транслировать на совещаниях позитив, все понимали — руководитель в мрачных настроениях и ожидает скорого краха. Инвестиционные проекты были заморожены, фокус внимания был смещен к обсуждению остатков на счетах.

Однако время показало, что его прогноз не сбылся. Покупатели в магазинах остались, а западные производители упаковки ушли с рынка. Из-за этого спрос на продукцию его компании вырос в разы, но собственник считал это временным явлением и продолжал придерживаться консервативной стратегии. В результате компания не смогла воспользоваться возросшим спросом — и ее выручка снизилась. В это время конкуренты запустили новые линии, купили активы уходящих западных компаний и показали значительный рост всех показателей.

В приведенном примере мы увидели у владельца компании личную стратегию — «Защиту», которая вошла в противоречие с необходимостью проактивного и даже авантюрного развития бизнеса, то есть адекватной стратегией стал бы «Авантюризм». Личные установки владельца производства сильно расходились с тем, что на самом деле происходило на рынке и в бизнесе. В марте 2022-го, когда рынок давал много возможностей, необходимо было действовать быстро, покупать предприятия уходящих компаний, развивать новые регионы, строить свой бренд. Владельцу же бизнеса было комфортнее сфокусироваться на текущих рисках и защите своих позиций.

Пример 2: «Бурную энергию — в нужное русло»

Акционер крупной транспортной компании — человек активный, лично вовлечен в работу с ключевыми клиентами, инициирует проекты по внедрению различных цифровых решений, постоянно изучает возможности роста и оптимизации. Он обладает предпринимательским взглядом, всегда видит возможности и никогда не останавливается на достигнутом. Того же он ждет и от своей команды — хочет, чтобы она подхватывала и реализовывала его замыслы, а еще лучше — сама предлагала новые идеи.

В реальности же транспортная компания работает на достаточно изолированном региональном рынке, имеет долю рынка более 50%, пул лояльных клиентов, стабильную и предсказуемую прибыль. Этот высокомаржинальный рынок не приемлет резких изменений, так как для клиентов переход с одного поставщика транспортных услуг на другой довольно сложный и длительный процесс. Активные попытки еще больше увеличить долю рынка могут нарушить статус-кво и привести к агрессивной конкурентной борьбе, которая легко обрушит маржинальность. Попытка расширять клиентскую базу — неправильный и даже опасный шаг для этого рынка. Аккуратные шаги для привлечения новых клиентов, конечно же, возможны, но кардинальные перемены влекут больше опасности, чем пользы.

И это объективное положение дел находится в резком противоречии с характером акционера, который жаждет стремительного роста и ждет шагов в этом направлении от своей команды. В ответ он получает сопротивление, мягкое «отползание» от предложенных инициатив, своего рода саботаж. И это в определенном смысле спасает бизнес от того, чтобы развязать войну за передел рынка и в разы обрушить цены и маржу.

В этом примере наиболее правильной стратегией является «Стабильность»: сохранение бизнеса в текущей конфигурации и использование получаемого денежного потока для инвестиций в новые направления, которые не будут затрагивать основной бизнес. Энергию акционера и личную стратегию «Авантюризм» было бы правильно направить в новые стартапы, чтобы было пространство, где можно реализовывать свой «пиратский» характер.


Мы рассмотрели два примера. В первом — мы увидели личную стратегию акционера — Защита (целлюлозно-бумажное производство), а во втором — Авантюризм (транспортная компания). Согласно нашему исследованию «Социология глобальных предчувствий», это не самые распространенные стратегии, они свойственны лишь 10 и 16% менеджеров соответственно. Чаще можно встретить стратегии «Смыслы» (18%), «Адаптация» (32%) и «Стабильность» (24%).

Пример 3: «Распространяем влияние России в мире»

FMCG-компания пережила смену западного владельца на российского. Новые лидеры, вдохновленные идеями распространения влияния России в мире, разделяют яркую миссию — приобщение стран MENA и Восточной Азии к российским продуктам. Но это увлечение оказалось деструктивным — занимаясь миссионерством, они упустили активно растущую конкуренцию на российском рынке, что привело к потере доли рынка в России.

В этом примере правильно было защищать бизнес, создавать резервы и обороняться от конкурентов. Великие идеи и тем более трансляция этих идей на сложные и неизученные рынки MENA и Восточной Азии отвлекли слишком много внимания, энергии и времени и поставили под угрозу текущий успех.

Пример 4: «Чувствуй потребности рынка и иди за ними»

Владелец — назовем его Петр — управлял несколькими разнородными бизнесами: медиа, цифровые продукты, добыча полезных ископаемых и несколько других. Он всегда остро чувствовал потребности рынка и шел за ними. Его личная стратегия — «Адаптация». И поэтому первым вопросом, которым он задавался в период изменений, было: а как будет меняться спрос? Вторым — какие активы можно купить с дисконтом? Третьим — в каких отраслях будут субсидии? И его бизнесы очень удачно прошли турбулентный 2022 год — Петр не затеял рискованных авантюрных проектов, но хорошо воспользовался ситуацией, занялся импортозамещением, получил льготы от государства и в целом на 25% увеличил свою прибыль.

В данном примере выбранная бизнес-стратегия «Адаптация» совпала с личной стратегией владельца. «Адаптация» — наиболее распространенная личная стратегия в условиях глобальных изменений и, пожалуй, одна из наиболее эффективных с точки зрения бизнеса. В целом, можно сказать, что если ты не знаешь, что делать, — адаптируйся. Если собственник транслирует личную стратегию адаптации на свой бизнес, это почти всегда будет на пользу бизнесу. Исключения могут составлять только ситуации, когда успех бизнеса требует смелых и даже рискованных инициатив, без которых расти невозможно. И тем не менее, «Адаптация» как личная стратегия за счет своей гибкости может сочетаться с любой другой бизнес-стратегией: «Защитой», «Авантюризмом», «Стабильностью» и даже «Смыслами».

Пример 5: «Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу»

Генеральный директор управлял компанией из сферы b2b, которая работала с западными клиентами и успешно развивалась за счет услуг по лицензированию и сертификации зарубежных компаний. Основу компании составлял большой штат дорогих англоязычных специалистов, отлично знающих западные стандарты в своей области. В 2022 году генеральный директор столкнулся с серьезными сложностями: клиенты ушли с рынка, бизнес еще теплится, обслуживая те западные компании, которые еще пока сохранили свои юридические лица в РФ, но стратегически бизнес не имеет перспектив. Что делает ГД? Ждет, когда иностранные компании вернутся в Россию. Он отказывается формировать новое видение, даже когда на этом настаивает акционер, пытается никого не сокращать, не переезжает в новый офис, не пробует выйти на российских клиентов. ГД пребывает в иллюзии, что происходящее — временное и недолгое недоразумение, которое надо просто переждать. Очевидно, что это тупиковая стратегия — без «Адаптации» либо даже «Авантюризма» компания обречена на умирание.

Акционеры и первые лица — прежде всего, люди, и как люди они обладают определенными личностными чертами, предопределяющими их личную стратегию. Многие годы их стратегия могла работать, но вот внешняя среда изменилась, а лидеры бизнеса далеко не всегда способны поменять привычные для них паттерны поведения. Топ-команда и вся компания оказываются заложниками личных особенностей лидера — необходимой смены курса не происходит. Компания медленно идет ко дну — какое-то время она продолжает существовать и даже подает сигналы SOS, но если их никто не слышит, бизнес теряет свои позиции. Многие такие кейсы у нас на слуху: GE, Nokia, Compaq, Polaroid. Как говорил Кеничи Омае в книге «Мышление стратега», «крах крупных компаний — не редкость, но я не знаю ни одного случая, когда компания не могла резко изменить направление, пока не стало слишком поздно».

Чек-лист для синхронизации личной и бизнес-стратегий:

Шаг 1. Осознать свою личную стратегию и стратегию ключевых членов команды.

Такая рефлексия — дело непростое. В определенной степени здесь может помочь приведенная выше типология из S-матрицы. Очень полезна и внешняя экспертная поддержка — например, проведение психологически ориентированного ассесмента.

Результаты такого анализа можно расположить на матрице:

● где акционер?

● где генеральный директор?

● где ключевые члены топ-команды?

Шаг 2. Выявить стратегии, которые могут сохранить и развить бизнес

Как правило, возможно несколько сценариев, адекватных для бизнеса в текущей рыночной ситуации, которые укладываются в какие-то из направлений матрицы. Бизнес-анализ покажет, что один или два сценария потенциально перспективны, остальные же — хуже подходят или совсем проигрышные.

Шаг 3. Оценить разрыв между личными и бизнес-стратегиями и принять решение о подходе к их синхронизации

Анализ стратегического пазла позволяет осознать критические разрывы между основными акторами: лидерами бизнеса и самим бизнесом.

Идеальная картина: все нацелены на единые приоритеты — акционер, генеральный директор и текущая бизнес-стратегия компании расположены в одной зоне матрицы. Но в период кардинальных изменений часто оказывается, что личные стратегии ключевых людей и оптимальные для бизнеса стратегии расходятся между собой. В этом случае у акционера есть несколько возможностей:

Скорректировать стратегию «под людей»: есть заведомо успешные варианты (их несколько) и заведомо проигрышные (тоже несколько). Согласуясь с самим собой и с мнением топ-команды, акционер выбирает ту стратегию, которая примиряет все действующие лица и при этом приемлема для бизнеса.

  1. Сменить генерального директора и/или топ-команду на тех, кто своими личными установками, личными стратегиями соответствует необходимой бизнес-стратегии.

  2. Изменить свою личную стратегию — это непросто, но в некоторых случаях возможно.

    3. Создать специальные структуры, дополнительные к классическому набору: менеджменту и совету директоров, которые позволят реализовать необходимую бизнес-стратегию. Например, типичным решением для стимулирования стратегии «Авантюризм» является создание отдельного инвестиционного офиса для поиска целей M&A. В этом случае инвестиционный офис помогает быстро выявлять перспективные компании или проекты. Чтобы увидеть больше возможностей для стратегии «Адаптация», акционеры создают advisory board. Этот инструмент помогает компании эффективно справляться с изменениями внешней среды. Для стратегии «Защита» акционеры развивают аудиторские структуры или привлекают корпоративных консультантов. Эти инструменты помогут оценить риски и найти потенциал для оптимизации критичных показателей и процессов.