Как год удаленной работы повлиял на отношения с коллегами | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как год удаленной работы повлиял на отношения
с коллегами

Четыре совета, которые помогут наладить неформальное общение в режиме дистанционной работы

Авторы: Нэнси Бэйм , Джонатан Ларсон , Ронни Мартин

Как год удаленной работы повлиял на отношения с коллегами
Alan Powdrill / Getty Images

читайте также

Полюбить ИИ

Брэд Пауэр

Что привлекает шопоголика

Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность

Хенрик Бресман,  Эми Эдмондсон

Признаки того, что вы слишком упрямы

Мюриэл Уилкинс

Может быть, вы еще помните, каково это — столкнуться с коллегой в офисном коридоре и поболтать о планах на выходные или о большом проекте? Помните, как случайно оказывались в нужное время в нужном месте и отвечали коллеге на вопрос или представляли его кому-нибудь? Многие даже не осознавали, насколько все это было важно, пока не перешли на работу из дома.

Неформальное общение — это основа так называемого социального капитала, преимуществ, которые мы можем извлечь из наших знакомств. Вы пользуетесь социальным капиталом каждый раз, когда заходите в тупик и кто-нибудь предлагает вам помощь (хотя не обязан этого делать), или когда вам нужен экспертный совет и вас консультирует знакомый, которого вы встречали лишь однажды. Кроме того, вы помогаете другим строить социальный капитал, когда делаете то, что не обязаны делать, и делитесь своими знаниями, опытом или добротой. Вы можете обратиться к другим людям или предложить свою помощь, потому что заработали себе известность и репутацию — через эти незапланированные социальные взаимодействия, из которых раньше и состояли наши рабочие дни.

Кроме того, социальный капитал вообще важен для продуктивной работы и сотрудников, и организации. Благодаря ему происходит обмен знаниями и информацией, возникают новые идеи, снижаются показатели прогулов и оттока кадров и улучшаются результаты организации. Однако переход на удаленную работу изменил ситуацию с социальным капиталом в компаниях — и, возможно, не в лучшую сторону. Сотрудники жалуются, что совещаний становится все больше, но чувствуют они себя при этом все более изолированными от коллектива.

Несколько команд в Microsoft (в том числе мы) провели более 50 исследований, чтобы понять, что изменилось в работе с начала 2020 года. Одно из этих исследований — ежегодный Индекс рабочих тенденций Microsoft. Он включает анализ нескольких триллионов маркеров продуктивности (таких как электронные письма, совещания, сообщения и посты) в пользовательской базе Microsoft и LinkedIn. Кроме того, в него входит опрос более чем 30 тыс. сотрудников из 31 страны мира.

Одно из самых больших и неприятных изменений, которое выявили эти исследования, заключается в том, что год полностью удаленной работы сильно ударил по связям между коллегами — главной основе социального капитала. Многие сообщают, что чувствуют себя отрезанными от коллектива. Изучив анонимизированные данные по миллиардам писем в Outlook и встреч в Microsoft Teams, мы увидели четкую тенденцию: из-за перехода на удаленную работу у людей сужается круг общения.

В начале пандемии объем взаимодействий в ближайшем окружении увеличился, а контактов за его пределами стало меньше. Когда был объявлен локдаун, люди общались в основном с теми, кого привыкли видеть регулярно, а более слабые связи отошли на второй план. Попросту говоря, разобщенность между подразделениями стала сильнее, чем до пандемии. И хотя люди по-прежнему много общаются с ближайшим кругом, теперь, через год, мы видим, что даже эти тесные контакты начинают ослабевать.

Чаты Microsoft Teams показывают схожую тенденцию. С апреля 2020 по февраль 2021 года число людей, пользовавшихся в Teams каналами (в которых должна общаться вся команда), снизилось на 5%. И напротив, число пользователей маленьких групповых чатов и личных сообщений повысилось на 87%.

Тесные рабочие отношения важны по многим причинам, и Индекс рабочих тенденций указывает на несколько из этих причин. По данным опроса, крепкие отношения на рабочем месте влияют на два фактора, от которых напрямую зависит прибыль: продуктивность и инновации. Сотрудники, которые говорят, что чувствуют себя продуктивными, в среднем чаще называют отношения в своем коллективе крепкими. Как правило, они чувствуют себя частью коллектива. И напротив, те, кто говорят, что стали за этот год меньше контактировать с коллегами, реже показывают хорошие результаты в том, что касается стратегического мышления, совместной работы, коллективных мозговых штурмов или выдвижения инновационных идей (то есть необходимых составляющих инноваций).

Исследование также показало, что молодые сотрудники и сотрудники, пришедшие в компанию недавно, могут переживать социальную изоляцию острее. За прошлый год новичкам стало сложнее входить в рабочий ритм, ведь никто не вводит их в курс дела, не учит и не знакомится с ними, как в прошлые годы. По данным опроса, они считают, что контактов с командой и возможностей общаться с руководителями у них меньше, чем у тех, кто работает в компании дольше. Кроме того, согласно опросу, сотрудникам в возрасте 18—25 лет сложнее войти в работу или проникнуться ей, высказываться на совещаниях и предлагать новые идеи, чем представителям более старших поколений.

Методология

Для анализа, описанного в этой статье, было использовано в сумме 122 млрд взаимодействий по электронной почте и 2,3 млрд совещаний в Microsoft Teams и Outlook в разных отраслях и странах с 1 января 2019 по 31 января 2021 года. Перед тем как анализировать данные и включать их в отчет, мы удалили из них всю личную информацию и идентифицирующие признаки, по которым можно было бы узнать компанию. Мы никогда не используем контент наших клиентов — например, информацию из писем, чатов, документов или с заседаний. Опрос в рамках исследования Индекса рабочих тенденций был проведен независимой исследовательской фирмой Edelman Data x Intelligence. В нем приняли участие более 31 тыс. сотрудников, работающих полный рабочий день, и самозанятых из 31 страны в период с 12 января 2021 по 25 января 2021 года.

Но надежда есть. Изучив страны, где люди начали возвращаться к гибридным условиям труда, мы увидели позитивные тенденции. Так, в Новой Зеландии во время локдаунов мы наблюдали резкий рост изоляции (определяемой по уровню общения с дальними знакомыми), а после смягчения локдауна изоляция смягчалась. Такой же тренд мы видели и в других местах — например, в Корее.

Эти данные поддерживают нашу гипотезу: из-за удаленной работы разобщенность между подразделениями становится более выраженной, но ситуация исправится, когда люди вернутся в офис.

Чтобы рабочая среда будущего была инновационной, креативной и привлекательной для сотрудников, чтобы она обеспечивала всем необходимые возможности для самореализации, уже сегодня нужно создавать структуры и правила для поддержки социальных связей. Лучшие организации будущего должны стимулировать поддерживающие контакты между всеми сотрудниками, которые работают из офиса и из дома. Вот что для этого можно сделать.

Будьте проактивны. При удаленной или гибридной работе нельзя рассчитывать, что связи между сотрудниками образуются сами собой как побочный эффект разговоров в коридорах. Помогите сотрудникам смотреть на проблемы с разных сторон: приглашайте на совещания гостей из других команд и извне. Делитесь своими знаниями и предлагайте остальным поступать так же. Регулярно проверяйте, не слишком ли шаблонно мыслит ваша группа — обсуждайте свои идеи с людьми из других отделов. Кроме того, исследования (в том числе то, над которым мы сейчас работаем) показывают, что гибридные и удаленные сотрудники работают лучше, если менеджеры выделяют время для регулярных встреч с ними один на один. Пусть ваши менеджеры станут связующим механизмом, который объединяет коллектив — даже сотрудников из, казалось бы, совсем не связанных друг с другом отделов.

Создайте пространство для развития социального капитала. Индекс рабочих тенденций показывает, что во многих странах люди стали проводить на встречах вдвое больше времени, а количество личных сообщений увеличилось более чем на 40% — и эти цифры продолжают расти. Наращивание социального капитала (как и отношения с друзьями) требует времени и усилий. Если ваши сотрудники перегружены встречами и сильно устают, а вы попросите их расширять свои сети знакомств и делиться идеями, вряд ли они вас послушаются. Лидеры и менеджеры должны искать способы снизить нагрузку и сбалансировать ресурсы, чтобы у сотрудников было больше времени и сил и они смогли сделать рабочие отношения приоритетом.

Поощряйте и вознаграждайте за взаимную поддержку в команде. Когда мы помогаем коллегам — знакомим их с нужными людьми, решаем их вопросы и помогаем справиться со стрессом, — это обычно происходит в разговорах между делом, а не на совещаниях. В результате менеджеры не замечают эту помощь и не признают ее важнейшей частью работы, которой она на самом деле является. Но наше исследование показывает: сотрудники, которые сообщают, что компания поощряет и награждает их за помощь коллегам (бонусами и повышениями), чаще бывают довольны своей работой и компанией. Кроме того, они сообщают о хорошем общении в коллективе, что тоже важно для результатов команды и бизнеса. Например, система вознаграждения в компании может учитывать не только личные достижения, но и то, как сотрудники помогают и оказывают поддержку друг другу.

На совещаниях соблюдайте план, следите, чтобы все высказались, и давайте людям пообщаться. Скорее всего, в будущем совещания будут проводиться в смешанном формате — с участием присутствующих в офисе и с подключением по видеосвязи тех, кто на удаленке. Проводимое сейчас нами исследование основано на дневниках встреч нескольких сотен сотрудников Microsoft и доказывает важность четкого планирования и постановки конкретной задачи. Таким образом, у модераторов и координаторов появится новая цель: следить, чтобы никто не тянул одеяло на себя, помогать тем, кто присутствует на встрече удаленно, следить, чтобы все высказались по сложным вопросам и могли свободно включаться в обсуждения. Но теперь, когда совещаний становится все больше и они становятся все более адресными, из них начинают исключать обмен вежливостями и социальными взаимодействиями. Однако без этих минут общения, шуток и поддержки встречи лишь становятся еще более утомительными. Совещания — главный оплот команд по всему миру, и они должны стремиться тщательно их планировать, давать всем время высказаться и укрепить свои социальные связи.

Таким образом, культура живого общения и взаимной поддержки сказывается на прибыли компании не меньше, чем ежедневный список дел. Компании должны понять: вежливость, болтовня и совместное безделье с коллегами — это часть нашей работы. Нельзя считать спонтанные, неформальные контакты, которые рискуют исчезнуть при гибридной и удаленной работе, непродуктивным раздражителем. Они стимулируют связь между сотрудниками, продуктивность и инновации. Общение — это почва, в которой растут идеи.

Об авторах

Нэнси Бэйм (Nancy Baym) — старший главный научный сотрудник Microsoft, бывший профессор коммуникаций, одна из основательниц направления интернет-исследований. Среди ее книг — «Twitter: A Biography, Personal Connections in the Digital Age и Playing to the Crowd: Musicians, Audiences, and the Intimate Work of Connection».

Джонатан Ларсон (Jonathan Larson) — главный архитектор данных Microsoft. Возглавляет команду разработчиков и специалистов по данным, занимающихся исследованием новых подходов к масштабируемому сетевому машинному обучению. До Microsoft Джонатан был главным научным сотрудником и техническим партнером в компании Sotera Defense Solutions, где работал над задачами Управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA).

Ронни Мартин (Ronnie Martin) — руководитель отдела коммуникаций в сфере работы будущего в Microsoft. Поддерживает контакты с исследователями и экспертами, изучающими такие темы, как социальный интеллект на совещаниях, продуктивность, благосостояние, применение социального капитала и взаимодействие человек-компьютер. Результаты ее работы используются в Индексе рабочих тенденций Microsoft.