Что делать менеджеру, если в организации внедряют эджайл-методы | Большие Идеи
Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать менеджеру, если в организации внедряют эджайл-методы

Джефф Готэлф
Что делать менеджеру, если в организации внедряют эджайл-методы

Традиционно в практике управления проектами использовался линейный подход. Подразумевалось, что у проекта есть понятная граница «окончания», и менеджеров проектов, как правило, учили работать с четкими и заранее определенными сроками, бюджетами и объемами. Однако такой стиль работы все меньше подходит для современной жизни.

В эпоху, когда эджайл-философия становится все популярнее, многие организации стали чаще выбирать не фиксированные, а непрерывные системы организации рабочих процессов. Как только мы навешиваем на систему ярлык «готово», она тут же теряет свою актуальность. Ответьте на вопрос «Google или Netflix когда-нибудь заканчивают?» и вы ощутите неадекватность концепции «завершенного» проекта. А без конечной цели впереди традиционные инструменты управления проектами, такие как диаграммы Ганта, фиксированные бюджеты и строгие дорожные карты, не просто сложно применимы, но по сути становятся пустой тратой времени.

Вместо этого большие и малые компании все чаще обращаются к модели небольших команд, которые работают короткими циклами и непрерывно обучаются. Эти команды нацелены на множество различных результатов, а не на единоразовый выпуск «продукта». Они собирают данные, в режиме реального времени принимают решения в зависимости от приоритетов и выстраивают последующие шаги, а не строго следуют заранее определенному плану. Такой процесс по определению непредсказуем. Он учитывает неопределенность быстро развивающихся технологий и изменение поведения клиентов, в силу чего он органически несовместим с традиционным подходом к управлению, ориентированным на выполнение заранее определенных требований к реализации проекта.

Что с учетом всех перечисленных проблем делать менеджерам проектов? Переходить в менеджеры по продукту? Становиться скрам-мастерами? Что им делать с многолетним опытом и приобретенными знаниями?

Эджайл не означает смерть привычного управления проектами. Однако традиционный подход все же требует некоторого пересмотра. Специалистам в области управления проектами стоит прямо сегодня внести три ключевых изменения, чтобы еще долго оставаться актуальными и эффективными во все более гибком мире.

1. Узнайте, зачем вашей организации нужен эджайл

Даже если ваша компания организовала корпоративную программу обучения эджайл-методам, а вы прочитали книгу, посвященную этой теме, это не гарантирует, что вы знаете, чего именно ваш команда надеется достичь, перейдя на сторону эджайл. Не останавливайтесь на поверхностном уровне и копните глубже, чтобы понять, какие цели преследует ваша организация. Вы стремитесь сократить время вывода новых продуктов на рынок? Снизить зависимость от внешних поставщиков и партнеров? А может быть, эджайл внедряется только потому, что «все так делают»? Если это так, у вас есть возможность определить собственные цели и продемонстрировать, как гибкий подход поможет вашей команде в их достижении.

Важно отметить, что цели организации не всегда очевидны. Если вы не знаете, почему ваша компания решила внедрить эджайл, просто спросите. Предложите руководителям, коллегам и другим заинтересованным сторонам ответить на вопрос: «Что вы хотите улучшить? Что должно измениться?» А затем: «Как нам использовать наши уникальные навыки, чтобы помочь реализации задуманного?»

2. Пересмотрите показатели успешности

Раньше считалось, что руководитель проекта добился успеха, если он выполнил определенный объем работ в установленный срок и в рамках выделенного бюджета. Но в эджайл-мире методы оценки успешности руководителей проектов должны быть пересмотрены. Менеджеры эджайл-проектов должны сосредоточиться на таких показателях, как длительность цикла разработки. Это количество времени, необходимое для того, чтобы один элемент работы прошел все стадии командного процесса исследования и разработки. Длительность цикла — прямое отражение способности команды быстро учиться и адаптироваться. Этот параметр можно применять не только к выпуску продукта или обновления, но и ко времени, которое требуется команде для освоения новых навыков.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Новый подход к контрактам
Дэвид Фридлингер,  Кейт Витасек,  Оливер Харт