Путевые заметки: берлинский душ и принятие перемен | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Путевые заметки: берлинский душ и
принятие перемен

Что нужно для вдохновения Ицхаку Адизесу? В своем блоге мастер управления переменами находит идеи даже в нелепой конструкции гостиничного душа.

Автор: Ицхак Адизес

Путевые заметки: берлинский душ и принятие перемен

читайте также

Трудный путь по кругу: что нужно знать о круговой бизнес-модели

Аталай Атасу,  Люк Ван Вассенхов,  Селин Дюма

Мыслить стратегически, не упуская деталей

Розабет Мосс Кантер

Почему люди выбирают работу в стартапах?

Вельпе М. Изабель,  Мозер Дж. Килиан,  Тумасаджан Андраник

Спин-офф в бизнесе: ответы на самые частые вопросы

Дмитрий Калаев

Чем «успешнее» я становлюсь, тем больше передо мной ярких возможностей, и все более насыщенной и интересной становится моя жизнь. С другой стороны, страдает ее качество: все короче мои остановки в разных городах, и все больше этих городов, в которых ночью мне не удается сомкнуть глаз.

Поездка, о которой я хочу рассказать, как раз из таких. Сперва — три дня в Берлине, где я консультировал одну компанию; затем однодневный визит в Минск, столицу Белоруссии, где меня пригласили выступить перед аудиторией из двухсот бизнесменов; следом Украина, где я три дня консультировал компанию в Одессе. Потом — поездка в Блед, Словения, где мне присвоили звание почетного доктора местного университета: день в пути и день на месте. После этого — снова день в дороге и три дня в Белграде, где я прочел несколько лекций и получил свою пятую мантию почетного доктора. И наконец, день в Дании, который я посвятил медитации.

Ничего себе маршрут, да? Зато мне удалось познакомиться со множеством самых разных людей, которые сообщили мне массу идей и интересных наблюдений. Никогда не узнаешь столько нового, просиживая день за днем в одном и том же офисе. Когда пересекаешь границу, ты получаешь настоящую встряску и заряд творческой энергии. Так что даже бессонной ночью, переключая телеканалы в номере минской гостиницы, я узнавал что-то важное для моего понимания других стран, — Америки, к примеру.

Мне хотелось бы поделиться этим новым знанием с вами. Берлин

У меня уже был опыт консультирования и чтения лекций в Германии. В этой поездке мои прежние впечатления только подтвердились. К примеру, в выступлениях я описывал принципы ведения бизнеса, с которыми сталкивался в разных компаниях, и иллюстрировал их анекдотами. Вот только они совсем не смешили немцев.

Объяснить это можно по-разному. Может, у немцев плоховато с чувством юмора? Нет, точно не то: в перерывах мои слушатели шутили и смеялись совершенно естественно.

Другое объяснение: я — профессор, а в Германии традиционно чтят авторитеты. Может, люди просто не знали, как уместно себя вести в ответ на шутки преподавателя.

Но мне на ум приходит и другое. Дело в том, что я в основном опирался на еврейский юмор, а немцам, вероятно, просто неудобно смеяться над чем-то еврейским: вдруг подумают, что они потешаются над евреями вообще? Нужно учесть, что в Германии немало музеев и мемориалов, посвященных евреям, которых истребили нацисты во время Второй мировой войны. Немцы считают своим долгом сохранить память о фашистских злодеяниях. Человеку, который отрицает Холокост, в Германии по закону грозит тюрьма.

Все это заставило меня задуматься о других странах, которые виновны в преступлениях против человечности. Как правило, народы и государства увековечивают память о том, что произошло с ними, как Израиль — память о Холокосте. Но часто ли они признают собственные тяжелые ошибки? Найдется ли где-нибудь в России мемориал миллионов «раскулаченных» украинцев, погибших по вине большевиков? Есть ли в Турции памятник жертвам резни, которую учинили над армянами в 1915 году? Или в Японии — памятник мирным жителям Китая, которых японская армия уничтожала во время Второй мировой, или в Сербии — убитым боснийцам?

Мы ставим памятники нашей боли. А как же тогда те страдания, которые мы причинили другим?

Об этом я думал, когда сбежал на день в Данию, собраться с мыслями. И вот что я могу сказать. Мы никогда не добьемся мира на Ближнем Востоке (или даже в собственной семье!), пока каждый из нас не научится чувствовать боль другого.

Естественно, что мы фокусируемся на собственных несчастьях и недооцениваем страдания другого человека. Мы помним, как сделали больно нам, и не осознаем, как больно сделали кому-то сами.

Тогда с какой стати в Германии увековечивают память о зверствах, совершенных немцами? Неужели они единственные, кто помнит? И почему? У вас есть этому объяснение? В Германии нашлись и другие вещи, которые меня сильно озадачили. В моем берлинском отеле был страшно неудобный душ. Практически в любой точке мира вы найдете на нем ручку: поворачиваешь ее вправо — вода становится холоднее, влево — теплее. В этом отеле, похоже, сантехник был неграмотен и не осилил инструкцию: ручку поставили вверх тормашками.

Вообще-то я читаю лекции на четырех языках, но мне хотелось ругаться минимум на двенадцати всякий раз, когда меня обдавало кипятком или ледяной водой (понятно, что ручку я постоянно поворачивал «не туда»). Довольно болезненный опыт, скажу я вам.

Какой же я извлек из этого урок? Если вы столкнулись с «новинкой», которая бесцеремонно подрывает все, к чему вы привыкли, проклятья не помогут. Не помогут и упреки в адрес тех идиотов, которые создали вам проблемы. Иначе говоря, никакой «внутренний маркетинг» и «обратная связь» не дадут результата. Вам остается только терпеть, ничего не изменится.

Стоп, вернемся на пару шагов и попробуем понять, что случилось на самом деле. Не тратьте силы на понимание и анализ изменений. Не оценивайте их в категориях «хочу» и «должно быть». Целиком сфокусируйтесь на том, что есть в реальности. Примите правила игры. Вместо того, чтобы расходовать энергию на борьбу с новым, вы можете сосредоточить все внимание на том, как вести себя на незнакомой территории, где, к примеру, горячяя вода стала холодной и наоборот. Только так вы заставите обстоятельства работать на вас.

Здесь кроется ценный урок для бизнеса, поскольку условия победы в нем постоянно меняются. Для молодой компании «больше» значит «лучше»: захватить больше места на рынке, найти больше стратегических партнеров, и так далее. Но приходит время, когда рост компании начинает ломать ее структуру и бизнес-модель. Тут уж «больше» — точно не «лучше», как раз наоборот. Увеличьте нагрузку на конструкцию еще немного — и все разлетится на куски.

Часто так и случается, когда основатели компании начинают бороться с реальностью, понося всех и вся за ошибки и трудности, в которых виноваты сами. А нужно-то другое: осознать, что мир изменился, и что управлять им нужно по-новому.

Итак, примите перемены. Перестаньте тратить силы на отрицание. Как заметил Бенджамин Франклин, «безумие — это когда вы делаете раз за разом одно и то же и ждете новых результатов». Примите новую реальность и целиком сосредоточьтесь на том, как научиться управлять ей по-новому.

Джордж Сорос однажды сказал, что секрет его успеха в том, что он вовремя замечал свои просчеты и вовремя их исправлял. Многие из нас, совершив ошибку, будут отрицать это до тех пор, пока не ошибутся снова. Так мы тратим то время, которое могли бы использовать для исправления своих промахов.

Я подумал: интересно, а не принимал ли Сорос душ в том же отеле, что и я?