Что поможет справиться с депрессией в офисе | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что поможет справиться с депрессией
в офисе

Как консультации по телефону избавили сотрудников от депрессии

Автор: Гретхен Гэветт

Что поможет справиться с депрессией в офисе
Ronald Gijezen / Unsplash

читайте также

Vox populi

Анна Натитник

Время новых воротничков

Максим Спиридонов

3D-революция

Ричард Д’Авени

Пузыри не всегда лопаются

Гетц­манн Уильям

читайте также

Депрессия — это изворотливый зверь, способный проникнуть в любой уголок вашей жизни. В первую очередь она вредит вам как человеку, но из-за нее же случаются и проблемы с работой. Как утверждает Дебора Лернер, директор Медицинского центра Тафта, депрессия всегда упоминается в списке пяти наиболее распространенных причин снижения продуктивности во всех организациях, деятельность которых она изучала.

Как отмечается в ее исследованиях, депрессия, выражающаяся в снижении продуктивности персонала, обходится экономике США примерно в $44 миллиарда в год. Нередко это происходит в ситуациях, когда люди сказываются больными либо депрессия принимает форму так называемого презентеизма, который определяют как «проблему сотрудников, находящихся на работе, но из-за болезни не выполняющих свои обязанности в должной мере». Исследователи выяснили, что депрессия может снизить продуктивность работы коллектива на одну треть и более.

Лернер и ее соавторы хотели проверить, сможет ли достаточно простое вмешательство улучшить жизнь людей, страдающих болезнями на работе, а также измерить их отсутствие на рабочем месте и презентеизм. Исследовав персонал от 45 лет и старше в 23 организациях на предмет наличия депрессии, они отобрали 380 участников и разбили их в случайном порядке на две группы. Одним участникам предоставлялись телефонные консультации, целью которых было выявление влияния депрессии на их повседневную деятельность. После этого им помогали разработать стратегию по борьбе с депрессией. Другие получили то, что Лернер называет обычной поддержкой: «это может быть все что угодно, то, к чему обычно прибегают люди в таких ситуациях». По сути, это было не что иное, как поддержание статус-кво.

Спустя четыре месяца, после восьми сессий со своими консультантами по телефону, участники из первой группы продемонстрировали заметное улучшение симптомов — снижение средних показателей депрессии на 51%. При этом в контрольной группе снижение подобных показателей составило лишь 26%. В дополнение показатели презентеизма и отсутствия на работе участников первой группы значительно уменьшились: время, в течение которого участники были не способны выполнять задания на работе, упало на 44% (в сравнении с 13% во второй группе), при этом они на 53% меньше времени отсутствовали на работе.

Исследователи также измерили соотношение ежегодной пользы и затрат на такую программу поддержки сотрудника: на каждый потраченный $1 приходится $6,19 прибыли за счет повышения продуктивности. Лернер отмечает, что они «следили за участниками эксперимента только четыре месяца и спрогнозировали экономию для компаний на год вперед», но можно смело заявить, что подобная программа была бы крайне эффективной для многих организаций и помогла бы сократить расходы на персонал.

Почему же консультирование по телефону оказалось столь эффективным? Лернер объясняет это тем, что, по крайней мере, в США депрессию лечат, «исходя из биомедицинской модели уменьшения симптомов». Разумеется, такой подход разумен и важен. «Тем не менее лечение само по себе не учитывает проблем, возникающих на работе. Даже если бы компании знали о том негативном воздействии, которое оказывает депрессия на их персонал, они бы попросту не понимали, как вмешаться и что делать с этой проблемой», — продолжает она.

Телефонные же консультации помогают найти способ организовать текущую работу. Среди наиболее частых вопросов от людей, испытывающих депрессию, встречаются такие: «Как я могу выполнять работу, когда я плохо себя чувствую? Как оставаться сконцентрированным во время выполнения сложного задания? Как не терять внимания в течение рабочего дня, когда поручения идут разрозненным потоком и я не чувствую себя способным работать в обычном режиме?»

Чтобы ответить на все эти вопросы, программа помощи включала в себя три основных пункта. Во-первых, необходимо было донести до сотрудника ту связь, которая существует между депрессией и его повседневной деятельностью. «Многие люди не осознают этого. Они считают, что проблемы на работе — это просто проблемы на работе, а все остальное — депрессия», — утверждает Лернер.

Затем в ход шла когнитивно-поведенческая стратегия, позволявшая сотрудникам понять, как «непродуктивные мысли, чувства и поведение, связанные с депрессией, встают на пути у человека». Если вы когда-либо были погружены в депрессию, такой поворот не является для вас сюрпризом. «Человек может сидеть в офисе и думать, что никому до него нет дела и никто не нуждается в его помощи. Поэтому такие люди стремятся отделиться от коллектива, они не получают нужные рекомендации относительно своей деятельности, начинают вести себя агрессивно по отношению к коллегам и попросту теряют поддержку, которая им так нужна в этот трудный момент», — считает Лернер.

В-третьих, консультанты работали над конкретными задачами и решали насущные проблемы обратившегося к ним человека, страдающего депрессией. Такая работа может включать, к примеру, небольшую корректировку привычного ритма жизни человека. Можно посоветовать ему или ей иначе работать с документами или закрывать дверь своего кабинета, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Как правило, консультант предлагал дольше спать, а также поменять интерфейс электронной почты и тем самым исключить раздражающий фактор от бесчисленных новых уведомлений.

В исследовании, о котором идет речь, есть один важный аспект: оно проводилось в сотрудничестве с медиками, а не с компаниями, в которых работали испытуемые. Отчасти причина этого в том, что лечение депрессии принято считать медицинской и поведенческой проблеме, не имеющей отношения к работе. Но и работодатель может воспользоваться выводами, сделанными в ходе этого эксперимента. Небольшие предприятия по-разному подходят к данной проблеме (одни из них проявляют заботу о персонале, а другие игнорируют проблемы). Но крупный бизнес наконец стал понимать, что депрессия дорого обходится акционерам, коллективу и членам семей сотрудников. Теперь они стараются уделять максимальное внимание развитию таких программ поддержки в своих компаниях, чтобы их сотрудники вовремя могли получить квалифицированную помощь.