Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов

Томас Чаморро-Премузик
Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов
Фото: ADAM GAULT/GETTY IMAGES

За последние сто лет достигнут существенный прогресс в улучшении условий труда, и он коснулся не только самых благополучных стран. После экономического кризиса 2008 года уровень безработицы в мире стабильно снижается, а количество новых рабочих мест, создаваемых благодаря технологическим прорывам, превышает потери рынка труда в результате автоматизации. Да, до сих пор существуют предприятия с невыносимым режимом труда, колл-центры без окон и фабрики, где приходится дышать асбестовой пылью. Но все же по большей части работникам сегодня не в пример лучше и проще, чем когда-либо раньше.

В нашем индустриализованном мире многие воспринимают свой опыт занятости с позиций потребителя. Стабильной, хорошо оплачиваемой работы и признания уже недостаточно. Люди хотят содержательных и значимых задач , стремятся найти дело по призванию, их складу. Они хотят гибкости, справедливой компенсации, мотивирующих задач, а больше всего, пожалуй, они хотят чувствовать, что могут свободно проявлять свое истинное «я». Ведущие работодатели понимают, что в борьбе за лучшие кадры они должны соответствовать этим немаловажным установкам.

И все же есть одна повсеместно возникающая нерешенная проблема — выгорание. Только в США из-за стресса, связанного с работой, экономика теряет $300 млрд в год. В такую сумму оцениваются потери из-за прогулов, снижение производительности труда, судебные и медицинские издержки. Неудивительно, что в многочисленных исследованиях раз за разом повторяется вывод, что стресс и выгорание являются главными катализаторами текучки кадров, несчастных случаев и травм, а также злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Проблема существует даже в ведущих и самых востребованных компаниях. И причина, как правило, одна: плохое руководство.

В теории задача руководителей — защищать от стресса своих сотрудников и подчиненных, быть ориентиром надежности и стабильности в трудные моменты. В реальности, однако, руководители чаще выступают источником стресса, нежели защитой и опорой. И проблема встречается чаще, чем хотелось бы. Миллионы сотрудников по всему миру страдают от последствий плохого руководства , и в результате возникает выгорание, отчуждение, психологический и физический дискомфорт. В первую очередь это касается управленцев, допускающих абьюзивное, разрушительное поведение. Однако порой причиной стресса, снижения мотивации и рабочего настроя в коллективе является банальная некомпетентность руководителей. Отсутствие технической квалификации, представлений о том, как давать и получать обратную связь, неспособность оценить потенциал сотрудника или результаты работы подчиненных — вот лишь некоторые общие признаки некомпетентности.

Если перед организацией ставится задача повысить качество опыта сотрудников, начинать следует с повышения качества руководства. Это даст больший эффект в снижении уровня стресса на работе, чем любая другая мера. Здесь важно учитывать четыре важнейших урока.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
«Мы всегда ищем способы, как потратить больше»
Анастасия Иванова / "Ведомости"
Гибкость против коронавируса
Александр Сухаревски,  Арсен Сторожев
Большие  данные: доверять, но проверять
Дубофф Роберт,  Хорст Питер
Перестаньте твердить «Я не креативен»
Джефф Дайер,  Клейтон Кристенсен,  Хел Грегерсен