Посменно не значит когда угодно | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Посменно не значит
когда угодно

Как справиться с неудобным 
сменами

Посменно не значит когда угодно

читайте также

Стратегия крупной сделки

Поснер Роналд,  Шапиро Бенсон

Как мыслить креативно, когда вы испытываете стресс

Элизабет Грейс Сондерс

Избавьтесь от скромности

Джек Нашер

Что нужно миру для перехода на цифровые валюты

Марко Ди Маджо,  Николас Платиас

Для продавцов-почасовиков это стало кошмаром: автоматическая система ставит им абсолютно непредсказуемый график. Совсем недавно газета The New York Times опубликовала разгромную статью о порядках в компании Starbucks, на примере показав, как сотрудники страдают от срочных вызовов на работу. Особой критике она подвергла распространенную не только в Starbucks практику ставить сотрудника на закрытие точки в конце дня и ее открытие спозаранку следующим утром, оставляя ему всего пару часов на отдых. Starbucks прислушалась и пошла на кое-какие перемены, и другим компаниям стоит последовать ее примеру.

Желание работодателей применять системы, оптимизирующие график, вполне объяснимо: программы автоматически отслеживают такие факторы, как наполняемость точек, погоду, паттерны клиентов и прочие, чтобы определить необходимое (однако не избыточное) для работы заведения количество сотрудников. Эта цифра очень важна для бизнеса, считают Этан Бернстайн из Гарвардской бизнес-школы и Сараванан Кесаван и Брэдли Статс из Бизнес-школы Кенана-Фраглера Университета Северной Каролины, однако система не должна портить жизнь людям.

Исследование, проведенное Кесаваном и коллегами в 41 магазине сети женской одежды, показало, что неверное количество торгового персонала в смене приводит к снижению продаж на 9% и падению прибыли на 7%. Но это не единственная проблема. Следует обратить внимание еще на три аспекта.

1. В прогнозе нельзя достичь совершенства. Чтобы точно рассчитать количество сотрудников на короткий промежуток: час, а то и полчаса, нужно спрогнозировать покупательскую активность на этом отрезке времени. «Никакая автоматическая система не способна дать хороший прогноз на столь короткие временные отрезки», — говорят ученые. И это значит, что вы нередко выдергиваете сотрудников из дома без всякой пользы для дела.

2. Нельзя следить за всем. Не стоит собирать больше данных в надежде получить более точный прогноз. От вариативности вы не избавитесь, а сотрудникам вряд ли понравится, что вы следите за каждым их шагом. Исследуя работу завода в Китае, Бернстайн обнаружил, что чем пристальнее слежка, тем ниже продуктивность работников.

3. Создание пула почасовиков тоже не панацея. Если число почасовиков и временных сотрудников довести 
с 0 до 4 в пересчете на 10 постоянных сотрудников, то прибыль, действительно, растет. А вот идти дальше не стоит: как показало исследование, при большем количестве временных сотрудников падает мотивация всего коллектива. Кроме того, слишком трудно составить гибкий график работы для такого количества людей при неопределенном спросе.

В чем же выход? Добавить к машинному разуму человеческий опыт и интеллект. Так крупнейший частный ритейлер США Belk стал согласовывать автоматические графики с бригадами продавцов — они вносят коррективы в распечатки примерно 
в половине случаев. Им стало удобнее, а компания тоже в выигрыше — ее доналоговая прибыль выросла на 2%.

Об исследовании "Estimating the Impact of Understaffi ng on Sales and Profi tability in Retail Stores", Vidya Mani, Saravanan Kesavan и Jayashankar M. Swaminathan; "The Transparency Paradox: A Role for Privacy in Organizational Learning and Operational Control", Ethan S. Bernstein; "Volume Flexibility in Services: The Costs and Benefits of Flexible Labor Resources", Saravanan Kesavan, Bradley R. Staats, 
и Wendell Gilland.