Какая рабочая среда на самом деле нужна вашему бизнесу | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какая рабочая среда на самом деле нужна
вашему бизнесу

Четыре модели рабочего пространства, учитывающие размеры и ориентиры компании

Авторы: Мария Рош , Энди Ву

Какая рабочая среда на самом деле нужна вашему бизнесу
Иллюстрация: Artur Debat/Getty Images

читайте также

Социальная самоидентификация

Дмитрий Жуков

Закон о гомстедах XXI века

Холстед Тед

Почему мы избегаем информации, которая могла бы нам помочь

Томас Стэкпол

Перестройка — не событие, а эпоха

Маккомб Уильям

Пандемия длится вот уже почти два года, и сейчас самое подходящее время для многих руководителей проанализировать, как и где сотрудники работают и взаимодействуют. Должны ли компании возвращать их обратно в офис или оставить на удаленке? Не пора ли попробовать новый способ совместной работы? В бесконечном потоке обсуждений, особенно в популярных средствах массовой информации, теряется простая мысль: не существует единственно правильного ответа, поскольку менеджеры должны адаптировать профессиональную среду к бизнес-потребностям своей организации. Решение может быть трудным. Недавние опросы показывают: то, что сами сотрудники считают наиболее эффективным для них, может ограничивать потенциал бизнеса в целом.

Чтобы помочь в этом процессе, предлагаем модель, на которую можно ориентироваться руководителям в выборе оптимальной конфигурации работы для максимизации эффективности компании в экономике знаний. Предлагаемые идеи основаны на более чем десятке масштабных эмпирических проектов и изученных нами кейсов в различных отраслях за период как до, так и во время пандемии. Наше исследование показывает, что для подбора наиболее эффективной рабочей модели менеджеры должны учитывать две ключевые особенности организации: размер и ориентиры роста. В зависимости от того, какое положение занимает компания в этих двух измерениях, мы рекомендуем использовать одну из четырех условных конфигураций: автономный офис или кампус, гибридный формат с гибким пространством, коворкинг или полностью удаленная работа. Каждая из моделей имеет свои преимущества при том или ином варианте выбора, который приходится делать компаниям, а им приходится выбирать между совместным творчеством или индивидуальной продуктивностью, способностью меняться и расширяться или координацией.

К сожалению, сегодня мы видим, что слишком многие менеджеры медлят с принятием решений и не спешат определиться с подходящим форматом. Здесь не получится усидеть на двух стульях — придется выбирать. Однако решительное внедрение одной из четырех моделей работы позволит оптимизировать самые важные для организации параметры за счет прочего, без чего она успешно может обойтись.

Соотнесите ваши потребности с возможностями офиса

На основе проведенного исследования мы определили два важных вопроса, которые помогут понять, куда движется организация и где она находится сейчас. Это поможет определить, какая из четырех моделей подходит именно вам. Во-первых, какова ваша стратегия будущего роста? Во-вторых, каким, как вы сейчас считаете, должен быть размер организации?

Какова стратегия будущего роста?

Во-первых, необходимо решить, что важнее для того, чтобы достичь стратегических целей: творческие инновации или эффективное исполнение. Если креативное развитие имеет первостепенное значение для вашего бизнеса, то рабочее место должно объединять знания и людей, в идеале лично. Если реализация является основной целью, потребуется убедиться, что отдельные сотрудники компании максимально эффективны в своей работе; физическое нахождение рядом с другими может фактически отвлекать от работы и снижать эффективность труда.

Каков размер организации?

Во-вторых, стоит признать, что малым и крупным компаниям необходимо по-разному подходить к переосмыслению эргономики офиса. С одной стороны, крупные фирмы имеют доступ к богатой базе знаний и талантов непосредственно в рамках компании, но могут возникать сложности с координацией работы в масштабе. С другой стороны, малый бизнес демонстрирует гибкость и быстро адаптируется к новым условиям, но обладает гораздо меньшим количеством информации, на которую можно опереться. Однако при правильной организации рабочей среды, которая позволит использовать сильные стороны и нивелировать слабые, малый бизнес сможет создать все условия для роста, а крупное предприятие сможет быть гибким, как небольшой стартап.

Чтобы понять, к какой категории относится ваш бизнес, можно ориентироваться на классификацию Управления по делам малого бизнеса США. В зависимости от отрасли диапазон для малого бизнеса будет различаться по масштабам, но для многих предприятий сферы услуг или технологий можно на практике исходить из численности в 100 сотрудников. Наши исследования показывают, что для действительно наукоемкой работы, такой как разработка новых технологий, порог может быть намного ниже: даже 10 сотрудников или меньше в некоторых высокотехнологичных секторах.

Определение оптимального рабочего пространства для организации

На основании оценки по этим двум параметрам организацию можно отнести к одной из четырех условных рабочих конфигураций: автономный офис, гибридный формат с гибким пространством, коворкинг или полностью удаленная работа. Ниже мы описываем преимущества каждого из них и предлагаем примеры фирм, которые сумели эффективно внедрить каждую из конфигураций.

Отдельный офис или кампус — для крупных предприятий, ориентированных на креативность

Ваш главный ресурс — это люди, поскольку сотрудники — источник знаний и творчества, в котором вы нуждаетесь. Таким образом, рабочее место должно способствовать тому, что ученые называют рекомбинацией информации среди работников; это процесс, в котором инновации возникают, когда существующие знания комбинируются новыми способами. Наше исследование показывает, что этот вариант работает лучше всего, когда вы объединяете людей в одном физическом пространстве. Почему? Потому что обмен навыками — особенно навыками того типа, которые не получится легко формализовать или систематизировать, — лучше всего происходит при личном общении при наличии еще и невербальных коммуникаций. Быстрая обратная связь и актуальная информация имеют решающее значение для эффективного обсуждения и мозгового штурма.

Это означает, что встречи в Zoom недостаточно, поскольку не вся информация хорошо передается через веб-камеру, а виртуальные совещания нечасто происходят по счастливой случайности в нужный момент. Вам нужно собрать людей вместе, чтобы они могли провести мозговой штурм в конференц-зале, а также создать ситуации, когда они могут столкнуться друг с другом в коридоре по пути в уборную, к лифту, на кухню (или к пресловутому кулеру). Более крупные организации имеют больше возможностей извлечь выгоду из таких случайных вероятностей: компания из пяти человек может иметь 10 возможных взаимодействий у кулера, а компания из 10 — целых 45. За счет размера организации таких творческих возможностей становится экспоненциально больше.

В то же время перед крупным предприятием стоит задача координации. Специалисты из разных функциональных подразделений, занимающиеся разными продуктами, должны иметь возможность регулярно и беспрепятственно общаться друг с другом, чтобы держаться правильного направления, как мы показываем в своем исследовании, проведенном в сотрудничестве с Google. Таким образом, вам необходимо объединять людей не только для внедрения инноваций, но и для активной координации между сотрудниками, которые должны идти к общим целям в будущем и устранять проблемы в решении задач, например, в случае, если одна команда задерживает другую.

Крупные фирмы могут обеспечить как рекомбинацию знаний, так и активную координацию, решив централизованно собирать членов команды лично в отдельном офисе или кампусе. Возьмем, к примеру, Apple: есть множество причин, по которым Apple — это Apple, но компания явно заботится о том, как они взаимодействуют со своими работниками. Всего за несколько месяцев до смерти, Стив Джобс отправился в городской совет Купертино и изложил собственное видение футуристического круглого дома из стекла, который будет способствовать творчеству и сотрудничеству. Джобс считал, что счастливые совпадения, ведущие к внедрению инноваций, редко случаются, если дизайн здания не располагает к совместной работе.

Чтобы формировать такие социальные взаимодействия, руководителям следует обратить внимание на архитектуру офиса: создание пространств, в которых могут собираться группы или в которых коллеги могут случайно встретиться друг с другом на ходу, способствует координации и рекомбинации знаний. В открывшемся в 2017 году Apple Park сотрудники постоянно пересекаются друг с другом: в спортзале площадью 100 тыс. кв. футов, в парках, в одном из семи кафе или по пути в уборную. Присутствие многих работников Apple в одном пространстве означает, что могут выстраиваться связи между представителями разных команд, происходит обмен идеями между коллегами разных специальностей и появляются возможности для совместной деятельности. Разделение здания на модульные секции, капсулы, удобно для командной работы и для общения. Все, кто попадает в эти группы, — от генерального директора до стажеров летних программ — заводят полезные связи и могут открыть для себя возможности наставничества.

Гибридный формат с гибким пространством — для крупного предприятия, ориентированного на реализацию