Команды будущего: как выстроить эффективную кадровую политику | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Команды будущего: как выстроить эффективную
кадровую политику

Компании должны уже сегодня сформировать новые принципы управления людьми, чтобы двигаться вперед, оставаться гибкими и готовыми к переменам в будущем, говорится в новом отчете PwC. С чего начать?

Автор: Редакция «Больших идей»

Команды будущего: как выстроить эффективную кадровую политику
Фото: Perkins Eastman

читайте также

Что ждет Илона Маска и его компанию Tesla

Стив Бланк

Неудача как драйвер успеха

Михаил Рахлин

В поисках идей: октябрьский выпуск

Научиться жить с рисками

В ближайшие три года вопрос трансформации кадровой политики станет решающим для бизнеса. Пандемия, политическая нестабильность, внедрение ИИ, изменения климата, дефицит ресурсов — компаниям приходится быть готовым к новым изменениям. Именно поэтому бизнесу необходимо выстраивать новые стратегии работы с кадрами уже сейчас. Какими они будут? Ответу на этот вопрос посвящен отчет Workforce Radar за 2024 год, подготовленный международной консалтинговой корпорацией PwC. Редакция «Больших идей» прочитала отчет и выделила главное. 

Workforce Radar основан на исследованиях данных компаний на рынке, а также данных клиентов и собственных данных PwC. Кроме того, выводы исследования базируются на результатах опроса, проведенного в апреле 2024 года. В нем приняли участие более 18 000 сотрудников, 2600 руководителей предприятий и 1300 руководителей отделов кадров.

1. Задумайтесь о вашей стратегии управления талантами

Какой бы безупречной ни была ваша бизнес-стратегия, какими бы технологиями вы ни располагали, все это не имеет значения, если у вас не хватает компетентных сотрудников.

Бизнес-лидеры и HR-директора должны планировать будущую стратегию по управлению кадрами, отталкиваясь от того, хотят ли они в первую очередь стать магнитом для талантов или же — фабрикой талантов.

  • Фабрики талантов выращивают кадры внутри компании за счет обучения и создания благоприятных условий для профессионального роста.

  • Магниты талантов нацелены в первую очередь на привлечение высококвалифицированных работников: они делают упор на внешний маркетинг и создание привлекательного имиджа компании.

Но на самом деле это вопрос не выбора «либо — либо», а расстановки приоритетов. И большинство бизнес-лидеров и руководителей HR-отделов, опрошенных для исследования, считают, что их компании в равной степени являются и магнитом талантов, и фабрикой для них.

Впрочем, далеко не все сотрудники тех же компаний согласились с этим. Как оказалось, на ответы влияли возраст и пол респондентов. В то время как 73% сотрудников-мужчин считали свою компанию магнитом талантов, лишь 54% сотрудниц были с ними согласны. Фабрикой талантов свою компанию считали 73% мужчин и 52% женщин.

Принимая решение, к какому из двух форматов тяготеет ваша компания, оценивайте различные запросы ваших сотрудников, соизмеряйте их со своей бизнес-стратегией и применяйте такие методы мотивации, как компенсации и различные бонусы (в том числе оплачиваемые творческие отпуска, беспроцентные займы, программы финансового образования и т.д.). Сотрудники, которые довольны оплатой труда, как правило, рекомендуют своего работодателя другим профессионалам — таким образом, компания становится магнитом для талантов. Если же в приоритете для вашей организации возможность стать фабрикой талантов, то в первую очередь стоит обратить внимание на долгосрочное финансовое планирование. Например, создание корпоративной пенсионной программы или помощь в получении профессионального образования. Проведите опросы среди сотрудников, чтобы определить их ожидания, потребности и то, какими из существующих бонусов они пользуются.

Насколько актуальна эта стратегия для российских компаний? Отвечает Виктория Старостина, руководитель практики развития и продвижения бренда работодателя, ANCOR.

Эффективный бренд работодателя сегодня — это не выбор между «магнитом для талантов» и «фабрикой талантов», а их интеграция для разных целевых аудиторий. Успешные компании создают гибридные стратегии, нацеленные на удовлетворение потребностей разных категорий сотрудников.

Для привлечения опытных профессионалов стоит использовать инструменты внешнего HR-маркетинга: PR-кампании, участие в рейтингах работодателей и развитие реферальных программ. Акцент в коммуникации смещается на уникальные условия труда, гибкие форматы работы и возможности участия в масштабных проектах.

Для молодых специалистов и сотрудников начального уровня важно подчеркивать наличие стажерских программ, менторства и обучения внутри компании. На первый план выходит создание индивидуальных карьерных треков и системы корпоративной акселерации, чтобы мотивировать развитие и удерживать таланты.

Таким образом, компания может быть одновременно и магнитом для опытных специалистов, обеспечивая им привлекательные условия, и фабрикой талантов для молодых сотрудников, поддерживая их развитие с нуля. Этот комплексный подход повышает устойчивость бренда работодателя и позволяет компании быть гибкой, адаптироваться к вызовам современного рынка труда.

2. Выберите режим работы

Определите, какой формат работы — в офисе, удаленно или гибридный — для вас оптимален. Если вы собираетесь открыть офис в новом городе, стоит убедиться, что там есть профессионалы с необходимыми навыками. Гибкость рабочего графика и местоположения сотрудников позволит привлечь профессионалов из более широких кругов. Также примите во внимание затраты как на тех сотрудников, которые работают в офисе, так и на тех, кто находится на удаленке. Рабочее место — это не только физический офис, это еще и профессиональная среда, которая должна обеспечивать возможность сотрудничества, выстраивания связей и коммуникаций. Поэтому в офисе должны быть продуманы пространства для совместной работы и общения сотрудников.

Какой формат выбрать — ежедневное присутствие в офисе, удаленную работу или гибридный график? Как показывают опросы, сотрудники, которые работают в гибридном режиме, демонстрируют самый высокий уровень удовлетворенности работодателем.

  • Возможности для профессионального развития внутри компании — важный фактор при выборе работы. Между тем, лишь 47% сотрудников, опрошенных в результате исследования, согласились, что их работодатель дает им возможность развивать профессиональные навыки, 30% считают, что компания не предоставляет возможностей для повышения квалификации, а вместо этого предпочитает нанимать новых сотрудников со стороны.

  • Корпоративная культура и бренд. Опросы показали, что сотрудники, которые положительно оценивают корпоративную культуру в своей компании, в 1,6 раза чаще указывают, что их организация превосходит конкурентов. Важно, чтобы корпоративная культура соответствовала внешнему имиджу организации.

3. Предусмотрите возможное влияние новых технологий

Искусственный интеллект затронет работу многих компаний в разных аспектах, но уже сейчас понятно, что избежать влияния ИИ не удастся в любом случае. Между тем, внедрение новых технологий вряд ли принесет пользу вашему бизнесу, если базовые технологии, которые вы использовали до сих пор, не эффективны. Поэтому стоит проанализировать, насколько ваши технологии соответствует коэффициенту рентабельности инвестиций (ROI) и насколько они отвечают (или, наоборот, не соответствуют — что еще важнее) вашим изначальным ожиданиям. 

Например, ваша компания использует облачные хранилища для управления кадрами, эффективно ли это? После оценки эффективности можно задуматься об инвестициях в новейшие технологии, такие как ИИ, и внедрить их в бизнес-процессы. Уже сейчас 63% компаний используют преимущества ИИ, в том числе для поиска и найма новых сотрудников. Это может снизить затраты, повысить продуктивность работы и сделать более эффективным управление рисками. Но сотрудники должны быть подготовлены к выходу компании на новый технологический уровень и заинтересованы в этом. Поэтому следует вводить образовательные активности, хакатоны и игровые форматы использования ИИ.

4. Проанализируйте затраты на привлечение и удержание сотрудников

Определите общие затраты на персонал, учитывая не только зарплату, но и стоимость работы HR-отдела, проводимых программ рекрутинга и обучения. Для понимания общей картины также проанализируйте вероятные риски, связанные с недостаточной квалификацией сотрудников и нарушениями внутренних правил работы. Вероятно, что для такого глубокого анализа потребуется помощь привлеченных специалистов. Но только так вы сможете рассчитать рентабельность инвестиций в каждом отделе и понять, как оптимизировать заработную плату там, где ваши ожидания не соответствуют действительности.

5. Инвестируйте в лидеров

Неважно, сколько ресурсов вы вложили на каждом из этапов трансформации, если у вас в компании нет лидеров с навыками управления изменениями. Трансформационные лидеры помогают сотрудникам лучше понять бизнес-процессы и создают привлекательную, динамичную, поддерживающую среду в компании. Как обнаружить таких потенциальных лидеров внутри коллектива? Как правило, у них уже был опыт реализации успешных проектов в условиях непредвиденных изменений. Важно дать таким лидерам возможность получить необходимые навыки и отработать их на практике.

Одним из главных таких навыков становится честная коммуникация: лидеры общаются с сотрудниками, объясняют причины тех или иных стратегических решений и обеспечивают поддержку во время любых изменений. Кроме того, бизнес-лидеры должны уметь определять новые возможности в условиях нестабильности и вести своих сотрудников к цели.

Какие усилия для развития лидерства предпринимают сегодня российские компании? Отвечает Константин Витеев, руководитель практики аутплейсмента и карьерного консультирования, ANCOR.

Развитие компетенций в области карьерного менеджмента в компании становится важным элементом долгосрочной стратегии масштабирования лидерства. Карьерные консультации и диалоги помогают не только выявлять таланты, но и создавать четкие траектории их карьерного роста. Такой подход позволяет удерживать ценных сотрудников, развивать их лидерские качества и готовить к новым ролям в компании.

Кроме того, ключевым условием для успешного развития лидеров является благоприятная корпоративная культура — среда, способствующая развитию лидерского потенциала, которая может строиться на принципах открытых коммуникаций, поддержки инициатив и постоянного обучения. Сотрудники должны чувствовать, что их идеи ценны, а у них есть возможности для роста и развития. Важными элементами являются культура обратной связи, где руководители помогают корректировать действия и поддерживают подчиненных, а также создание инклюзивной среды, где каждый может раскрыть свои лидерские качества. Такая культура мотивирует сотрудников брать на себя ответственность и активно участвовать в развитии компании.

Организации, которые инвестируют в развитие лидеров через карьерные коммуникации, а также создают условия для постоянного обучения и роста, способны быстрее адаптироваться к изменениям и сохранять свою конкурентоспособность на рынке.