Как бороться с нечестными сотрудниками | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как бороться с
нечестными сотрудниками

Около 17% сотрудников, уличенных в мошенничестве и нечестном поведении, остаются работать в тех же организациях без особого ущерба для себя.

Автор: Галина Ефремова

Как бороться с нечестными сотрудниками

читайте также

Как чтение может развить ваш эмоциональный интеллект

Кристин Сейферт

Что делать, если коллеги заражают вас стрессом

Ребекка Найт

Кошмарный сон новатора

Аднер Рон,  Капур Рахул

«Идеи для лидера»: претензии к Telegram, топ-менеджеры на удаленке и конец «венчурной зимы»

Никита Щуренков

В предыдущем блоге я выделила три самых распространенных типа психологии собственников компаний, которые предпочитают в лучшем случае полумеры, когда их обкрадывает менеджмент. Желая найти причину, почему же владелец бизнеса ничего не делает при обнаружении злодеяний менеджмента, я сравнила психологию собственника с женщиной, которая знает, что партнер ее обманывает, но менять ничего не хочет.

С самого начала своей карьеры я сталкивалась с «нестандартными экономическими ситуациями, на которые нужно взглянуть по-другому» (с). Начинается все довольно стандартно: нужно «посмотреть, что происходит с такой-то компанией, таким-то филиалом, и проанализировать ситуацию».

Если лет десять назад в основном были так называемые бухгалтерские фальсификации — списание активов по заниженным ценам, закупки с откатами по завышенным ценам, реэкспорт и многое другое, то теперь попадаются более изощренные схемы.

Ниже я хочу рассмотреть два примера, которые характерны для нашей страны.

Ситуация №1.

При анализе отчетности дочерней компании были выявлены негативные моменты: такие как рост постоянных расходов, отсутствие корреляции с выручкой переменных расходов, стабильное многолетнее снижение выручки на фоне роста выплат по агентским договорам (откаты), дополнительный набор персонала и т. д. Дальнейший анализ показал, что на коммерческого директора дочерней компании и на гражданскую жену гендиректора четыре года назад было оформлено ООО, на которое практически сразу после регистрации были оформлены активы, построенные понятно-на-какие-средства, выведены клиенты.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Внимательный читатель задаст вопрос: «Что же было сделано в данном случае, насколько жестока была кара для негодяев?». Ответ: «Ни-че-го». Коммерческий директор, на которого была зарегистрирована параллельная компания, был отпущен по собственному желанию, так же, как и генеральный директор. Большинство менеджмента и персонала фирмы перешли в параллельную компанию, которая благополучно занимается своим бизнесом и процветает. Я даже допускаю, что некоторые читатели могут быть клиентами данной организации.

Параллельная структура\компания — структура, которая создается параллельно с целью дальнейшего вывода активов, клиентской базы, иногда персонала. Учредителями параллельной структуры являются лица, аффилированные с основной структурой, иногда сами сотрудники основной структуры (как в примере), если они недальновидны. Основная организация какое-то время не знает о создании и существовании параллельной фирмы, если не проводит проверки.

Еще более внимательный читатель спросит: «Какие же меры были приняты в управляющей компании, ведь речь идет о существенной ошибке корпоративного управления?». Ответ: «Гендиректор был чрезвычайно поглощен своим параллельным бизнесом, которым владел совместно с другими руководителями крупной ритейлерской сети, услугами которой уж точно пользовался читатель. После выявления данного случая он активно заинтересовал собственников построением системы сбалансированных показателей, через год покинул организацию с тортиками, чаепитием, рукопожатиями и сейчас благополучно трудится в госкорпорации. Про его методы руководства как единоличного исполнительного органа можно много написать — на отдельную книгу хватит под названием «Так управлять нельзя!». Начальник службы безопасности получил несколько премий. Он и на работу не ходил (а зачем?), совместно с собственником управляющей компании владел акциями одной популярной радиостанции (про которую уж точно слышал каждый читатель — и иногда подпевает песням, которые крутятся на ней, сидя в машине).

Ситуация №2.

В управленческой отчетности вертикально интегрированного холдинга было выявлено множество фальсификаций сводной отчетности, которые напрямую говорили о том, что в холдинге процветает наглый вывод активов — например, под видом заведомо убыточных аффилированных проектов потери прикрывались несанкционированными операциями с уставным и «надутым» добавочным капиталом.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Когда экономическая ситуация резко ухудшилась, банки перестали давать кредиты, менеджмент решил склонить собственника к продаже компании. Пикантность ситуации заключалась в том, что внешний долг организации к тому времени достиг более 40 EBITDA, а продать компанию собирались за 7 EBITDA. Через пару месяцев ушлый менеджмент покинул фирму, потому что выводить было уже нечего, а собственники остались с долгами холдинга, но без активов.

В данной организации предотвратить такую ситуацию было невозможно. Что делал собственник, когда получал информацию о нехороших действиях менеджмента? Выдавал премии! Кроме того, мажоритарий предпочел не ставить в известность других совладельцев — кстати, тоже характерная черта такого рода ситуаций.

В 2011 году журнал The Economist опубликовал полезную статью про то, что в кризис нужно приглядывать за менеджментом. Я хочу обратить внимание на следующие факты:

Факт 1. Количество выявленных фактов мошенничества или нечистоплотного поведения в компаниях увеличивается. Причины выявления, в общем, очевидны: когда дела у фирм идут хорошо, никто не обращает внимание на траты и кражи; но как только экономическая ситуация ухудшается, быстрое затягивание поясов позволяет начать «охоту на ведьм». Тем не менее не нужно обольщаться: во многих организациях подобные случаи наружу не просачиваются.

Факт 1.1. Порой расследование убытков от действий мошенников и нечистоплотных сотрудников стоит больше собственно убытков, поэтому некоторые компании просто не связываются с этим явлением и не хотят нарушать статус-кво.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Факт 2. Роль менеджеров среднего звена в подобных видах деятельности увеличивается, в то время как роль менеджеров высшего звена не уменьшается.

Факт 3. Типичный профиль преступника: мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, проработавший в компании от 3 до 5 лет и которого обошли при повышении в должности. Причины нечистоплотного поведения могут быть как экономическими, так и просто чисто психологическими.

Факт 4. Около 17% сотрудников, уличенных в мошенничестве и нечестном поведении, остаются работать в тех же организациях без особого ущерба для себя. Разумеется, это наводит других членов коллектива, осведомленных о расследовании, на мысли о безнаказанности преступления и, как следствие, кого-то толкает на аналогичные действия.

Сталкиваясь с многочисленными корпоративными злоупотреблениями, я все больше убеждаюсь в том, что как бы ни были прописаны различные процессы и внутренние процедуры в компании, человеческий фактор все-таки сильнее. Из своей практики аудитора я знаю точно, что воруют там, где позволяют это делать. И тогда это скорее вопрос компетентности тех, кто должен выявлять и предотвращать правонарушения, либо этим должны заниматься те, кто поддерживает и способствует грамотному операционному управлению. И тогда это претензии к нему.

Очевидно, что собственнику нужно принять сложное решение: либо перестроиться, либо продолжать плодить нечистоплотных сотрудников на фоне падающего рынка.

О существующих средствах обнаружения и предотвращения экономических преступлений читайте в следующем блоге.

Читайте по теме: