Как бороться с нечестными сотрудниками | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как бороться с
нечестными сотрудниками

Около 17% сотрудников, уличенных в мошенничестве и нечестном поведении, остаются работать в тех же организациях без особого ущерба для себя.

Автор: Галина Ефремова

Как бороться с нечестными сотрудниками

читайте также

Трудный выбор

Питер Штром

Принцип птицы Феникс: как относиться к неудачам и поражениям

Михаил Рахлин

Как строить карьеру без помощи начальника

Энн Шугар

Спад экономики в Китае через призму цепочек поставок

Дэвид Симчи-Леви

В предыдущем блоге я выделила три самых распространенных типа психологии собственников компаний, которые предпочитают в лучшем случае полумеры, когда их обкрадывает менеджмент. Желая найти причину, почему же владелец бизнеса ничего не делает при обнаружении злодеяний менеджмента, я сравнила психологию собственника с женщиной, которая знает, что партнер ее обманывает, но менять ничего не хочет.

С самого начала своей карьеры я сталкивалась с «нестандартными экономическими ситуациями, на которые нужно взглянуть по-другому» (с). Начинается все довольно стандартно: нужно «посмотреть, что происходит с такой-то компанией, таким-то филиалом, и проанализировать ситуацию».

Если лет десять назад в основном были так называемые бухгалтерские фальсификации — списание активов по заниженным ценам, закупки с откатами по завышенным ценам, реэкспорт и многое другое, то теперь попадаются более изощренные схемы.

Ниже я хочу рассмотреть два примера, которые характерны для нашей страны.

Ситуация №1.

При анализе отчетности дочерней компании были выявлены негативные моменты: такие как рост постоянных расходов, отсутствие корреляции с выручкой переменных расходов, стабильное многолетнее снижение выручки на фоне роста выплат по агентским договорам (откаты), дополнительный набор персонала и т. д. Дальнейший анализ показал, что на коммерческого директора дочерней компании и на гражданскую жену гендиректора четыре года назад было оформлено ООО, на которое практически сразу после регистрации были оформлены активы, построенные понятно-на-какие-средства, выведены клиенты.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Внимательный читатель задаст вопрос: «Что же было сделано в данном случае, насколько жестока была кара для негодяев?». Ответ: «Ни-че-го». Коммерческий директор, на которого была зарегистрирована параллельная компания, был отпущен по собственному желанию, так же, как и генеральный директор. Большинство менеджмента и персонала фирмы перешли в параллельную компанию, которая благополучно занимается своим бизнесом и процветает. Я даже допускаю, что некоторые читатели могут быть клиентами данной организации.

Параллельная структура\компания — структура, которая создается параллельно с целью дальнейшего вывода активов, клиентской базы, иногда персонала. Учредителями параллельной структуры являются лица, аффилированные с основной структурой, иногда сами сотрудники основной структуры (как в примере), если они недальновидны. Основная организация какое-то время не знает о создании и существовании параллельной фирмы, если не проводит проверки.

Еще более внимательный читатель спросит: «Какие же меры были приняты в управляющей компании, ведь речь идет о существенной ошибке корпоративного управления?». Ответ: «Гендиректор был чрезвычайно поглощен своим параллельным бизнесом, которым владел совместно с другими руководителями крупной ритейлерской сети, услугами которой уж точно пользовался читатель. После выявления данного случая он активно заинтересовал собственников построением системы сбалансированных показателей, через год покинул организацию с тортиками, чаепитием, рукопожатиями и сейчас благополучно трудится в госкорпорации. Про его методы руководства как единоличного исполнительного органа можно много написать — на отдельную книгу хватит под названием «Так управлять нельзя!». Начальник службы безопасности получил несколько премий. Он и на работу не ходил (а зачем?), совместно с собственником управляющей компании владел акциями одной популярной радиостанции (про которую уж точно слышал каждый читатель — и иногда подпевает песням, которые крутятся на ней, сидя в машине).

Ситуация №2.

В управленческой отчетности вертикально интегрированного холдинга было выявлено множество фальсификаций сводной отчетности, которые напрямую говорили о том, что в холдинге процветает наглый вывод активов — например, под видом заведомо убыточных аффилированных проектов потери прикрывались несанкционированными операциями с уставным и «надутым» добавочным капиталом.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Когда экономическая ситуация резко ухудшилась, банки перестали давать кредиты, менеджмент решил склонить собственника к продаже компании. Пикантность ситуации заключалась в том, что внешний долг организации к тому времени достиг более 40 EBITDA, а продать компанию собирались за 7 EBITDA. Через пару месяцев ушлый менеджмент покинул фирму, потому что выводить было уже нечего, а собственники остались с долгами холдинга, но без активов.

В данной организации предотвратить такую ситуацию было невозможно. Что делал собственник, когда получал информацию о нехороших действиях менеджмента? Выдавал премии! Кроме того, мажоритарий предпочел не ставить в известность других совладельцев — кстати, тоже характерная черта такого рода ситуаций.

В 2011 году журнал The Economist опубликовал полезную статью про то, что в кризис нужно приглядывать за менеджментом. Я хочу обратить внимание на следующие факты:

Факт 1. Количество выявленных фактов мошенничества или нечистоплотного поведения в компаниях увеличивается. Причины выявления, в общем, очевидны: когда дела у фирм идут хорошо, никто не обращает внимание на траты и кражи; но как только экономическая ситуация ухудшается, быстрое затягивание поясов позволяет начать «охоту на ведьм». Тем не менее не нужно обольщаться: во многих организациях подобные случаи наружу не просачиваются.

Факт 1.1. Порой расследование убытков от действий мошенников и нечистоплотных сотрудников стоит больше собственно убытков, поэтому некоторые компании просто не связываются с этим явлением и не хотят нарушать статус-кво.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Факт 2. Роль менеджеров среднего звена в подобных видах деятельности увеличивается, в то время как роль менеджеров высшего звена не уменьшается.

Факт 3. Типичный профиль преступника: мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, проработавший в компании от 3 до 5 лет и которого обошли при повышении в должности. Причины нечистоплотного поведения могут быть как экономическими, так и просто чисто психологическими.

Факт 4. Около 17% сотрудников, уличенных в мошенничестве и нечестном поведении, остаются работать в тех же организациях без особого ущерба для себя. Разумеется, это наводит других членов коллектива, осведомленных о расследовании, на мысли о безнаказанности преступления и, как следствие, кого-то толкает на аналогичные действия.

Сталкиваясь с многочисленными корпоративными злоупотреблениями, я все больше убеждаюсь в том, что как бы ни были прописаны различные процессы и внутренние процедуры в компании, человеческий фактор все-таки сильнее. Из своей практики аудитора я знаю точно, что воруют там, где позволяют это делать. И тогда это скорее вопрос компетентности тех, кто должен выявлять и предотвращать правонарушения, либо этим должны заниматься те, кто поддерживает и способствует грамотному операционному управлению. И тогда это претензии к нему.

Очевидно, что собственнику нужно принять сложное решение: либо перестроиться, либо продолжать плодить нечистоплотных сотрудников на фоне падающего рынка.

О существующих средствах обнаружения и предотвращения экономических преступлений читайте в следующем блоге.

Читайте по теме: