Три обязательных условия функционирования горячей линии в компании | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Три обязательных условия функционирования горячей линии
в компании

Сотрудники компании должны видеть, что горячая линия реально работает.

Автор: Галина Ефремова

Три обязательных условия функционирования горячей линии в компании

читайте также

Три цвета внимания

Гусинская Ирина

Как правильно нанять гендиректора

Без эмоционального интеллекта не будет нормального руководства

Борис Щербаков

Как расшевелить мозг

Джеффри Даер,  Кайл Нел,  Натан Ферр

По результатам исследования PricewaterhouseCoopers (PwC), опубликованного в 2014 году, наибольшую обеспокоенность СЕО (62%) вызывают коррупция и взяточничество. При этом 41% опрошенных российских бизнесменов утверждают, что им предлагали заплатить взятку, а 42% проиграли в борьбе с конкурентом, который, как они считают, взятку дал (для сравнения: во всем мире эти показатели составляют 18 и 22% соответственно).

Как показало исследование, компании готовят ответные меры: 67% российских респондентов утверждают, что как минимум ежегодно проводят оценку рисков мошенничества (в сравнении с 50% по всему миру). Все больше распространяется использование горячих линий, по которым жертвы мошенничества могут, не называя себя, дать знать правоохранительным органам о совершенном преступлении.

Так, например, горячие линии используют 60% респондентов из России, что сопоставимо со средним показателем по всему миру (62%). При этом 39% российских респондентов назвали эту меру высокоэффективной или эффективной (в 2011 г. доля таковых составляла 31%). Я думаю, что мои бывшие коллеги из PwC имели в виду, что 60% респондентов в России сказали, что у них существует «горячая линия», что не является подтверждением ее использования или эффективного функционирования.

Горячая линия на настоящее время — самое эффективное и недорогое средство внутреннего контроля служащим для обнаружения и предотвращения экономических преступлений, коррупции, для замера мотивации и лояльности персонала. Но надо иметь в виду, что для эффективного функционирования «горячей линии» необходимо одновременное осуществление трех условий.

Читайте материал по теме: Как бороться с нечестными сотрудниками

1. Всемерная (желательно искренняя) поддержка и продвижение данной горячей линии со стороны высшего руководства. Важно понимать, что она не будет функционировать сама по себе или только по факту подготовки формального положения о ее введении.

Что имеется в виду? Топ-менеджмент рассказывает, зачем нужна компании горячая линия, ее серьезность, показывает насколько важен каждый голос, обещает, что тех, кто предоставляет информацию, не будут преследовать в организации. Например, в одной из крупных телекоммуникационных компаний существует годовой иммунитет для тех, кто жалуется на горячую линию. Нужно добиться того, чтобы сотрудники фирмы начали говорить и не боялись этого делать.

В другой телекоммуникационной компании существует отдельная горячая линия для внесения рациональных предложений, критики существующих технических концепций. Менеджмент фирмы поощряет тех, кто вносит рациональные предложения.

2. Чтобы не допустить в компании «сталинских репрессий», очень важно понимать, на кого должна быть замкнута горячая линия, кто принимает с нее информацию и дает ей ход или же наоборот: будет заинтересован «положить бумагу под сукно».

На кого не должна быть замкнута горячая линия? В первую очередь это сотрудники отдела кадров и специалисты из отдела безопасности, поскольку именно в данных подразделениях сосредоточена беспощадная карающая сила, которая с большой долей вероятности будет направлена на тех, кто сообщает информацию, невыгодную в первую очередь именно для них. Также не следует замыкать горячую линию на менеджмент, например на гендиректора, на финансового директора, которым тоже не выгодна критика.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

На кого же должна быть замкнута горячая линия? Основное требование — независимость и непредвзятость тех, кто будет принимать и анализировать с нее информацию. В идеале это могут быть независимые директора, члены совета директоров, акционеры и собственники. В реальности оказывается, что членам совета директоров, собственникам некогда заниматься такими процедурами, либо они не осознают рациональности данного упражнения. Остаются внутренние аудиторы, несмотря на спорность принципа независимости функции внутреннего аудита.

В последнее время получила распространение форма создания службы Compliance, которая в том числе занимается рассмотрением и анализом информации с горячей линии. Данная служба составляет периодический отчет о поступившей информации для совета директоров. Для анализа отдельных случаев (эти случаи должны быть прописаны в положении) созывается специальная комиссия с привлечением, если это необходимо, дополнительной экспертизы, например юридической. В случае, если риск вовлеченности персонала в неэтические схемы велик, рекомендуется, чтобы каждый сотрудник подписал анкету невовлеченности в неэтические схемы. Начать необходимо с топ-менеджмента. Анкеты должны храниться у руководителя службы Compliance. Если начальник отдела безопасности и\или финансовый директор не подписывают данную анкету — это серьезный повод для служебного расследования.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

3. Сотрудники компании должны видеть, что горячая линия реально работает — то есть случаи, о которых сообщают реально расследуются, а тех, кто предоставляет информацию, не наказывают. Люди хотят понимать, что фирма заинтересована в повышении уровня прозрачности. Зачастую топ-менеджмент улетает в высшие слои стратосферы и не знает, чем живут простые члены коллектива. Большинство же сотрудников хотят гордиться организацией, в которой они трудятся. Я с горечью должна признать, что только в самом низу корпоративной пирамиды специалисты больше заинтересованы в том, чтобы раскрывались корпоративные кражи и преступления.

Читайте по теме: