Три обязательных условия функционирования горячей линии в компании | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Три обязательных условия функционирования горячей линии
в компании

Сотрудники компании должны видеть, что горячая линия реально работает.

Автор: Галина Ефремова

Три обязательных условия функционирования горячей линии в компании

читайте также

28 марта 2012г. Четвертая встреча HR-клуба HBR.

Идейный подход: как сделать сотрудников инноваторами

Камалини Рамдас

Данные как основа экономики: кейс Amazon

Антон Евгеньев

Думаете, вы умеете­ слушать?

Баруайз Патрик,  Миан Шон

По результатам исследования PricewaterhouseCoopers (PwC), опубликованного в 2014 году, наибольшую обеспокоенность СЕО (62%) вызывают коррупция и взяточничество. При этом 41% опрошенных российских бизнесменов утверждают, что им предлагали заплатить взятку, а 42% проиграли в борьбе с конкурентом, который, как они считают, взятку дал (для сравнения: во всем мире эти показатели составляют 18 и 22% соответственно).

Как показало исследование, компании готовят ответные меры: 67% российских респондентов утверждают, что как минимум ежегодно проводят оценку рисков мошенничества (в сравнении с 50% по всему миру). Все больше распространяется использование горячих линий, по которым жертвы мошенничества могут, не называя себя, дать знать правоохранительным органам о совершенном преступлении.

Так, например, горячие линии используют 60% респондентов из России, что сопоставимо со средним показателем по всему миру (62%). При этом 39% российских респондентов назвали эту меру высокоэффективной или эффективной (в 2011 г. доля таковых составляла 31%). Я думаю, что мои бывшие коллеги из PwC имели в виду, что 60% респондентов в России сказали, что у них существует «горячая линия», что не является подтверждением ее использования или эффективного функционирования.

Горячая линия на настоящее время — самое эффективное и недорогое средство внутреннего контроля служащим для обнаружения и предотвращения экономических преступлений, коррупции, для замера мотивации и лояльности персонала. Но надо иметь в виду, что для эффективного функционирования «горячей линии» необходимо одновременное осуществление трех условий.

Читайте материал по теме: Как бороться с нечестными сотрудниками

1. Всемерная (желательно искренняя) поддержка и продвижение данной горячей линии со стороны высшего руководства. Важно понимать, что она не будет функционировать сама по себе или только по факту подготовки формального положения о ее введении.

Что имеется в виду? Топ-менеджмент рассказывает, зачем нужна компании горячая линия, ее серьезность, показывает насколько важен каждый голос, обещает, что тех, кто предоставляет информацию, не будут преследовать в организации. Например, в одной из крупных телекоммуникационных компаний существует годовой иммунитет для тех, кто жалуется на горячую линию. Нужно добиться того, чтобы сотрудники фирмы начали говорить и не боялись этого делать.

В другой телекоммуникационной компании существует отдельная горячая линия для внесения рациональных предложений, критики существующих технических концепций. Менеджмент фирмы поощряет тех, кто вносит рациональные предложения.

2. Чтобы не допустить в компании «сталинских репрессий», очень важно понимать, на кого должна быть замкнута горячая линия, кто принимает с нее информацию и дает ей ход или же наоборот: будет заинтересован «положить бумагу под сукно».

На кого не должна быть замкнута горячая линия? В первую очередь это сотрудники отдела кадров и специалисты из отдела безопасности, поскольку именно в данных подразделениях сосредоточена беспощадная карающая сила, которая с большой долей вероятности будет направлена на тех, кто сообщает информацию, невыгодную в первую очередь именно для них. Также не следует замыкать горячую линию на менеджмент, например на гендиректора, на финансового директора, которым тоже не выгодна критика.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

На кого же должна быть замкнута горячая линия? Основное требование — независимость и непредвзятость тех, кто будет принимать и анализировать с нее информацию. В идеале это могут быть независимые директора, члены совета директоров, акционеры и собственники. В реальности оказывается, что членам совета директоров, собственникам некогда заниматься такими процедурами, либо они не осознают рациональности данного упражнения. Остаются внутренние аудиторы, несмотря на спорность принципа независимости функции внутреннего аудита.

В последнее время получила распространение форма создания службы Compliance, которая в том числе занимается рассмотрением и анализом информации с горячей линии. Данная служба составляет периодический отчет о поступившей информации для совета директоров. Для анализа отдельных случаев (эти случаи должны быть прописаны в положении) созывается специальная комиссия с привлечением, если это необходимо, дополнительной экспертизы, например юридической. В случае, если риск вовлеченности персонала в неэтические схемы велик, рекомендуется, чтобы каждый сотрудник подписал анкету невовлеченности в неэтические схемы. Начать необходимо с топ-менеджмента. Анкеты должны храниться у руководителя службы Compliance. Если начальник отдела безопасности и\или финансовый директор не подписывают данную анкету — это серьезный повод для служебного расследования.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

3. Сотрудники компании должны видеть, что горячая линия реально работает — то есть случаи, о которых сообщают реально расследуются, а тех, кто предоставляет информацию, не наказывают. Люди хотят понимать, что фирма заинтересована в повышении уровня прозрачности. Зачастую топ-менеджмент улетает в высшие слои стратосферы и не знает, чем живут простые члены коллектива. Большинство же сотрудников хотят гордиться организацией, в которой они трудятся. Я с горечью должна признать, что только в самом низу корпоративной пирамиды специалисты больше заинтересованы в том, чтобы раскрывались корпоративные кражи и преступления.

Читайте по теме: