Зараженные цинизмом | Большие Идеи
Управление персоналом

Зараженные цинизмом

Ирина Пешкова
Зараженные цинизмом
Фото: Scott Webb / Unsplash

Атмосфера некоторых организаций пронизана недоверием и подозрительностью, что приводит к негативным последствиям: низкой производительности труда, эмоциональному выгоранию, текучести кадров и мошенничеству. Сотрудники таких компаний заражены цинизмом — они сплетничают, комментируют каждое действие начальства и с опаской относятся к переменам. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек: когда люди смотрят на мир через призму цинизма, внутренние противоречия подтачивают не только рабочие процессы, но и здоровье работников. По данным некоторых исследований, циники более склонны к депрессии и подвергаются большему риску сердечных заболеваний, чем люди, довольные своей работой. 

Чтобы оценить, насколько так называемый организационный цинизм распространен в современных компаниях, ученые из НИУ ВШЭ провели исследование, адаптировав для своих целей авторитетный зарубежный опросник — Шкалу организационного цинизма. Исследователи выбрали для адаптации один из наиболее свежих вариантов шкалы, который был составлен итальянскими учеными в 2015 году.

В общей сложности были опрошено 424 респондента — представители разных профессий в возрасте от 19 до 84 лет, работающие в разных компаниях. В основном это были граждане России (385 человек), а также русскоязычные жители других стран — например Израиля, Канады, Великобритании, США, Индонезии. Средний стаж работы опрашиваемых составил 16,76 года. Данные собирались онлайн в течение 2020—2021 годов. Участие иностранных респондентов позволило сделать опросник более репрезентативным.

Три грани цинизма

«У оргцинизма три показателя — поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Их можно условно описать как «сплетничаю о начальстве», «считаю, что меня обманывают и не уважают», «ненавижу свою фирму» — объясняет один из авторов исследования, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер. Другими словами, циники склонны к пренебрежительному и критическому поведению, саркастически высказываются о своей компании, строят пессимистичные прогнозы относительно ее развития, используют невербальную экспрессию при обсуждении работы: закатывают глаза, ухмыляются и т. д. Они не верят официальным пресс-релизам с обоснованием организационных решений и убеждены, что компании недостает честности, а недобросовестное поведение — это норма. Кроме того, циники могут испытывать целую гамму негативных чувств по отношению к работодателю: презрение, разочарование, гнев, беспокойство, отвращение, стыд и даже удовольствие от превосходства над организацией.

Опросник включает в себя утверждения, характеризующие все три аспекта организационного цинизма. Чтобы выявить отношение сотрудников к работодателю, респондентам предлагались следующие высказывания: «Я считаю, что моя компания говорит одно, а делает другое», «Стратегия, задачи и действия моей организации имеют мало общего между собой», «Когда моя компания заявляет, что хочет что-то предпринять, я удивлюсь, если это произойдет на самом деле» и проч. В этой части исследования участники могли выбирать несколько вариантов изречений. Для определения уровня негативных эмоций необходимо было ответить на вопросы: «Как часто вы испытываете раздражение, когда думаете о своей компании?», «Как часто вы испытываете беспокойство, думая о своей компании?» и проч. Пункты, выявляющие проблемы с поведением, содержали утверждения: «Я жалуюсь на то, что происходит в моей организации, друзьям, которые в ней не работают», «Порой я ловлю себя на том, что высмеиваю лозунг и инициативы моей компании» и т. д. Кроме того, чтобы понять, насколько респонденты привязаны к своему офису, исследовали просили их примерить на себя заявления вроде «Я чувствую, что мое рабочее место — это часть меня», «Видящие мое рабочее место могут многое узнать обо мне», «По образу жизни и мировоззрению я похож(а) на тех, кто работает в моем офисе».

Рабочий инструмент

В ходе исследования четверть опрошенных продемонстрировала повышенный уровень цинизма, четверть — пониженный и половина — средний. Оказалось, что степень цинизма в коллективе снижается по мере того, как увеличивается стаж сотрудников. Другими словами, чем дольше человек (независимо от гендера и должности) трудится в компании и чем он старше, тем меньше в нем цинизма по отношению к работодателю и тем с большей готовностью он прощает управленческие недостатки и закрывает глаза на организационные решения, которые раньше могли восприниматься в штыки.

По мнению исследователей, некоторое количество циников необходимо для развития организации, так как эти люди поддерживают способность руководителей критически мыслить и побуждают их сохранять диалог с персоналом. Большое число циников, напротив, представляет опасность для компании. Поняв, что в коллективе много скептически настроенных сотрудников, необходимо выявить и попытаться устранить причины их недовольства. Среди таких причин ученые называют физические и социальные характеристики места работы: неудачный дизайн, отсутствие уверенности в надежности организации и доверия ей, высокий профессиональный стресс или негативные потрясения (несогласие с руководителем, реорганизация, необоснованное увеличение рабочего времени, проблемы с расписанием, сменой работы или управлением).

Соответственно, способы снижения оргцинизма, как утверждает Софья Нартова-Бочавер, связаны с обустройством здорового рабочего места и внедрением психологических и управленческих практик, направленных на укрепление гарантий личностной автономии сотрудников (в том числе приватности) и справедливости, интенсивное взаимодействие между руководством и рядовыми работниками, вовлечение сотрудника в его работу, использование приемов морального и трансформационного лидерства.

Исследователи полагают, что адаптированная ими шкала оргцинизма станет востребованным управленческим инструментом. Она может использоваться, например, для оценки риска снижения производительности труда и профессионального выгорания работников. Кроме того, этот инструмент позволит изучить, как сотрудники относятся к своей компании — насколько они доверяют руководству и верят в искренность принимаемых решений, насколько готовы поддерживать репутацию организации и просто продолжать в ней работать. Получив результаты опроса, руководители смогут выявить слабые места в управлении компанией, изменить тактику и стратегию управления персоналом, чтобы добиться большей лояльности сотрудников.

Шкала пригодится также при поиске и отборе кандидатов. Если соискатель цинично отзывается о предыдущем работодателе, для рекрутера это может служить серьезным сигналом: такого сотрудника либо не стоит брать на работу, либо, если он действительно нужен компании, ему стоит предложить помощь коуча.

Уровень организационного цинизма — важнейший показатель психологической атмосферы в коллективе. Используя адаптированную шкалу, компании смогут нанимать подходящих людей, оценивать обстановку в коллективе и при необходимости вовремя принять меры по стабилизации ситуации.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Шкала организационного цинизма: адаптация русскоязычной версии», М. В. Павлова, М. М. Дзюбенко, С. К. Нартова-Бочавер («Социальная психология и общество», 2022). Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук, НИУ ВШЭ.

советуем прочитать

Об авторе

Ирина Пешкова — старший редактор проекта «Большие идеи».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Испытательный срок для идеи
Манзи Джим,  Стефан Томке
Тест на порядочность
Мариам Кучаки
Проклятые сырьем
Сергей Гуриев,  Фалалеев Дмитрий