Что не так с D2C-бизнесом | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так
с D2C-бизнесом

Четыре совета, которые помогут выжить на рынке прямых продаж

Авторы: Лен Шлезингер , Мэтт Хиггинс , Шэй Роузман

Что не так с D2C-бизнесом
EUGENE MYMRIN/GETTY IMAGES

читайте также

Второй акт в жизни компании

Ларри Даунс,  Пол Нунес

Шесть трендов рекрутинга, которые определят будущее

Артем Кумпель

Консультанты руководителей — ковбои Дикого Запада

Фрис Алисса,  Шерман Стрэтфорд

Что делать, если сотрудники вас боятся

Нихар Чхая

Десятки лет на американском рынке товаров широкого потребления доминировала горстка брендов. Если камера, то Kodak, если бритва, то Gillette: ведущие бренды в десяти с лишним категориях не менялись с 1923 по 1983 год.

Затем интернет сделал инструменты, необходимые для создания и взращивания бизнеса, более доступными. После этого за 20 лет появился новый класс стартапов. Первое поколение компаний, организовавших продажи по схеме прямых продаж «непосредственно потребителям» (direct-to-consumer, D2C), — от Warby Parker (очки) до Everlane (одежда), Casper (матрасы) и The Honest Company (детские товары и косметическая продукция) — работали с арендованными цепями поставок, вели продажи исключительно через интернет, использовали прямую систему дистрибуции, маркетинг в социальных сетях и специфические средства визуальной индивидуализации (ныне повсеместный «блэндинг» (blanding, от слов «branding» и «bland», т. е. «брендинг» и «невыразительный» — прим. ред.)), в основном шрифты без засечек, пастельные тона и масштабируемые логотипы, с легкостью адаптируемые к широкому спектру электронных носителей информации.

Подъем D2C-стартапов стал возможным на фоне обилия венчурного капитала, низкой конкуренции и, прежде всего, рекламного арбитража, который можно было использовать по заниженной цене в социальных сетях. «Тогда умному человеку с посредственным товаром было не особенно трудно преуспеть на большом и сонном целевом рынке, — утверждает Бен Лерер, управляющий партнер венчурной фирмы Lerer Hippeau и ранний инвестор Casper и Warby Parker. — Множество MBA-проектов превратились в настоящие бизнесы».

Перенесемся в наше время. Многие из этих компаний выглядят менее жизнеспособными, чем раньше. «Для частных инвесторов компания Casper была единорогом. Для биржевых рынков ее капитал составляет не более трети миллиарда», — пишет Quartz о февральском первичном публичном размещении акций бренда, по результатам которого стоимость компании оказалась ниже, чем по итогам последнего раунда привлечения частных инвестиций. За считанные дни компания Brandless — нечто вроде D2C-магазина единой цены — прекратила работу и сократила 90% своих сотрудников. Glossier приостановила свою линейку декоративной косметики Play в связи с неблестящими продажами, а генеральному директору Outdoor Voices Тайлеру Хейни пришлось уйти в отставку после сообщений, что скорость расходования капитала компании составила $2 млн в месяц при объеме годовых продаж, равном $40 млн.

Так что же случилось? Этот ландшафт изменился почти до неузнаваемости даже по сравнению с картиной десятилетней давности (за вычетом шрифтов без засечек). Во-первых, нагрянули конкуренты, подстегнутые быстрым успехом нескольких выдающихся брендов. Из-за этого подскочили цены рекламы в соцсетях, и это перечеркнуло возможности использования арбитража и сделало привлечение клиентов еще более затратным делом. «98% D2C-брендов уже не у дел, они просто еще об этом не знают, — полагает Гэри Вайнерчук, основатель и генеральный директор VaynerMedia. — У них нет базы, чтобы привлекать клиентов по справедливой цене, а венчурные деньги в конце концов иссякнут».

Закрепившиеся на рынке игроки узнали, что объявления в Instagram и кампании с привлечением инфлюенсеров из соцсетей позволяют дорастить бизнес только до определенного размера: они не могут принести больше, чем несколько сотен тысяч «первых и лучших» клиентов. Это привело к повороту к физической рознице и побудило основателей компаний мучительно размышлять, не пора ли выставить свои товары на Amazon. D2C-бренды с каждым днем становятся все больше похожими на своих предшественников. Конкуренция также привела к фрагментации спроса на привлекательных рынках вроде рынка посуды. Equal Parts, Made In, Misen, Great Jones, Caraway, Our Place и другие конкурируют за продажу кастрюль и сковородок премиум-класса миллениалам, для которых особую важность представляет дизайн. Еще больше картину усложняют потребительские мегабренды, которые, наверстывая упущенное, запускают собственные D2C-линейки, такие как Native Deodorant от P&G или бренд люксовых перевязочных материалов Welly, в 2019 году вступивший в эксклюзивное партнерство с торговой сетью Target.

Между тем инвесторы стали более искушенными. Дело не только в том, что за венчурные доллары теперь борется небывалое количество производителей потребительских товаров. Теперь у финансовых доноров есть накопленные за десяток лет данные об отрасли, на которые они могут опираться, оценивая результативность компаний. И если во время изначального притока капитала в рассматриваемую отрасль рост доходов ценился выше рентабельности, сейчас маятник движется в обратную сторону. После неблестящего первичного размещения акций Casper в феврале 2020 года и вмешательства Федеральной торговой комиссии, не давшей Edgewell купить Harry’s (D2C-производителя бритв), мы наблюдаем своего рода коррекцию: юнит-экономика вдруг оказалась в силе. Побеждает стабильный рост.

В 2020 году добиться выдающегося успеха гораздо труднее, чем в 2010-м. Как отметил в The New York Times Нил Блюменталь, генеральный директор Warby Parker, «начать бизнес никогда не было так дешево, хотя, наверное, никогда не было труднее его взращивать». Стоит ли говорить о стойком влиянии всего перечисленного на ожидания потребителей. То, что в 2010 году было новаторством, сейчас необходимо по умолчанию. Интернет-коммерция в сочетании с рекламой в Instagram и современным логотипом потребителям уже не в новинку. «10 лет назад D2C-бизнес был откровением, — указал Бен Лерер. — Идея, что D2C-бизнес — новаторство, еще на слуху. Но это уже совсем не так. Теперь новатор — тот, кто по-новому действует».

Выйти за пределы D2C

В мире столько всего изменилось, и то, что работало раньше, почти наверняка не будет работать в будущем. D2C-компаниям понадобится пройти через возвращение к основам менеджмента и выход за пределы D2C-повестки, чтобы использовать в своей деятельности уроки последнего десятилетия. Вот несколько принципов, определяющих конкретные меры, которые придется принять D2C-лидерам.

Многоканальность необходима. D2C-распространение становится помехой для роста, и брендам, зародившимся в цифровом мире, необходимо шагнуть в реальную розницу (несмотря на то что она поставлена на паузу в связи с текущей пандемией коронавируса). Подоспел новый урожай розничных концепций, который может утолить новоявленные потребности. Showfields, Bulletin, Story и Neighborhood Goods — вариации на одну и ту же тему, подразумевающую подбор D2C-концепций и их объединение под одной крышей без долгосрочных арендных обязательств и дорогостоящего строительства. Хотя неясно, насколько жизнеспособна и масштабируема окажется эта новая реинкарнация розницы, основанная на аренде торговых площадей, многие D2C-компании, хоть немного попробовавшие поработать офлайн, сообщают, что покупатели, взаимодействовавшие с их брендом в физических магазинах, реже возвращают купленный товар и чаще совершают повторные покупки, чем онлайновые клиенты. Должна ли розничная стратегия бренда включать в себя фирменные магазины, розничные сети государственного масштаба, присутствие на Amazon или некую комбинацию всего перечисленного, зависит от численности ее клиентов, уровня контроля, необходимого ей для сетевого маркетинга, и показателей, к которым она стремится.

Будьте разными для разных покупателей. Уникальное преимущество D2C-брендам дает их способность строить личные отношения с потребителями, получая при этом ценные данные, которые невозможно собрать в традиционных розничных магазинах. Эти отношения все чаще выглядят как двусторонние: в сотрудничестве с клиентами бренды создают новые товары и услуги. Pattern Brands называет это явление «direct with consumer» («непосредственно с потребителем»). Сообщество клиентов останется важным отличием современных брендов от старожилов рынка. D2C-брендам, стремящимся к массовому спросу, нужно решить непростую задачу — распространить принцип близости к клиенту на все расширяющееся потребительское сообщество при выходе в реальную розницу.

Наращивайте прибыль с помощью вертикальной интеграции. Арендованные цепи поставок могут работать сразу после запуска бизнеса, но не в долгосрочной перспективе. Конкурируя за показы рекламы с новыми агрессивными стартапами, зрелые бренды перечеркивают арбитраж, который раньше был конкурентным преимуществом D2C-брендов. А прибыль, которую ранние D2C сохранили за счет исключения посредников, в конце концов ушла на дорогостоящее индивидуализированное распространение товаров. В связи с повсеместным ростом затрат на привлечение потребителей брендам нужно планировать вертикальную интеграцию (например, создание собственных производственных мощностей вместо аутсорсинга), чтобы сохранить прибыль и пережить выпуск ценных бумаг.

Подготовьтесь к голосовой революции. В следующем десятилетии голосовые интерфейсы преобразят коммерцию примерно так же, как это сделал интернет 30 лет назад. Существующие цепи поставок, маркетинговые стратегии и системы брендов оптимизированы под экраны цифровых устройств, с помощью которых мы сейчас взаимодействуем с интернетом. Компании, которые не заглядывают в будущее и не учитывают грядущий переход на новые платформы, неизбежно отстанут от конкурентов.

Все больше компаний начинают использовать эти стратегии, и термин «напрямую потребителю» с каждым днем устаревает. D2C-отрасль — продукт конкретной ситуации, катапультировавший к процветанию горстку своих первооткрывателей. Но сегодняшняя обстановка показывает, что эта модель перестала быть надежной. Чтобы добиться успеха сегодня, нужно понимать и вечнозеленые основы бизнеса, и те стойкие изменения, которые вызвала D2C-модель, навсегда преобразив розницу.

Об авторах

Лен Шлезингер (Len Schlesinger) — профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса. В прошлом — 12-й президент Колледжа Бэбсона, а также вице-председатель и операционный директор Limited Brands (ныне L Brands). Соавтор книги «What Great Service Leaders Know and Do».

Мэтт Хиггинс (Matt Higgins) — генеральный директор RSE Ventures.

Шэй Роузман (Shaye Roseman) — студентка Гарвардской школы бизнеса.

* деятельность на территории РФ запрещена